Пантюркистские тенденции в Средней Азии обретают новое дыхание - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

Пантюркистские тенденции в Средней Азии обретают новое дыхание

Пантюркистские тенденции, набирающие все большую силу в постсоветских республиках Средней Азии, уже открыто демонстрируются местными правящими режимами даже в военной сфере. В конце декабря Туркменистан заявил о намерении закупать турецкое оружие. По информации Turkmenportal, в ходе соответствующей встречи Гурбангулы Бердымухамедова, председателя верхней палаты парламента страны, с руководителями турецких военных компаний Baykar Makina Sanayi ve Tijaret A.Ş. Лютфю Халук Байрактаром и BMC Otomotiw Sanaýi ve Tijaret A.Ş. Фуатом Тосялы были обсуждены аспекты военно-технического сотрудничества Туркменистана и Турции и достигнуты договоренности о поставках турецкой военной продукции. Прежде всего, БПЛА.

Чуть ранее, в октябре, на вооружение Пограничной службы Киргизии также поступили турецкие ударные БЛА Akinci и Aksungur (на фото). Тогда же стало известно, что в 2024 году Турция начнет производство беспилотников ANKA прямо в Казахстане. При этом, как сообщил менеджер по развитию программ БПЛА, Turkish Aerospace UAV ANKA Эрол Огуз, планируется не просто наладить производство беспилотников в РК, но и передать ему соответствующие технологии.

Такое выделение Казахстана из прочих постсоветских республик легко объяснимо. Турция стала первой в мире страной, признавшей суверенитет Казахстана. В контексте продвижения пантюркизма Анкара изначально стремится позиционировать Казахстан «на публику» формальным лидером союза тюркоязычных государств – на случай (и для уменьшения) критики по поводу своего стремления взять на себя роль нового «старшего брата» стран, имеющих тюркское население. Об этом говорит в том числе и проведение первого саммита Тюрского совета в Алма-Ате, а также объявление Астаны в 2012 г. «столицей тюркской культуры».

Несмотря на то что «твердая» военная сила турецких пантюркистов, пока в виде перевооружения силовых структур среднеазиатских республик продукцией турецкого ВПК, становится одним из ключевых элементов внешней политики Турции в регионе, Анкара весьма эффективна здесь и в формате «мягкой» силы. Несмотря на распространённый стереотип, что soft power это в основном прерогатива США и других стран Запада, Турция уже нашла и активно окучивает свои направления и формы продвижения пантюркизма, который имеет, по сути, три основных идейно-организационных облика-оболочки.

Первый – ориентированный на Анкару исламизм – предназначен, прежде всего, для арабских стран и мусульман Африки и Азии и продвигается в формате и посредством сетей типа «братьев-мусульман» с соответствующей миссионерской работой и исламским бизнесом.

Второй – неосманизм – ориентирован на работу с населением стран, некогда бывших частью Османской империи; в данном случае влияние опирается на совместные бизнес-проекты и выгоды экономической интеграции с Турецкой Республикой, а также культурно-историческое обаяние ее как наследницы Османской империи, распространяемое и тиражируемое через кино (исторические сериалы), литературу и прочие средства массовой коммуникации и информации.

Третий – собственно пантюркизм – адресован тюркским республикам Средней Азии и Азербайджану, а также тюркским меньшинствам России и некоторых других стран (Сирии, Ирана). В данном случае активная работа, наряду с военным сотрудничеством, идет и по линии политической интеграции с образовательными и культурными проектами, что позволяет властям Турции двигаться одновременно в трех направлениях: национальном, религиозном и экономическом. Причем зачастую все это идет буквально рука об руку. Весьма показательна в этом плане середина осени 2023 года и особенно октябрь (имеющий для пантюркистов особое значение в т. ч. в связи с появлением и провозглашением Турецкой Республики в ее нынешнем статусе).

Например, практически одновременно с решением строительства турками завода по производству БПЛА Казахстан одобрил создание Тюркского инвестиционного фонда. Парламент РК сделал это в октябре, утвердив тем самым решение, принятое весной 2023 года на саммите лидеров стран-членов Организации тюркских государств (ОТГ), в которую входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Турция. Как заявила депутат Сената Казахстана Ляззат Рысбекова, «целью соглашения является создание Тюркского инвестиционного фонда в форме международной финансовой организации, направленной на содействие экономическому развитию государств-членов Организации тюркских государств путем наращивания внутрирегиональной торговли и поддержки экономической деятельности».

Штаб-квартира фонда располагается в Стамбуле. Фонд, ставший, по сути, первой официальной пантюркистской интеграционной структурой тюркских государств, будет финансировать разные проекты от поддержки малого бизнеса до развития инфраструктурных проектов, зеленой энергетики и многого другого.

Тогда же в октябре Турция и Туркменистан подписали в Анкаре 13 соглашений о сотрудничестве, включающие меморандум о взаимопонимании между Союзом палат и товарных бирж и создании Форума Торгово-промышленных палат двух государств; план действий по развитию сотрудничества в области малого и среднего бизнеса; меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области управления человеческими ресурсами; меморандумы о сотрудничестве в области высшего образования, научно-исследовательской деятельности, культуры, СМИ; план действий по сотрудничеству в области молодежной политики.

Идентична ситуации и в Киргизии – в том же октябре, когда киргизы хвастались взятыми на вооружение турецкими дронами, выяснилось, что Турция уже не просто в разы обогнала Россию по инвестициям в привлекательные для нее сферы республики, но и стала абсолютным рекордсменом в роли инвестора. В частности, по данным турецкого агентства Anadolu, больше всего иностранных инвестиций в экономику КР в 2022 году поступило именно из Турции, объем прямых инвестиций которой превысил 28%. Для сравнения (страны, следующие за Турцией в инвестиционной пятерке): Китай (27%), Россия (12%), Казахстан (7,5%), Нидерланды (5%).

За год до этого, также в октябре, стало известно, что участники ОТГ приступили к переходу на единый латинский алфавит. По информации агентства Anadolu, перевод письменности на «латинку» курирует специальная комиссия в городе Бурса (Турция), которой ученые из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Турции (введя от каждой страны в комиссию по два члена) должны предоставлять информацию о происходивших на их территориях «исторических языковых процессах». Буквально через несколько дней после этого представители банковских ассоциаций той же «пятерки» провели в Стамбуле встречу, в ходе которой приняли решение о создании специального Совета банковских ассоциаций тюркоязычных государств и подписали в преддверии саммита ОТГ (состоявшегося 11 ноября в Самарканде) соответствующий меморандум о взаимопонимании.

Эксперты и аналитики уже не первый год отмечают, что этнокультурное сотрудничество тюркоязычных государств в Средней Азии активно развивается в желательном для Анкары русле с начала 1990-х гг. Одним из стержней этого сотрудничества долгое время было и остается образование. В течение трех десятилетий, прошедших после распада СССР, Турция создала в странах Средней Азии разветвленную сеть средних, специальных и высших учебных заведений, сумевших занять прочные позиции в национальных образовательных системах. Например, в Казахстане, Киргизии и Туркменистане была создана сеть анатолийских лицеев – средних учебных заведений с углубленным изучением турецкого и английского языков. В Киргизии и Туркмении таких лицеев было открыто (в каждой стране) около полутора десятков, в Казахстане – более двадцати.

Кроме того, в Туркменистане был открыт Международный туркмено-турецкий университет с отделениями во всех областных центрах страны. На территории Киргизии были основаны Киргизско-Турецкий университет «Манас», Международный университет «Ататюрк-Ала-Тоо», Международная школа Silk Road, а также Центр изучения языков и компьютерной грамотности. В Казахстане еще в 1990-е гг. были открыты два турецких университета – имени С. Демиреля и Международный тюркско-казахский университет имени Ходжи Ахмада Ясеви (г. Алматы) с филиалами в Чимкенте и Кентау. Кроме того, в республике действовал Жамбылский учетно-экономический колледж и образовательный центр «Достык». Большинство турецких учебных заведений были открыты на юге Казахстана, где выше доля казахского населения и влияние ислама.

Турецкие лицеи были открыты даже в единственной ираноязычной стране Центральной Азии Таджикистане, причем некоторые из них пользуются большой популярностью в качестве места обучения детей тамошней «элиты». Узбекистан, в 1990-е гг. поставивший рекорд по открытию у себя турецких школ (их количество достигло 65), на переломе веков попытался отыграть ситуацию назад, когда выяснилось, что главный на то время узбекский оппозиционер «Эрк» Мухаммад Солих открыто поддерживается и продвигается властями Турции. Однако в целом для региона это какой-то переломной роли не сыграло.

Летом 2022 года Турция, Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан утвердили единые школьные учебники «Общая тюркская история», «Общая тюркская литература», «География тюркского мира». Цель этих новшеств – «просветить школьников об общих исторических и культурных ценностях тюрков, начиная с древности». Содержание учебника «География тюркского мира» направлено на формирование тюрко-центричной картины мира. Также в Кыргызстане был введен созвучный по сути предмет «История религии».

Одно из уже воплощенных в образовательно-смысловую сферу следствий – получившая медийную известность в сентябре 2023 года и приводимая ниже примечательная карта из нового турецкого учебника истории за 11 класс, по которому школьники Турции уже учатся с нового учебного года. Северная граница Османской империи начала XVIII века проходит в ней аж по Ильменю. Также имеются параграфы про «экспансионистскую политику России», якобы заключавшуюся в бесконечных «нападениях» русских войск на берега «великой турецкой реки» Özi (Днепр) и далее всё южнее.

Турецкие школы и учебные заведения в странах Средне-Азиатского региона уже несколько десятков лет активно замещают остатки прежней советской системы образования, одновременно ориентируя учащихся на иные этнокультурные, образовательные и цивилизационные стандарты, соответствующие пантюркистским традициям и нарративам. К тому же эти процессы идут на фоне усиленного сужения сферы русскоязычного образования. Примечательно, что активную роль в этом процессе с конца 2000-х гг. начал играть Казахстан, который до этого старался особых пантюркистских симпатий не проявлять.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
808
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика