Прибалтийские постсоветские республики вновь пытаются продемонстрировать некое подобие региональной идентичности. В конце прошлого века такие попытки сводись к политическим, культурным и даже кулинарным акциям. В веке нынешнем прибалтийские этнократии пытаются привлечь к себе внимание забегами впереди паровозов антироссийских санкций.
Совет ЕС 18 декабря одобрил «12-й пакет экономических и индивидуальных ограничительных мер» в отношении Союзного государства России и Белоруссии. Точнее речь шла о санкциях в отношении России и Белоруссии по отдельности, так как Евросоюз не признаёт Союзное государство. Формально не признаёт, но по факту не только признаёт, но и всячески подчёркивает, чему наглядное доказательство – пакетное применение санкций в отношении союзного дуумвирата.
В обосновании нового пакета санкций Совет ЕС откровенно указал на стремление нанести «дополнительный урон» России, важным секторам российской экономики. В официальных разъяснениях отмечено: «Евросовет вводит более строгие правила по соблюдению потолка цен на нефть и пресечению мер для обхода этого ограничения».
Совет ЕС фактически признал слабую эффективность своего откровенно нерыночного и нелиберального решения назначать свою цену чужому товару. Поэтому в комментарии к 12-му санкционному пакету евробюрократия завила о необходимости «усиления механизма обмена информацией» для «идентификации судов и юрлиц, использующих обманные способы» при игнорировании и обходе установленного Брюсселем «потолка цен» на российскую нефть.
Евросовет предписал «ввести правила по информированию о продаже танкеров любой третьей стране, чтобы этот процесс был более транспарентным». При этом подчёркнуто, что эта мера применяется к «случаям с перепродажей танкеров» и борьбы с «теневым флотом».
Брюссель этими ужесточениями снова убедительно доказал свой вассалитет и строгое следование в фарватере санкционной политики Вашингтона. Минфин США считается пионером в разработке и применении так называемых «вторичных санкций», касающихся обхода установленного «вашингтонским обкомом» пресловутого потолка цен на российскую нефть.
Сжиженный нефтяной газ из России тоже включён в санкционный список. Расширен запрет на транзит через Россию «некоторых экономически важных товаров, предназначенных для экспорта в третьи страны».
Тем же 12-м санкционным пакетом вводится «запрет на прямой или непрямой импорт, покупку или трансфер алмазов из России». Совет Евросоюза уточнил: «Запрет касается алмазов из России, алмазов, экспортированных из России, алмазов, перевозимых транзитом через Россию, и российских алмазов, обработанных в третьих странах».
В разъяснениях отмечено, что «более 140 физических и юридических лиц подлежат замораживанию активов». В число дискриминируемых включены компании IT и журналисты.
Новыми санкциями установлен запрет на импорт сырья для производства стали, обработанного алюминия и других металлических товаров. Также запрещён экспорт стройматериалов, товаров из стали, меди и алюминия, лазеров и аккумуляторов.
Через два дня после публикации пресс-службы Совета ЕС, 20 декабря, правительство Литвы опубликовало сообщение о прибалтийской межправительственной трёхсторонней декларации. В сообщении сказано, что премьер-министры Литвы Ингрида Шимоните, Латвии Эвика Силина и Эстонии Кая Каллас «подписали совместную декларацию о едином региональном осуществлении санкций Евросоюза против России, которая продолжает войну против Украины, и Белоруссии, которая соучастник агрессии». Любопытно, что в официальном документе использовано сразу два синонима российской специальной военной операции, так как сам термин СВО запрещён в СМИ Евросоюза. При этом войну не объявляли ни Москва, ни Киев.
Комичность ситуации не только в терминологии, но и в жалких попытках снова хоть как-то напомнить о себе. Постсоветские прибалтийские лимитрофы прекрасно понимают реальные возможности своих экономик и армий, не говоря уж о политическом весе «заднего двора» ЕС. Отсюда и экстравагантность различных выходок – будь то публичные заявления на темы международных отношений, антикультурные акции или экономические санкции.
В комментарии литовского правительства отмечено, что декларация прибалтийского тройственного союза «обязуется обеспечить единый таможенный контроль и обмен информацией». Для этого ведомства постсоветских прибалтийских республик не позднее 31.01.2024 «начнут применять региональный метод». В документе он также фигурирует как «единый региональный подход к санкциям ЕС».
В частности, таможенные органы трёх лимитрофов будут применять общие методы расследований «после выявления необоснованных способов перемещения товаров, требуя дополнительных документов относительно транзита или конечного использования товаров, дополнительных деклараций производителей и экспортеров в целях снижения риска обхода санкций».
«Оставаясь приверженными единообразному осуществлению санкций на уровне Европейского союза, мы согласны с тем, что, учитывая наше уникальное географическое положение, региональный подход должен быть принят без ненужных задержек», – сказано в декларации прибалтийских премьер-министров.
Ссылка на уникальность географического положения банальна в своей нелепости. Все государства, даже такие экономически, политически и во всех других отношениях немощные, как постсоветские прибалтийские и даже африканские постколониальные, обладают уникальным географическим положением.
Прибалтийские этнократии не впервые забегают впереди западного санкционного паровоза. Так было, например, незадолго до начала СВО, когда правительство Литвы в одностороннем порядке предписало своим железнодорожникам расторгнуть контракт с белорусскими партнёрами. Тогда формальным поводом для Вильнюса стали даже санкции не ЕС, которые вступили в действие позже, а США.
Месяц назад совладелец клайпедского портового терминала Игорь Удовицкий обстоятельно высказался о том, как Литва нарушила международное право, нормы ЕС и национальное законодательство волюнтаристским решением прекратить транзит белорусских калийных удобрений через Клайпеду. До этого правительство Белоруссии пыталось тщетно апеллировать к межправительственным соглашениям и международному праву, напоминая об отсутствии своего выхода к морю. Увещевания были тщетными, и даже ссылки на рекомендации ООН оказались неэффективными.
Нынешние изыскательские работы по обретению некоего уникального прибалтийского санкционного метода приведут к закономерному результату. Два года без белорусского транзита существенно сказались на доходных частях прибалтийских бюджетов. Не все работавшие с белорусскими партнёрами фирмы Прибалтики смогли избежать банкротства, а избежавшие – сохранить норму прибыли.
Прибалтийские санкционные этюды негативно сказались на китайском транзите. Пекин задействовал альтернативные маршруты, а Минск освоил новые – в обход ЕС. Сработали механизмы взаимодополнения экономик не только в форматах Союзного государства России и Белоруссии, но также ЕАЭС, ШОС и других интеграционных структур.
Очередной санкционный наскок ЕС обречён на провал – с прибалтийским «региональным методом» или без. Россия и Белоруссия потеряют в деньгах на обходе новых санкций, однако это будут не критичные потери. Самые сильные санкционные удары Москва и Минск выдержали.
Вся эта история гораздо губительнее для самих прибалтийских лимитрофов, в очередной раз на практике доказавших, что никакие дела с ними вести нельзя. Их недоговороспособность, систематические нарушения международного права создают угрозы партнёрам. Такое положение дел актуализирует необходимость дальнейшей работы по укреплению евразийской безопасности, развитию кооперационных связей и совместному построению справедливой многополярной мир-системы.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram