Завершающийся год был для Грузии сложным, взрывоопасным с точки зрения попыток втянуть ее в вооруженный конфликт с северным соседом и угрозы оказаться в немилости у Запада из-за непослушания и неприсоединения к ряду санкций против России и в то же время – относительно стабильным и мирным на фоне происходящих в регионе и мире вовсе не мирных событий.
Оказавшись своего рода островком мира на Южном Кавказе, Грузия стала центром притяжения для граждан соседних государств, и не только для них. Одни пытались спастись от грозившей мобилизации на войну, другие бежали от бомбардировок и обстрелов из эпицентра военных действий, третьи искали убежища от преследования своих властей. Здесь на некоторое время обосновались белорусские оппозиционеры, затем появились беженцы с Украины, за ними последовали беглецы-релоканты из России, спасавшиеся от санкций или от мобилизации на войну. В основном останавливались в Тбилиси, позднее освоили Батуми и другие прибрежные города и поселки Аджарии.
Более состоятельные покупали дома, квартиры, открывали счета в грузинских банках, переводили сюда средства из своих банков. Они же учреждали здесь компании, предприятия, переносили бизнес, которым занимались на родине, либо вливались в те виды процветающего в Грузии бизнеса, которые приносят быстрый доход. Это купля-продажа и аренда недвижимости и организация свадеб. Благо что в Грузии пожениться можно буквально за один день: процедура бракосочетания крайне упрощена и доступна всем.
Те же, кто бежал в Грузию «непредусмотрительно» и «неподготовленно», то есть без особых средств к существованию, пополнили ряды местных безработных, и грузинские социальные сети запестрели объявлениями «ищу работу», авторы которых вместе со своими «достоинствами» и «регалиями» указывали на «слабое знание» или «незнание» государственного языка. А в ответ получали советы от грузинских пользователей вначале выучить грузинский язык, а затем приступать к поискам работы.
Состоятельные «релоканты» готовили документы, мобилизовывали средства путем продажи имущества на родине либо приобретенного в Грузии, чтобы получить визу в одну из европейских или американских стран. Некоторые добивались успеха и отправлялись кто в США, кто в Коста-Рику, кто в Польшу, кто в Великобританию, кто в Германию... Немало и тех, кому не повезло. Были и те, кто, уехав на время за границу, разочаровывались и возвращались в Грузию. Правда, таких пока единицы.
Наплыв приезжих – релокантов и беженцев – вызвал позитивные процессы в грузинской экономике, оживились туристический сектор, сектор недвижимости, финансовый и банковский, торговый сектор, но, с другой стороны, изобилие автомобилей и увеличение числа курсирующих в городах автобусов и микроавтобусов привели к транспортному коллапсу, многочасовым пробкам на дорогах, а рост спроса на недвижимость резко повысил цены на жилье, что негативно сказалось в основном на местных квартиросъемщиках.
На этом фоне внутриполитическая жизнь Грузии особых изменений не претерпела. По-прежнему в заключении остается экс-президент Михаил Саакашвили, освобождение которого – цель его соратников. Однако их – членов «Единого национального движения» – ряды заметно поредели после того, как был выбран новый председатель партии малопопулярный Леван Хабеишвили, и ЕНД покинул бывший председатель Ника Мелия, уведя за собой своих единомышленников. Главная оппозиционная партия явно утратила как свой былой авторитет, так и значительную часть сторонников. Но «политическая поляризация», как обозначили противостояние между властью и оппозицией западные политики и дипломаты, не прекратилась, не снизилась и продолжает будоражить политически подкованную часть общества, а заодно и привлекать внимание западных кураторов, призывающих правительство Грузии «найти общий язык» с недовольной оппозицией.
На фоне нестабильной обстановки в мире и регионе и политически поляризованной среды в самой стране Грузия в конце года удостоилась-таки статуса кандидата в члены Евросоюза. О решении Европейского совета в Тбилиси узнали 14 декабря вечером и в тот же день отпраздновали событие ярким фейерверком и окрашенной в цвета флага ЕС телевышкой на горе Мтацминда. А 15 декабря на центральной площади столицы устроили митинг и концерт, на который были приглашены лояльные к властям политики и артисты. С трибуны на площади к собравшимся обратился премьер-министр Ираклий Гарибашвили и еще раз сообщил всем радостную новость. Выступали другие лидеры правящей партии, члены парламента.
Оппозиция праздновала событие отдельно – каждая партия отмечала его в своем офисе. Обещала показаться и на центральной площади столицы, но так и не добралась до нее. На площадь пришла президент Саломе Зурабишвили, которая давно уже попала в опалу к властям и даже была под угрозой импичмента, но не получила его, так как инициаторы импичмента не смогли набрать достаточного количества голосов. Зурабишвили ожидала, что и ее пригласят на трибуну, так как в последние месяцы она активно ездила по западным столицам, встречалась с западными лидерами и просила их дать Грузии статус кандидата. Одновременно проводила в своей резиденции встречи с различными слоями населения и собирала подписи в знак поддержки европейского курса Грузии. Однако на трибуну её так и не позвали. Видимо, из опасения, что президент, как это случалось неоднократно, опять «скажет что-то несуразное» и испортит праздник.
По мнению грузинского аналитика Заала Анджапаридзе, присвоение Грузии статуса кандидата в члены Евросоюза стало венцом всех событий уходящего 2023 года. Что касается вклада в это дело, то, по словам эксперта, главный вклад принадлежит правительству, однако не следует умалять и определенных усилий, приложенных президентом.
«Что касается вклада в присвоение статуса, одно можно сказать однозначно: это не заслуга оппозиции. А что касается вклада президента, я не до конца разделяю мнение, что она действовала против присвоения Грузии статуса кандидата. Может быть, некоторые ее заявления оставляли такое впечатление, и она могла бы быть более осмотрительной в своих публичных высказываниях, но я думаю, что и она внесла свой скромный вклад в это достижение. Однако львиная доля принадлежит власти, которая, особенно в последние месяцы, очень интенсивно поработала в этом направлении. И когда премьер-министр Ираклий Гарибашвили представлял ежегодный отчет правительства, он назвал несколько влиятельных фигур в ЕС и США и намекнул, что те также внесли лепту в достижение этой заветной цели. И разумеется, общественность показала, что она твердо стоит за проевропейский выбор», - пояснил З. Анджапаридзе.
Вторым главным достижением минувшего года он считает то, что Грузии удалось сохранить мир и стабильность на своей территории, несмотря на очень турбулентную обстановку и попытки в той или иной форме втянуть страну в конфликт против России.
На третьем месте, по мнению эксперта, значительное улучшение ситуации в экономике. «Еще одним главным итогом прошедшего года я бы назвал значительный рост нашей экономики. В этих сложных условиях грузинская экономика по нескольким важным параметрам вышла на допандемический уровень. Хотя это не отразилось на кошельках многих наших граждан, но даже последние опросы NDI показывают, что значительное число респондентов отмечает, что их экономическое положение не ухудшилось», – пояснил З. Анджапаридзе.
Немаловажным считает он и сохранение между Грузией и Россией таких отношений, которые застраховали страну от угроз и опасностей, имевших, по мнению аналитика, шанс возникнуть, если бы Тбилиси проводил конфронтационную политику. Такое положение он считает достижением правящей партии.
Среди негативных итогов минувшего года Заал Анджапаридзе отмечает сохраняющуюся политическую поляризацию и политическую деградацию оппозиции. «Противостояние между основными политическими игроками не уменьшилось даже после присвоения стране статуса кандидата, но еще больше углубилось и в какой-то мере перекинулось на общество, поддерживающее ту или иную политическую силу. Что касается политического ландшафта, можно отметить очень выраженную политическую деградацию оппозиционных сил, и это отразилось даже в самом последнем опросе NDI. В этом плане политическая жизнь Грузии обеднела, потому что в политике не видно новых свежих сил, нет притока здоровой свежей крови, а обветшалые лидеры и партии ничего положительного в политическую жизнь не привнесли. И это влияет на общую внутриполитическую обстановку и на политическую культуру, которая так и не поднялась в Грузии до того уровня, чтобы у нас была сильная и пользующаяся доверием власть, с одной стороны, и такая же сильная и политически здоровая оппозиция – с другой», – считает З. Анджапаридзе.
Он также акцентирует внимание на социальных и экономических проблемах, которые, по словам аналитика, никуда не делись и из-за которых неуклонно растет эмиграция. А этот негативный процесс в ближайшем будущем, несомненно, скажется на демографической ситуации в стране.
С таким багажом достижений и проблем завершает Грузия сложный и тревожный год. Но впереди ее ждет не менее сложный и не менее тревожный год 2024-й – год парламентских выборов, когда окончательно вступит в силу неоднократно перекроенная Конституция и, соответственно, новый порядок выборов президента. Оппозиция готовится к новому противостоянию и борьбе с властями, а правительство намеревается одержать победу и доказать свою правоту. Удастся ли «Грузинской мечте» удержаться у власти на четвертый срок, покажет время. Во всяком случае, на Западе такого исхода выборов сегодня не одобряют.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram