Несмотря на бодрые рапорты местных властей о готовности систем теплоснабжения, с приходом декабрьских холодов в нескольких регионах и городах Казахстана (Актау, Балхаше, Степногорске, Темиртау, Риддере, Жезгазгане, Экибастузе) произошли аварии на ТЭЦ и теплосетях, которые вновь обнажили критические проблемы в энергетике страны. В перечисленных городах подобные аварии отнюдь не первые. В частности, в декабре 2022 года аварии на теплоэлектроцентралях Экибастуза и Риддера привели к тому, что в квартирах жителей этих городов лопнули батареи, стены заиндевели.
Зима только началась, а люди вновь оказались в беде. И проблема высокой аварийности на ТЭЦ, котельных и трубопроводах будет сохраняться до тех пор, пока не будет осуществлен капитальный ремонт всех ТЭЦ и теплотрасс. А это дело даже не завтрашнего дня, поскольку требуется переформатирование всей энергосистемы страны. Сегодня она ориентирована не на потребителя, а на коммерческий интерес своих собственных структур.
Понятно, что все попытки реформирования рынка электроэнергии блокируются этими структурами. В таких условиях действующая в стране программа «Тариф в обмен на инвестиции» (согласно которой в 2023–2029 годах предусматривается 40% рост тарифов на услуги энергоснабжающих организаций) не решает существующих проблем, а загоняет их в тупик. Ведь в рамках этой программы планируется не полная модернизация инженерных сетей электро-, тепло-, водоснабжения, а снижение их износа на 20% к 2029 году. Заметим, что все годы независимости тарифы, в которые были заложены средства на ремонт, повышали, но инфраструктура продолжала ветшать.
Аналогичная программа «Тариф в обмен на инвестиции» уже действовала с 2009 по 2015 год. За эти годы тариф был удвоен, что позволило получить от потребителей свыше 1 трлн тенге дополнительных средств. Однако информацию о том, проводил ли владелец на объекте ремонтные работы, в каком объеме вкладывал инвестиции, ни управляющие компании, ни чиновники предпочитают не раскрывать. И это несмотря на то, что непрозрачный и коррупционный механизм инвестирования, отсутствие жесткого контроля за целевым расходованием тарифных доходов привели к столь плачевным результатам! Энергетическая система не прошла очередную проверку на прочность холодами, и ей вновь требуются огромные инвестиции на обновление.
По информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР), на сегодняшний день протяженность тепловых сетей в городах составляет 12,1 тыс. км, из них требует замены 6,7 тыс. км. При среднем износе в 55% в 80 городах с централизованным теплоснабжением этот показатель достигает 75-92%. Необходимый объем инвестиций оценивается в 2,2 трлн тенге. Власти заверяют, что реанимированная программа – это «принципиально новый подход, который предполагает не бездумное вливание денег коммунальщикам, а ответственное использование полученных инвестиций». Однако в это слабо верится. Исходя из практики предыдущих лет, прав окажется незабвенный Черномырдин: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
Безусловно, ответственность за происходящие аварии полностью лежит на властях. Среди главнейших причин происходящих аварий – утраченное единство отрасли, низкая квалификация сотрудников энергетического ведомства (от министерства до руководства на местах). Закон о закупках просто насыщен коррупционными составляющими. При этом какие-либо действия предпринимаются только с наступлением критических ситуаций, поскольку выделяемые из госбюджета средства позволяют решать лишь сиюминутные задачи.
Пожары, падающие трубы, прорывы теплотрасс, многочисленные аварии на ТЭЦ, из-за которых в морозы люди остаются без тепла – таковы реалии сегодняшних дней. Конечно, все это не наследие Советского Союза, как бы кто ни кивал на советский строй, а результат в разы выросшего потребления при критических показателях износа вследствие отсутствия необходимых вложений в энергетическую систему страны и контроля за расходованием финансов, все-таки вложенных в отрасль.
Казахстан, как уверяют власти, – не только новый, но и справедливый, однако подходы к решению проблем остаются старые. Продолжается перекладывание всех финансовых тягот по модернизации и развитию энергоотрасли на население, которое заставляют оплачивать провалы правительства и местных властей. Ведь если энергообъекты находятся на балансе государства, то и модернизировать их необходимо из государственного бюджета. В случае недоинвестирования приватизированных объектов взыскивать необходимые средства следует с их собственников.
Безусловно, привлечь инвесторов в отрасль с высокой изношенностью активов крайне сложно. В инвестиционном холдинге АО «ФНБ «Самрук-Казына» обсуждается идея вливания 1,5 трлн тенге на модернизацию энергетических объектов и строительство электростанций из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Таким образом, чиновники намерены профинансировать объекты, из которых «бизнесмены» годами тянули деньги, ничего не вкладывая в их развитие.
Почему изношенную энергоструктуру намерены модернизировать за счет изъятия средств из ЕНПФ, рискуя накоплениями нынешних и будущих пенсионеров и избавляя от ответственности виновных чиновников и бизнесменов? Вся предыдущая практика освоения выделяемых ресурсов говорит о высокой вероятности того, что средства из ЕНПФ будут потрачены столь же неэффективно или вовсе разворованы.
Ситуация усугубляется и растущим дефицитом кадров в сфере энергетики. И если не решать эту проблему сейчас, то страна вообще останется без квалифицированных специалистов. Так, только в Восточно-Казахстанской области в сфере коммунальных услуг при высоком уровне износа сетей и оборудования коммунальных предприятий в 2022 году уволились около двух тысяч работников.
Ежегодные аварии уже не вызывают удивления. За годы независимости в стране не было построено ни одной новой ТЭЦ, а средний возраст имеющихся превышает 60 лет, и их износ составляет от 60 до 90%. За летний сезон устранить годами накопленные проблемы в энергетике невозможно.
К примеру, в Степногорске находится единственная в Акмолинской области ТЭЦ. Средний износ ее котлов составляет 50%, а тепловых сетей – 80%. Некоторые объекты (например, Уральскую ТЭЦ с почти 90% износа) реконструировать вообще не имеет смысла. Есть и другая проблема. Банки второго уровня, институты развития перестали кредитовать угольные электростанции. Если газа нет, уголь уже не кредитуют, то что строить? А ведь дефицит мощности, в октябре составлявший 895 МВт, в ноябре достиг 1,3 ГВт! Согласно прогнозному балансу KEGOC, в 2024 году дефицит составит 1,57 ГВт, в 2025 году – 1,58 ГВт. Недостающие объемы Казахстан импортирует из России.
После встречи в ноябре текущего года президентов Казахстана и России было объявлено, что с участием российской компании за счет льготных кредитов от российских банков будут построены ТЭЦ в Кокшетау, Усть-Каменогорске и Семее. В частности, технико-экономическое обоснование строительства ТЭЦ в Кокшетау уже готово. Сметная стоимость оценивается в 389 млрд тенге.
Несмотря на провозглашённую политику перехода на зелёную энергетику и план газификации северных и восточных регионов РК, с повестки дня строительство угольных станций не снимается. Топливом трех будущих ТЭЦ станет уголь. И это понятно: в республике сегодня углю альтернативы нет. Одним из перспективных вариантов развития энергетики является строительство АЭС. По приблизительным оценкам, строительство АЭС из двух блоков мощностью 2,4 ГВт может обойтись в 15 млрд долларов со сроком реализации 10 лет.
Однако возможное строительство АЭС в Казахстане вызывает большие споры. Для разрешения разногласий населению было обещано вынести вопрос на референдум, но когда его проведут, неизвестно. А ведь от наличия и состояния генерирующих мощностей и соответствующей инженерной инфраструктуры зависит будущее страны.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram