Принятие Советом ЕС в середине декабря 2023 г. уже 12-го пакета санкций в отношении России можно считать точкой отсчёта нового вектора в беспрецедентном давлении как на нашу страну, так и на дружественные ей государства. Донельзя раздутая «эффективность» ранее принятых пакетов, как и их негативное влияние на саму европейскую экономику и, как следствие, на мировую, уже не нуждается в доказательствах.
От ЕС в новом санкционном пакете ждали чего-то неординарного. Однако, несмотря на публицистическую яркость самого лозунга «No Russia!», речь идёт не более чем о логичном продолжении пакетного наступления, тем более что ожидаемого результата оно по-прежнему не даёт.
Первые признаки нового подхода Еврокомиссии к тому, как навредить России, были продемонстрированы уже в 10-м и 11-м пакетах антироссийских санкций, когда речь пошла, прежде всего, о контроле за тем, как санкции выполняются и о противодействии тому, как их обходят. Эти «европакеты» мы вправе рассматривать как действия всего коллективного Запада, куда изначально «вписались», наряду с Великобританией, Норвегией и Исландией, и Япония, и Южная Корея, и Австралия с Новой Зеландией и, конечно же, Тайвань.
В феврале 2022 г. Россия получила сразу три пакета санкций, причём первый из них был запущен ещё до начала СВО, сразу после признания независимости ДНР и ЛНР – 22 февраля. Тогда же ЕС запретил сделки с облигациями российских займов, с ВЭБ, ВТБ, банком «Россия» и Промсвязьбанком, а также с оператором «Северного потока-2». Под санкции также попали и почти все депутаты Госдумы, к которым после начала СВО добавили чиновников из правительства и ряда других структур. В списке банков и предприятий под санкциями тут же оказались Альфа-Банк, «Алмаз-Антей», РЖД, КАМАЗ и Ростех. России закрыли небо и запретили продавать ей самолёты. С третьим февральским пакетом у России умыкнули её 300 млрд долларов из резервов, практически всё, что можно, отключили от международной системы расчётов SWIFT.
Четвёртого пакета санкций пришлось ждать почти месяц, что могло быть связано с ожиданием капитуляции или почётного мира для киевского режима. Однако режим Зеленского устоял, а на фронте всё пошло не совсем так, а точнее совсем не так. В итоге жертвами еврочиновников стали такие VIP-персоны, как Герман Хан, Константин Эрнст и Роман Абрамович, а среди предприятий – все «сталевары» и все, связанные с оборонкой. Пятый пакет от 5 апреля 2022 г. лишь дополнил четвёртый, когда ещё 200 наших военных и чиновников пополнили списки персоналий. Санкции метили и по российскому газу – нашим перестали поставлять западное оборудование, необходимое для производства и транспортировки СПГ.
С шестым пакетом от 3 июня 2022 г. Запад пошёл на запрет импорта российской нефти морем, но потолок цен никому в голову ещё не приходил. Заодно отключили от SWIFT Сбербанк, а чёрные списки пополнил основатель Яндекса Аркадий Волож.
Нефтяную тему дополнили запретом на импорт российского золота, после чего индусы бросились его покупать. Продажи в Индию выросли в разы. В седьмом пакете от 21 июля 2022 г. ЕС из-за сложностей с зерновой сделкой попытался зацепить российский аграрный сектор и тормозить пришлось чуть ли не лично генсеку ООН Антониу Гутерришу. В восьмом сентябрьском пакете, как и в седьмом, санкционеры уточняли свои меры, пытаясь устранить пути обхода санкций. Не сработало, но США решили лишить Россию статуса страны с рыночной экономикой. Тогда же был обозначен срок начала действия пресловутого потолка цен на российскую нефть – 5 декабря.
Девятый пакет от 16 декабря 2022 г. это решение легализовал, уточнив и то, что потолок – это 60 долларов за баррель. Потолок цен на газ был запланирован на 2023 год, но пока реально не состоялся. Помимо этого, пополнились списки подсанкционных персон и компаний. Десятый вступил в силу почти в годовщину начала СВО – 25 февраля 2023 года и ударил по «Альфа-Банку», а также по абсолютно интернациональному банку «Тинькофф». Попали под санкции также «Атомфлот», Фонд национального благосостояния и Общероссийский народный фронт. Тогда же жёсткое «нет» было сказано поставкам и транзиту товаров двойного назначения и тем, которые могут быть направлены на поддержку военных действий.
Завершит тему ментальный переход, когда адресные выстрелы впервые – и как раз в 11-м пакете – сменились борьбой «за исполнение» и «с нарушителями». Новацией санкций стало не расширение черных списков, не пополнение реестров подсанкционных товаров, а новый подход к тому, как их составлять. Акцент перенесли на ужесточение борьбы с обходом санкций с помощью третьих стран и сторон. В том, что растёт риск попасть под вторичные санкции, убеждает уже и готовность действовать под диктовку ЕС ряда традиционных партнёров России. Европейские компании, которые поставляли подсанкционные товары и технологии, попали под запрет лицензировать и продавать связанную с ними интеллектуальную собственность и ноу-хау.
Главное для наших оппонентов – не допустить, чтобы такие товары «производились или в России, или в других странах для передачи в Россию». Российские деловые СМИ сразу обратили внимание и на запрет транзита через РФ товаров, которые помогают технологическому развитию: «Цель – в том, чтобы никакие чувствительные товары не «выпали из кузова» по пути через Россию».
Хорошо известно, что торговую войну России Евросоюз объявил задолго до СВО и даже до майдана. По сути, отсчёт можно вести с августа 2008 года после принуждения к миру Грузии, которая, выйдя из СНГ и не вступая в ЕАЭС, в настоящее время стабильно наращивает обороты торгово-экономических отношений с Россией и её партнёрами. Подобной позиции поддерживается и ещё ряд стран. Неудивительно, что с каждым новым пакетом санкций процесс их согласования идёт всё труднее.
Отныне в 12-м пакете европейских экспортёров обязали добавлять точные данные о предназначении товаров, следующих через РФ. К этому пакту также присоединились не участвующие в ЕС Великобритания и Норвегия. Насколько эффективными будут такие меры, пока понять сложно. Слишком многое зависит от того, насколько всё завязано на финансовые и юридические обстоятельства, так или иначе завязанные на расчёты в долларах и евро. Однако даже каналы в рамках БРИКС европейские бюрократы перекрыть не в силах. Другое дело, что в странах БРИКС производится сегодня далеко не всё из того, что может потребоваться России, но запретить им реэкспорт – это уж точно Евросоюзу, да и всему Западу не под силу.
Пресловутое европейское «No Russia!» способно затронуть ограниченную категорию товаров, хотя и высокотехнологичных. Таких как компоненты, используемые в российских оружейных системах; определённый ассортимент продукции для авиации, IT-систем. Кроме того, введено требование к компаниям и организациям из Европы, которые более чем на 40% принадлежат российским или гражданам (резидентам) или юрлицам, уведомлять то государство ЕС, где они учреждены, обо всех переводах денежных средств за пределы Евросоюза, общая сумма которых превышает 100 тыс. евро за квартал. Эта норма будет работать с 1 мая 2024 года и коснётся также финансовых институтов, которые будут обязаны передавать в органы ЕС информацию о таких переводах, сделанных в интересах вышеуказанных европейских структур с российским участием. Понятно, что подобного рода валютно-экспортный контроль направлен на выявления потенциальных нарушений санкционного режима.
Абсолютно новой в 12-м пакете надо считать статью, которая позволяет в особых случаях государству из ЕС конфисковать активы лиц, оказавшихся под санкциями. Насколько такая мера обоснована юридически, судить юристам, но после истории с заморозкой российских резервов удивляться особо нечему. Можно с полным на то правом считать, что у Запада не осталось ничего святого – вплоть до «святого права частной собственности».
Остаётся отметить и ещё одну вполне традиционную меру из 12-го пакета санкций ЕС, где речь идёт о российских алмазах. Уже с 1 января 2024 года начал действовать прямой запрет на импорт из России в страны ЕС непромышленных природных алмазов, искусственных алмазов и ювелирных изделий, содержащих алмазы. Опять же, кому это обойдётся дороже, вопрос весьма и весьма спорный. Мировой рынок алмазов и бриллиантов диверсифицирован очень сильно, и минерал или камень, который добыт в России, вполне может уйти в Индию на огранку, а уже затем поступить на биржу, откуда быть продан куда угодно. Напомним, что только Бельгия – не самая крупная и вряд ли самая богатая из стран ЕС, но где есть фактически транснациональная Антверпенская алмазная биржа, – в 2022 г. импортировала российские алмазы на рекордные 1,39 млрд евро.
О том, что санкции в первую очередь вредят самому Евросоюзу, не говорит только ленивый. Но в ЕС этого предпочитают не замечать
Совершенно очевидно, что, несмотря на вред санкций для него самого, ЕС пытается еще более ужесточить санкционный прессинг на Россию и дружественные РФ страны. Поэтому 12-й пакет едва ли окончательный.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
_________________________
Рис.: А. Горбаруков