России необходим свой аналог «Сохнута» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.11.2024 |

России необходим свой аналог «Сохнута»

Владимир Путин 14 декабря в ходе итоговой пресс-конференции заявил о необходимости создания специального органа, который занимался бы проблемами миграции. Между тем, помимо службы по работе с иностранными мигрантами, России имело бы смысл создать свой аналог еврейского агентства «Сохнут», главной задачей которого является репатриация на родину соотечественников из-за рубежа.

Опыт Израиля по репатриации еврейского населения крайне показателен. Благодаря активной переселенческой политике была создана не только этнодемографическая база государства Израиль, но и само его возникновение, по сути, есть результат иммиграции. Все современное еврейское население Израиля является потомками тех, кто переселился в страну на протяжении XIX–XX вв. Активное стимулирование репатриации приносит Израилю не только демографические, но и вполне ощутимые экономические выгоды. Переселение врачей, инженеров, преподавателей, других специалистов с высшим образованием и востребованными компетенциями позволяет экономить огромные средства, которые были затрачены на их обучение в странах выезда, почти бесплатно получая квалифицированные кадры.

Создание «Сохнута» неотделимо от процесса становления международного сионистского движения, результатом деятельности которого и стало возникновение Израиля. В 1908 году Всемирная сионистская организация создала в Палестине, которая тогда входила в Османскую империю, Палестинское еврейское бюро. Оно представляло интересы евреев в отношениях с турецкими властями, а также оказывало помощь в иммиграции евреев на территорию Палестины и приобретении ими земли. После распада Османской империи и получения Великобританией в 1922 году мандата на управление Палестиной в документах впервые появляется название «Еврейское агентство», которое должно было сотрудничать с правительством по вопросам иммиграции евреев и создания в Палестине «еврейского национального очага».

По решению 16-го Сионистского конгресса в Цюрихе, принятому 11 августа 1929 г., «Палестинское еврейское бюро» было переименовано в «Еврейское агентство для Палестины», а его штаб-квартира перенесена из Яффы в Лондон. По-видимому, это позволяло лучше организовывать и координировать переселение в Палестину еврейского населения Европы, которое после прихода к власти нацистов в Германии (1933 г.) оказалось в крайне сложном, а вскоре и катастрофическом положении. В 1934-1948 годах Еврейское агентство помогло нелегально въехать в Палестину более 150 тыс. евреев. В 1933 году оно заключило соглашение с Германией об эмиграции в Палестину 50 тыс. немецких евреев с сохранением части имущества. Именно в межвоенный период и первые послевоенные годы в Палестину прибывает большая часть населения, составившая этнодемографическую базу еврейского государства.

После образования по решению ООН в 1948 году государства Израиль организация была переименована в Еврейское агентство для Израиля, превратившись в главный инструмент репатриации еврейского населения из всех стран мира. С момента создания в 1929 году «Сохнут» по его собственным оценкам доставил в Израиль более 3 млн репатриантов и создал в Израиле около тысячи новых поселений. Это почти треть современного населения Израиля (9,7 млн), включающего, помимо евреев, проживающих на его территории арабов-суннитов, христиан, армян, друзов, другие коренные этноконфессиональные группы и чуть менее половины собственно еврейского населения Израиля. Без «Сохнута» существование Израиля как государства было бы весьма проблематичным.

Репатриацией титульного населения, осуществляемой на основании принадлежности переселенцев к титульному этносу, занимается не только Израиль. Из республик бывшего СССР наиболее значительным опытом в этой сфере обладает Казахстан. К моменту обретения независимости в конце 1991 г. казахи составляли менее половины его населения, лишь немногим превосходя по численности русских и уступая в совокупности трем восточнославянским народам. В этих условиях Казахстан с 1991 г. приступил к репатриации этнических казахов, проживавших в зарубежных, главным образом граничащих с ним странах – Китае, Монголии, Иране, Узбекистане, России и др. В соответствии с миграционным законодательством такие переселенцы стали называться оралманами (казах. «возвращенец»), а в 2021 г. – кандасами («соотечественник», «однокровка»). Опыт их репатриации, накопленный Казахстаном за три последних десятилетия, тоже заслуживает пристального внимания.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, на 1 сентября 2023 г. в Казахстан вернулись 1 млн 123,2 тыс. этнических казахов, что составляет около 5,9% от численности всего населения республики по переписи 2021 г. (19,2 млн) и 8,3% от числа этнических казахов (13,5 млн). Абсолютное большинство оралманов переселились в Казахстан из трех стран – Узбекистана (53,6%), Китая (19,6%) и Монголии (10,9%). В Узбекистане, откуда в Казахстан направляется большая часть переселенцев, большинство казахов проживает в граничащих с ним Каракалпакии и Ташкентской области. Кроме того, в Казахстан переселяются казахи из России (7,8%), Туркменистана (5,9%) и некоторых других стран.

Возрастная структура переселенцев в целом благоприятна для Казахстана: 61,4% из них принадлежат к населению трудоспособного возраста, 30% – моложе трудоспособного и лишь 8,5% являются пенсионерами. Во многом это является следствием молодой возрастной структуры казахов в тех странах, откуда они репатриируются на родину.

Распределение же оралманов по уровню образования далеко не столь благоприятно. Из числа переселенцев трудоспособного возраста 15,6% имеют высшее, 34,4% – среднее специальное и 41,2% – общее среднее образование. В самом Казахстане высшее образование по переписи 2021 г. имело 27,6%, а среднее специальное – 30,8% населения. Таким образом, по доле имеющих высшее образование оралманы почти вдвое уступали «коренному» населению Казахстана, а по уровню среднего технического лишь незначительно его опережали. То есть в республику переселялось менее образованное население, чем то, которое в ней уже проживало. Несоответствие образовательного уровня оралманов требованиям к квалификации рабочей силы порождало проблемы, которые, в частности, стали одной из причин массовых беспорядков в расположенном на западе страны Жанеозене в 2011 г.

Проблемы порождает и то, что казахстанские власти, опасающиеся потери населенных русскими северных и северо-восточных регионов, предпочитают расселять оралманов именно на их территории. Так, в 2016 г., вскоре после обострения украинского кризиса, региональные квоты на расселение оралманов выглядели следующим образом: из 1 259 семей в Павлодарской области планировалось расселить 690, Восточно-Казахстанской – 260, Акмолинской – 123, Северо-Казахстанской – 108, Западно-Казахстанской – 29, Атырауской – 28, а Костанайской – 21 семью. Абсолютное большинство из этих регионов расположены на севере и лишь две (Западно-Казахстанская и Атырауская области) на западе Казахстана. Между тем в русскоязычных северных регионах оралманы из-за климата, незнания языка, более высоких требований к квалификации адаптировались хуже, чем на юге.

Сравнение результатов репатриационной политики Израиля и Казахстана оказывается отнюдь не в пользу последнего, причем как по количеству переселенцев, так и по их «качественному» составу. Показателен в этом плане иск Минюста РФ от 21 июля 2022 года в Басманный суд с требованием закрыть «Сохнут» в России, решение по которому пока не вынесено. Помимо незаконного сбора сведения о российских гражданах еврейского происхождения и передачи их за рубеж, «Сохнуту» инкриминируется предпочтение, отдаваемое репатриации ученых и предпринимателей. А это является признанием эффективности его работы по переселению именно «высококачественных» групп российского населения, которые представляют для Израиля наибольшую ценность. У Казахстана же никаких структур, напоминающих по своим функциям «Сохнут», нет. За рубежом переселенцами занимаются представительства МИД, а внутри страны – местные органы власти.

В России миграцией занимается МВД, в задачи которого входит контроль над ней, а отнюдь не обеспечение необходимого количества и «качества» переселенцев, культурно-языковая адаптация которых никаких противоречий в обществе не порождает. Решить проблемы с переселением соотечественников способен, на наш взгляд, российский аналог «Сохнута», который напрямую занимался бы вопросами репатриации как в странах их проживания, так и в тех регионах, куда соотечественники будут переселяться.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
836
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика