Место Аргентины в БРИКС, судя по всему, становится вакантным. Может ли его теперь занять Беларусь, которой почему-то не было в широком осеннем списке на расширение? И хотя действительно острой необходимости в привлечении новых членов у глобального объединения нет, данный вопрос не остаётся риторическим. Тем более что в этом году Беларусь уже подавала заявку на вступление в БРИКС, которая довольно неожиданно, невзирая на активную поддержку России, была отклонена.
Но ближе к концу 2023 года ситуация резко изменилась в связи с тем, что в БРИКС отказалась вступать Аргентина, хотя это неожиданностью стало только для тех, кто сомневался в предсказуемой победе на президентских выборах ультралиберала Хавьера Милея. Место оказалось вакантным, в качестве вероятных претендентов, если обратить внимание на различные намеки и полунамеки как деятелей БРИКС, так и аналитиков, рассматриваются, прежде всего, Беларусь, Казахстан и Пакистан.
Не случайно бразильская сторона недавно уже даже не намекнула, а сказала прямо, что у Беларуси есть все шансы вступить в БРИКС при повторной заявке. Подобные дипломатические итоги ставят ребром вопрос о более глубокой, чем сейчас, интеграции ЕАЭС и БРИКС. Ведь если Россия успешно сочетает членство в обеих организациях, разве этот прецедент не может являться драйвером стимулирования экономического роста в других странах ЕАЭС? Особенно при перспективе членства еще и в БРИКС и открывающихся при этом дополнительных возможностях?
Однако, прежде всего, попробуем разобраться, почему Беларусь всё же не приняли в БРИКС с первой попытки. Начнём с того, что эта союзная России страна находится под санкциями, что под угрозой вторичных санкций затрудняет некоторые виды сотрудничества с ней. Хватит того, что даже среди старых членов БРИКС двое, Россия и Китай, также находятся под санкциями, а тут еще прибавился Иран, которого периодически Запад обкладывает, как волка, флажками.
Ко всему прочему Беларусь могла бы оказаться единственной страной БРИКС, не имеющей выхода к морю, что существенно затрудняет торговые связи с ней других членов объединения. Впрочем, этот вопрос решается, и Беларусь собирается взять в аренду российский порт Бронка под Санкт-Петербургом, а также создать собственный торговый флот. Более проблематично то, что сырьевые ресурсы у РБ скудные по сравнению с другими странами БРИКС. Пока, к сожалению, сотрудничество между странами объединения строится в основном на сырье, и в БРИКС собрались настоящие «монстры» сырьевых рынков. Таковым может считаться и Эфиопия, чья экономика явно не дотягивает даже до развивающейся. Специфический статус экономики Эфиопии, названный пограничным, тоже под вопросом, но страна имеет огромные запасы полезных ископаемых, хотя и не разрабатывает их.
Беларусь же – индустриальная экономика с достаточно развитым сельскохозяйственным сектором. Продукция белорусских аграриев очень привлекательна для других стран БРИКС, а белорусское сырьё главным образом сводится к калийным солям, добываемых на знаменитых шахтах в Солигорске. В Беларуси находится 20% всего мирового запаса калийных солей, причём сейчас список месторождений Солигорском не исчерпывается. Уже ведётся разработка Старобинского и Петриковского месторождений, и на очереди другие, в основном на юге страны. По экспорту на мировой рынок калия и калийных удобрений маленькая Беларусь занимает третье место после больших Канады и России.
Процесс её вступления в БРИКС также тормозит отсутствие инициатив белорусского государства по модернизации фондового рынка. Если даже в Эфиопии власти суетятся как могут, чтобы запустить торги на создаваемой бирже, то БВФБ в основном специализируется на пакетных сделках, а портфельные инвестиции практически не развиты. Иными словами, экономика Беларуси, хоть и показывает значительный рост, но во многом имеет архаичные черты, а всё, что можно заклеймить как «виртуальное» или «спекулятивное», не очень жалуют промышленники.
Хотя… учитывая уже имевшиеся попытки создать в Беларуси свою Силиконовую долину, в наше время, время финтеха и удалённых технологий, развитие инфраструктуры для публичных торгов акциями белорусских предприятий сильно бы повысило их ликвидность.
Но, видимо, сейчас, после аргентинского «нет», положительные факторы Беларуси перевесили отрицательные. Во время недавнего визита белорусской делегации в Бразилию секретарь по международным отношениям Партии трудящихся Бразилии Роменио Перейра высказал четкое мнение, что РБ было бы совершенно естественно увидеть в составе БРИКС.
Занимающий проамериканскую позицию вновь избранный президент Аргентины Хавьер Милей отказался входить в БРИКС, тем самым открыв перспективы для вступления Беларуси
Следует отметить, что это не пустые слова какого-нибудь маргинального политика, зарабатывающего дивиденды на сенсациях. Партия трудящихся в Бразилии правящая, её членом является президент страны Луис Инасиу Лула да Силва. Сама же Бразилия занимает весьма влиятельную позицию в объединении. Лула да Силва, как один из немногих в мире президентов-работяг без высшего образования, проявляет пролетарскую хитрость, протестуя против принятия в БРИКС новых сырьевых экономик вроде Саудовской Аравии, поскольку они могут составить конкуренцию Бразилии в её влиянии на принятие решений в БРИКС, но при этом позиция его партии относительно индустриальной Беларуси прямо противоположная.
Оно и понятно: бразильские сельскохозяйственные и энергетические ресурсы плюс белорусские калийные удобрения и сельхозтехника сулят наращивание поставок сои китайским партнёрам по БРИКС. Как известно, Бразилия – крупнейший в мире производитель сои, а Китай – крупнейший потребитель. Впрочем, соей, конечно, дело в бразильском агропроме не исчерпывается.
С другой, преимущественно сырьевой, экономикой БРИКС – ЮАР у Беларуси также сложились отношения индивидуального характера в сфере поставок белорусской сельхозтехники. ЮАР давно уже поставляет на белорусский рынок вино и арбузы.
В минувшем году белорусские представители, в том числе и сам президент Александр Лукашенко, провели совещания по вопросам экономического сотрудничества на льготных основах с представителями Китая, Индии, Ирана и Египта. Они абсолютно недвусмысленно дали понять, что сотрудничество с БРИКС у Беларуси сегодня в приоритете. Основной вектор – поставки сельхозтехники и калийных удобрений в эти страны с развитым сельским хозяйством.
Таким образом, перспективы одобрения повторной белорусской заявки в 2024 году вполне реальны, и Перейра тут не блефует, поскольку крупным сырьевым экономикам нужно техническое и химическое обеспечение на льготных условиях. Зачем ЮАР, например, закупать на кимберлитовые трубки немецкие карьерные грузовики? Лучше уж пусть будет потребляющий много дизельного топлива для генерации энергии для электродвигателя, но более дешёвый и выносливый БелАЗ, да ещё и на льготных условиях.
Прогнозы Перейры и настойчивость белорусского руководства по вопросу принятия в БРИКС ставят вопрос о блоковом сотрудничестве ЕАЭС и БРИКС. Нужно ли разъяснять, что, возможно, так было бы и проще, чем каждой стране ЕАЭС решать свои вопросы по отдельности. В БРИКС не возбраняется принятие членов других блоков, лишь бы они не относились, так сказать, к экономикам доллара и евро, иначе теряется весь смысл объединения. В настоящий момент БРИКС создал зоны свободной торговли уже в 40 странах, к которым имеют доступ в том числе и страны ЕАЭС. Причём это не только развивающиеся страны, но и такие продвинутые экономики, как, например, Сингапур.
В отношении последнего, правда, у стран ЕАЭС появились некоторые ограничения, связанные с санкциями. В стратегии подписания подобных соглашений было бы соломоновым решением ратифицировать общий договор между странами БРИКС и ЕАЭС с созданием единой зоны свободной торговли с включением в неё в индивидуальном порядке «беспартийных сочувствующих». При этом, конечно, Сингапур как кандидата на вступление в оба блока рассматривать невозможно, он – в Британском Содружестве, а там все жёстко. Но есть и другие кандидаты, например Сербия, Вьетнам, Индонезия, Монголия, Таиланд…
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
_________________________
Рис.: А. Горбаруков