Владимир Путин 14 декабря в ходе итоговой пресс-конференции заявил о необходимости создания специального органа, который занимался бы проблемами миграции. Между тем, помимо службы по работе с иностранными мигрантами, России имело бы смысл создать свой аналог еврейского агентства «Сохнут», главной задачей которого является репатриация на родину соотечественников из-за рубежа.
Опыт Израиля по репатриации еврейского населения крайне показателен. Благодаря активной переселенческой политике была создана не только этнодемографическая база государства Израиль, но и само его возникновение, по сути, есть результат иммиграции. Все современное еврейское население Израиля является потомками тех, кто переселился в страну на протяжении XIX–XX вв. Активное стимулирование репатриации приносит Израилю не только демографические, но и вполне ощутимые экономические выгоды. Переселение врачей, инженеров, преподавателей, других специалистов с высшим образованием и востребованными компетенциями позволяет экономить огромные средства, которые были затрачены на их обучение в странах выезда, почти бесплатно получая квалифицированные кадры.
Создание «Сохнута» неотделимо от процесса становления международного сионистского движения, результатом деятельности которого и стало возникновение Израиля. В 1908 году Всемирная сионистская организация создала в Палестине, которая тогда входила в Османскую империю, Палестинское еврейское бюро. Оно представляло интересы евреев в отношениях с турецкими властями, а также оказывало помощь в иммиграции евреев на территорию Палестины и приобретении ими земли. После распада Османской империи и получения Великобританией в 1922 году мандата на управление Палестиной в документах впервые появляется название «Еврейское агентство», которое должно было сотрудничать с правительством по вопросам иммиграции евреев и создания в Палестине «еврейского национального очага».
По решению 16-го Сионистского конгресса в Цюрихе, принятому 11 августа 1929 г., «Палестинское еврейское бюро» было переименовано в «Еврейское агентство для Палестины», а его штаб-квартира перенесена из Яффы в Лондон. По-видимому, это позволяло лучше организовывать и координировать переселение в Палестину еврейского населения Европы, которое после прихода к власти нацистов в Германии (1933 г.) оказалось в крайне сложном, а вскоре и катастрофическом положении. В 1934-1948 годах Еврейское агентство помогло нелегально въехать в Палестину более 150 тыс. евреев. В 1933 году оно заключило соглашение с Германией об эмиграции в Палестину 50 тыс. немецких евреев с сохранением части имущества. Именно в межвоенный период и первые послевоенные годы в Палестину прибывает большая часть населения, составившая этнодемографическую базу еврейского государства.
После образования по решению ООН в 1948 году государства Израиль организация была переименована в Еврейское агентство для Израиля, превратившись в главный инструмент репатриации еврейского населения из всех стран мира. С момента создания в 1929 году «Сохнут» по его собственным оценкам доставил в Израиль более 3 млн репатриантов и создал в Израиле около тысячи новых поселений. Это почти треть современного населения Израиля (9,7 млн), включающего, помимо евреев, проживающих на его территории арабов-суннитов, христиан, армян, друзов, другие коренные этноконфессиональные группы и чуть менее половины собственно еврейского населения Израиля. Без «Сохнута» существование Израиля как государства было бы весьма проблематичным.
Репатриацией титульного населения, осуществляемой на основании принадлежности переселенцев к титульному этносу, занимается не только Израиль. Из республик бывшего СССР наиболее значительным опытом в этой сфере обладает Казахстан. К моменту обретения независимости в конце 1991 г. казахи составляли менее половины его населения, лишь немногим превосходя по численности русских и уступая в совокупности трем восточнославянским народам. В этих условиях Казахстан с 1991 г. приступил к репатриации этнических казахов, проживавших в зарубежных, главным образом граничащих с ним странах – Китае, Монголии, Иране, Узбекистане, России и др. В соответствии с миграционным законодательством такие переселенцы стали называться оралманами (казах. «возвращенец»), а в 2021 г. – кандасами («соотечественник», «однокровка»). Опыт их репатриации, накопленный Казахстаном за три последних десятилетия, тоже заслуживает пристального внимания.
По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, на 1 сентября 2023 г. в Казахстан вернулись 1 млн 123,2 тыс. этнических казахов, что составляет около 5,9% от численности всего населения республики по переписи 2021 г. (19,2 млн) и 8,3% от числа этнических казахов (13,5 млн). Абсолютное большинство оралманов переселились в Казахстан из трех стран – Узбекистана (53,6%), Китая (19,6%) и Монголии (10,9%). В Узбекистане, откуда в Казахстан направляется большая часть переселенцев, большинство казахов проживает в граничащих с ним Каракалпакии и Ташкентской области. Кроме того, в Казахстан переселяются казахи из России (7,8%), Туркменистана (5,9%) и некоторых других стран.
Возрастная структура переселенцев в целом благоприятна для Казахстана: 61,4% из них принадлежат к населению трудоспособного возраста, 30% – моложе трудоспособного и лишь 8,5% являются пенсионерами. Во многом это является следствием молодой возрастной структуры казахов в тех странах, откуда они репатриируются на родину.
Распределение же оралманов по уровню образования далеко не столь благоприятно. Из числа переселенцев трудоспособного возраста 15,6% имеют высшее, 34,4% – среднее специальное и 41,2% – общее среднее образование. В самом Казахстане высшее образование по переписи 2021 г. имело 27,6%, а среднее специальное – 30,8% населения. Таким образом, по доле имеющих высшее образование оралманы почти вдвое уступали «коренному» населению Казахстана, а по уровню среднего технического лишь незначительно его опережали. То есть в республику переселялось менее образованное население, чем то, которое в ней уже проживало. Несоответствие образовательного уровня оралманов требованиям к квалификации рабочей силы порождало проблемы, которые, в частности, стали одной из причин массовых беспорядков в расположенном на западе страны Жанеозене в 2011 г.
Проблемы порождает и то, что казахстанские власти, опасающиеся потери населенных русскими северных и северо-восточных регионов, предпочитают расселять оралманов именно на их территории. Так, в 2016 г., вскоре после обострения украинского кризиса, региональные квоты на расселение оралманов выглядели следующим образом: из 1 259 семей в Павлодарской области планировалось расселить 690, Восточно-Казахстанской – 260, Акмолинской – 123, Северо-Казахстанской – 108, Западно-Казахстанской – 29, Атырауской – 28, а Костанайской – 21 семью. Абсолютное большинство из этих регионов расположены на севере и лишь две (Западно-Казахстанская и Атырауская области) на западе Казахстана. Между тем в русскоязычных северных регионах оралманы из-за климата, незнания языка, более высоких требований к квалификации адаптировались хуже, чем на юге.
Сравнение результатов репатриационной политики Израиля и Казахстана оказывается отнюдь не в пользу последнего, причем как по количеству переселенцев, так и по их «качественному» составу. Показателен в этом плане иск Минюста РФ от 21 июля 2022 года в Басманный суд с требованием закрыть «Сохнут» в России, решение по которому пока не вынесено. Помимо незаконного сбора сведения о российских гражданах еврейского происхождения и передачи их за рубеж, «Сохнуту» инкриминируется предпочтение, отдаваемое репатриации ученых и предпринимателей. А это является признанием эффективности его работы по переселению именно «высококачественных» групп российского населения, которые представляют для Израиля наибольшую ценность. У Казахстана же никаких структур, напоминающих по своим функциям «Сохнут», нет. За рубежом переселенцами занимаются представительства МИД, а внутри страны – местные органы власти.
В России миграцией занимается МВД, в задачи которого входит контроль над ней, а отнюдь не обеспечение необходимого количества и «качества» переселенцев, культурно-языковая адаптация которых никаких противоречий в обществе не порождает. Решить проблемы с переселением соотечественников способен, на наш взгляд, российский аналог «Сохнута», который напрямую занимался бы вопросами репатриации как в странах их проживания, так и в тех регионах, куда соотечественники будут переселяться.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram