Новый состав правительства Польши приведён к присяге президентом Анджеем Дудой. Глава нового кабинета министров Дональд Туск хорошо знаком странам-соседям, как и старый/новый глава МИД Радослав Сикорский.
Из соседей Польши больше всего позитива по случаю смены польского правительства демонстрировал официальный Минск. В этом было больше эмоций, чем рационально обоснованных перспектив на улучшение двусторонних отношений. Правящая долгое время правая партия «Право и справедливость» (PiS) Ярослава Качиньского сделала максимум не только для ухудшения всего спектра отношений с Россией, но и с союзной ей Белоруссией.
Александр Лукашенко хорошо знаком с новым главой польского МИД, занимавшим этот пост во времена предыдущего премьерства Туска. В 2010 году накануне финала белорусских президентских выборов А. Лукашенко принимал Р. Сикорского и главу МИД ФРГ Гидо Вестервелле. Вместе с тогдашним главой МИД Белоруссии Владимиром Макеем они обсуждали перспективы Белоруссии в программе ЕС для постсоветских республик «Восточное партнёрство».
Вестервелле и Сикорский уговаривали Лукашенко сделать политические послабления в Белоруссии. Взамен обещали инвестиции и расширение двусторонней торговли, вливания в совместные программы. Минску сулили несколько миллиардов долларов прямой выгоды и отмену западных санкций.
Президентские выборы в Белоруссии 2010 года завершились арестом всех оппозиционных кандидатов. ЕС ответил ужесточением ограничительных мер. Вестервелле назвал Лукашенко «последним диктатором Европы», на что в ответ получил знаменитый афоризм: «Лучше быть диктатором, чем голубым».
Лукашенко также заявил, что «деятели типа Сикорского» претендуют на «кресы всходние» – Западную Белоруссию и Западную Украину. СССР вернул эти территории в 1939 г., «укрупнив» УССР и БССР. С 2021 года день Освободительного похода Красной армии на территорию разгромленного вермахтом польского государства с целью недопущения поглощения западнобелорусских и западноукраинских земель гитлеровской Германией в Белоруссии отмечают как национальный праздник. Варшава крайне нервно отреагировала на восстановленный советский праздник, но поделать ничего не смогла.
Туск и Сикорский наработали репутации твёрдых евроатлантистов. Качиньский в ходе парламентской кампании 2023 года открыто называл Туска агентом Берлина. Более того: Минюст Польши обзывал Евросоюз «IV Рейхом», пляшущим под дудку ФРГ. Медийные истерики не помогли PiS удержать власть, а лишь подпортили и без того скандальную репутацию официальной Варшавы.
Сикорский курировал поддержку русофобской оппозиции на всём постсоветском пространстве. Особое внимание уделялось участницам «Восточного партнёрства», среди которых приоритетными были Украина и Белоруссия – там формальным предлогом развития прозападных сетей была опека польского этнического меньшинства. Диаспоре выдавалась «карта поляка» после экзаменов на знание польского языка и истории Польши в откровенно русофобской трактовке польских шовинистов.
Мятеж 2014 года в Киеве – «ягодки» тех «цветочков», которые Сикорский сотоварищи взращивали на протяжении многих лет. Сикорский лично участвовал в украинском госперевороте, будучи в числе тех западных дипломатов, которые обманывали украинского президента Виктора Януковича.
Сикорского на посту главы МИД сменил Витольд Ващиковский. Он продолжил дело своего предшественника по реинтеграции Западной Украины и Западной Белоруссии. Ващиковский даже приезжал в Белоруссию и выступал на митингах прозападной оппозиции, продвигая тезис о некоем единстве против России с такими, например, заявлениями: «Когда-то оба наши народа стали жертвами одной империи».
По отношениям с Россией и Белоруссией в варшавских элитах существует полный консенсус. Вне зависимости от правящей коалиции главы польского МИД работали и будут работать на нанесение максимального ущерба Москве и всем её союзникам.
Возвратившись сегодня в МИД, Сикорский реализует обозначенную им в начале 2023 года идею максимальной интеграции Украины (или того, что от неё останется по итогам СВО) в евроатлантическое пространство. В интервью изданию Polityka он обосновал такое устремление интересом Польши сделать антироссийским буфером Украину с перспективой «европеизировать» Белоруссию.
Министром обороны в новом правительстве стал бывший министр труда прежнего правительства Туска. Владислав Косиняк-Камыш возглавляет правую «Польскую народную партию» и имеет степень доктора медицины. Сейчас правительство Туска называют «лоскутным» и выпячивают назначение медика главой оборонного министерства, забывая, что Сикорский тоже не имел военного образования и командных должностей до своей бытности министром обороны (2005-2007 годы). Правда, у Сикорского был опыт личного участия в боевых действиях на стороне воевавших с СССР афганских моджахедов.
Тем не менее Косиняк-Камыш ничем не выбивается из общего тренда ЕС и многих других государств, где министрами обороны становятся сугубо гражданские. Например, Урсула фон дер Ляйен возглавляла Минобороны ФРГ с дипломом гинеколога. Эта должность и на Украине тоже не предполагает командования войсками – она административная, чиновничья. Косиняк-Камыш – лидер «Польской крестьянской партии». Туск наделил его именно этим портфелем в «лоскутном правительстве», потому что другие портфели были уже распределены. Опытный политик назначил бы кого угодно на эту должность, только бы зачистить охвостье выдвиженцев Качиньского.
Новый министр обороны не подвергает сомнению продолжение линии своего предшественника. Мариуш Блащак заявил намерение Польши создать самую сильную сухопутную армию Европы, а президент Дуда постарался заключить многомиллиардные контракты на импорт самых современных вооружений из США, Южной Кореи и других стран.
Как бы ни отменяли культуру в Польше и в Евросоюзе, возомнившем себя единственной Европой, драматургический принцип «чеховского ружья» не теряет актуальности и в политике. Чем закончилась милитаризация Третьего рейха прекрасно известно.
Крупнейшие армии создают для того, чтобы воевать. Пока что нет оснований полагать, что милитаризация Польши затеяна только ради коррупционных «откатов» и гонорливых «понтов». Вопрос в другом: в каком акте пошлой польской оперетки ружьё выстрелит?
Немаловажно также, в какую сторону оно выстрелит. Пока что на давние призывы Варшавы разместить у неё ядерное оружие США (из ФРГ) не счёл безопасным ответить даже не чуждый геополитическим авантюрам старик Байден.
Любопытно, что среди первых важных решений нового министра обороны Польши стала ликвидация госкомиссии по расследованию «причастности России» в гибели президента Леха Качиньского в авиакатастрофе 2010 года над Смоленской областью. Здесь тоже нет ничего «пропутинского», хотя именно так и преподносит оставшийся в живых брат-близнец погибшего польского лидера.
Эксперты сходятся во мнении о неизменности продолжения конфронтации Варшавы с Россией. Своеобразная многовековая традиция была пресечена на несколько десятилетий после Второй мировой войны в радикально ином геополитическом контексте. Невозможно войти в одну и ту же реку дважды.
Русофобская матрица польских элит возрождена и получила новое развитие. Всё благоприятствует продолжению прежних трендов в «восточной политике», под которой в Варшаве понимается евразийское пространство восточнее Вислы.
Перемены к лучшему после формирования нового польского правительства не произошли. Официальная Варшава сместила акценты во внутренней политике, снова желает быть любезной Брюсселю, но не более. Поэтому прежние угрозы для России, Белоруссии и других постсоветских республик сохраняют свою актуальность.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
_________________________
Рис.: А. Горбаруков