Обеспечивая не менее 15% объема мирового производства химудобрений, Россия в истекшем году почти на 90% сократила их экспорт транзитом через другие страны, отправляя их непосредственно из своих портов. Тем самым сокращались транзитные издержки, которые ежегодно превышали 200 млн долл. А в ближайшие годы будет создан еще один крупный экспортно-логистический хаб российского химпрома в азовско-черноморской Тамани.
Экспортный грузооборот по химудобрениям в морских портах РФ за 2023 г. вырос примерно в 1,8 раза, достигнув почти 30 млн тонн. Причем основная доля в этой сфере приходится на порты Санкт-Петербурга и Усть-Луги: почти 22 млн тонн. Третье место – у порта Мурманска (2 млн тонн); еще 3 млн тонн совокупно приходится на Туапсе и Новороссийск. В 2024-м суммарный грузооборот портов РФ по этой экспортной продукции прогнозируется на 35-40% больше, чем в 2023-м, причем наибольший прирост ожидается в Черноморском регионе.
Растущая востребованность российских химудобрений на мировом рынке обусловлена, прежде всего, низкой себестоимостью их производства в сравнении с большинством других стран-крупных экспортеров. Как отмечает Виталий Чернов, российский аналитик мирового рынка химудобрений и смежной продукции, «российские минудобрения наиболее конкурентоспособны на мировом рынке по себестоимости производства. Основной спрос на них ожидается в странах Глобального Юга. Учитывая этот фактор, южное направление экспорта «выглядит более чем привлекательно для дальнейшего развития специализированных портовых мощностей». Схожее мнение у Бориса Красноженова, начальника управления аналитики Альфа-банка по рынку ценных бумаг, считающего, что «на общемировом рынке удобрений, особенно азотных и фосфорных, продолжается рост спроса, при этом главными точками роста являются, прежде всего, Бразилия и Индия».
В то же время, по оценке В. Чернова, транспортная инфраструктура РФ нуждается в географической диверсификации экспортных химтерминалов. Если учесть разворот внешней торговли на Восток, «то налицо диспропорция между бассейнами. Ибо специализированные портовые мощности сосредоточены на Северо-Западе и в Причерноморье».
Тем временем, на Дальнем Востоке реализуется проект Находкинского завода минеральных удобрений (НЗМУ) с примыкающим портовым терминалом. На первом этапе предусматривается создание завода по производству метанола (1,8 млн тонн в год), на втором этапе – карбамида (3 млн тонн в год) с экспортным терминалом по этим видам продукции. Выход первого этапа на запроектированную мощность запланирован на 2025 год, второй этап намечено реализовать в 2025-26 гг. Это позволит активнее осваивать рынки Китая и Юго-Восточной Азии. По многим экспертным оценкам, для роста поставок по данному направлению наверняка потребуется в среднесрочной перспективе создание тех же мощностей на Сахалине.
Что касается поставок аммиака, то в конце 2023 г. было подтверждено, что, во-первых, с участием «Тольяттиазота» (Самарская область) планируется к 2025 г. построить в порту Тамань аммиакоперевалочный комплекс. План его строительства правительство РФ утвердило в марте 2023 г. А во-вторых, невдалеке от этого комплекса к 2026-2027 гг. планируется построить завод по производству на экспорт аммиака, карбамида и метанола. То есть Таманский терминал трансформируется в крупный экспортно-логистический хаб отечественного химпрома.
Действующие и запланированные мощности – портовые терминалы в РФ по химудобрениям
По данным Александра Гаганова, коммерческого директора по развитию навалочного и зернового бизнеса компании «ОТЭКО», в рамках проекта «ОТЭКО» в порту Тамани планируется терминал годовой мощностью 5 млн тонн химудобрений и сырья для их производства. Склад будет рассчитан на хранение 300 тыс. тонн продукции. На терминал смогут заходить балкеры дедвейтом до 120 тыс. тонн» (т. е. крупнотоннажные суда). Опытная перевалка аммиака, доставленного по железной дороге «Тольяттиазотом», будет проведена в первом квартале с. г.
Стратегический важно, что отгрузка из Тамани в сравнении с Усть-Лугой позволит, по экспертным оценкам, существенно экономить на фрахте: так, расстояние от Усть-Луги до порта Фанчэнган на юго-востоке КНР (специализируется на перевалке продукции химпрома) составляет 10909 морских миль, а от Тамани – 7615 миль. Весомая экономия по фрахтовым затратам будет также на экспортных маршрутах химгрузов из Тамани в Африку, Восточное Средиземноморье, Южную Азию.
По данным той же компании, продукция химпрома, включая аммиак, через порт Тамань будет направляться, например, в Бразилию (до 7 тыс. миль), Индию (до 5 тыс.), КНР (6 тыс.), а также в Турцию (380 миль), Вьетнам (около 5 тыс.). «Всё это, – отмечает А. Гаганов, – емкие и перспективные рынки для отечественных производителей разнообразной химпродукции».
В перспективе – примерно к 2030 г. – китайское и вьетнамское направления будет осваивать и упомянутый Находкинский химкомплекс. Поскольку во Вьетнаме и особенно в Китае ожидается повышенный спрос на аммиак и многие виды химудобрений (такая тенденция уже обозначилась, что способствует сокращению с 2023 г. китайского экспорта означенной продукции).
В более широком контексте доля РФ в общемировом производстве аммиака превышает 10%, а в экспорте – около 25%. Российские производственные мощности по этой продукции полностью обеспечивают внутренний спрос, причем перекрывая его более чем на 15%.
Эти факторы с учетом сравнительно низкой себестоимости производства предопределяют высокий зарубежный спрос на данную продукцию и повышают конкурентоспособность на мировом рынке.
Вкратце напомним, что с начала 1980-х экспорт российского аммиака осуществлялся по продуктопроводу Тольятти – порт Одессы. Но в связи с известными событиями с весны 2022 г., «дополняемыми» всевозможными киевскими провокациями на этой артерии и попытками использовать её в антироссийских политкомбинациях, Россия отказалась от этой артерии. Отказалась в пользу упомянутого южнороссийского комплекса.
Позицию России по упомянутым вопросам и в целом в контексте ускоренного развития собственных экспортных терминалов по химудобрениям высказала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: Россия была готова запустить аммиакопровод Тольятти – Одесса, но Киев тормозил это, обставляя все новыми «условиями». Поэтому Россия стремится «преодолевать препоны со стороны Запада и Киева, чтобы выполнять обязательства по поставкам продовольствия, удобрений наиболее нуждающимся в них государствам».
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram