Развитие Евразийского экономического союза невозможно без проведения согласованной политики всеми его участниками. Несмотря на это, между странами объединения порой возникают довольно неоднозначные вопросы, решить которые в быстром порядке не удается. Более того, в связи с последними событиями вокруг России и Белоруссии, которые оказались под жесточайшим давлением стран Запада, любые инциденты сразу же начинают приобретать политическую окраску и использоваться недоброжелателями для дискредитации ЕАЭС. Одной из таких проблем на протяжении последнего времени является вопрос о свободе перемещения грузов внутри Союза.
Сегодня речь идет о ситуации, которая сложилась на белорусско-российской границе с начала 2024 года. В январе появилась информация о том, что Россия отказывается впускать на свою территорию грузовые автомобили, которые управляются гражданами третьих стран. В белорусском Государственном таможенном комитете (ГТК) сообщали, что «возврат осуществляется пограничной службой ФСБ России по причине отсутствия оснований для пропуска на российскую территорию». При этом в ГТК напоминали, что, согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 года, допускается совершать операции, связанные с продлением срока таможенного транзита товаров, изменением места их доставки, получением разрешения таможенного органа на проведение грузовых операций и/или перецепки. Таким образом, Минск формально снимал с себя ответственность за происходящее, так как ситуация вызвала крайнее недовольство со стороны некоторых его партнёров, в первую очередь Астаны.
В частности, министр торговли и интеграции Казахстана Арман Шаккалиев заявил, что происходящее является прямым воспрепятствованием перевозкам и не соответствует условиям интеграции Евразийского экономического союза. Он также отказался считать происходящее связанным с вопросами безопасности, на чем настаивали в Белоруссии, и сообщил, что Астана уже обратилась за разъяснениями в ЕЭК, пригрозив определенными последствиями. Недовольство выразил даже Узбекистан, заявив, что начал переговоры с Минском и Москвой по урегулированию ситуации.
Позже белорусские власти сообщили, что с 12 января пропуск через границу водителей грузовых автомобилей – граждан государств-членов ЕАЭС – «будет осуществляться исключительно через участок белорусско-российской границы «Езерище-Лобок»», расположенный в северной части Белоруссии на трассе Е95. Таким образом, самый популярный и скоростной маршрут для перевозчиков по М1 через пункт пропуска «Красная горка», а также по другим направлениям через «Рудню» и «Красный камень» оказались для водителей из Армении, Киргизии, Казахстана и других третьих стран закрытыми.
Стоит заметить, что нынешняя ситуация на белорусско-российской границе в реальности не является чем-то удивительным. Наоборот, необычно то, что она получила свое развитие только сейчас. Дело в том, что вопрос о пересечении границы между Белоруссией и Россией гражданами третьих стран регулируется законодательными нормами, которые были приняты в РФ еще в середине 1990-х годов. Согласно им, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право въезжать в страну только через установленные пункты пропуска при обязательном прохождении пограничного контроля. С учетом того, что между Белоруссией и Россией уже почти три десятка лет не существует международных пунктов пропуска, а с 1 апреля 2011 года формально отсутствует и транспортный контроль, то пограничный контроль лиц здесь не осуществляется.
Именно поэтому уже достаточно давно пересечение российско-белорусской государственной границы с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта всеми гражданами третьих стран и лицами без гражданства, независимо от наличия визы, является нарушением. Однако, как показывает практика последних десятилетий, российская сторона в случае с перевозчиками особо не обращала на это внимания, позволяя водителям стран ЕАЭС свободно перемещаться через границу с Белоруссией, в то время как простых граждан нередко разворачивали и отправляли назад. При этом с белорусской стороны уже давно нет никакого контроля, и Минск формально не имеет никакого отношения к тому, что происходит с иностранными гражданами на границе с Россией.
Возникает закономерный вопрос, что случилось в начале 2024 года и почему вдруг именно сегодня Россия решила начать контролировать пропуск иностранных водителей, но разрешила их въезд через «Езерище-Лобок»? В данном случае следует помнить, в каком непростом положении сегодня находятся и РФ, и Белоруссия, а также об отношении к этому со стороны их партнеров, в первую очередь Казахстана.
Известно, что российским и белорусским перевозчикам с 2022 года запрещено работать на территории Евросоюза, а европейским – пересекать границу Союзного государства, за исключением некоторых особых случаев, связанных с гуманитарными грузами или перевозкой почты и лекарств. Это уже создало определённые проблемы не только с доставкой товаров через территорию двух стран транзитом, но и вызвало трения между Минском, Москвой и Астаной. Дело в том, что Казахстан рассчитывал использовать ситуацию для увеличения своей доли в перевозках на евразийском пространстве, потеснив там и белорусов, и россиян.
Правда, изначально этому помешали транспортные компании из Белоруссии и России, которые тысячами начали регистрироваться в Казахстане, получая местные государственные регистрационные номерные знаки, что позволяло им осуществлять международные автоперевозки грузов в страны ЕС. Поэтому, чтобы защитить свои интересы, Астана с февраля 2023 года запретила переоформлять фуры на казахские номера и для белорусов, и для россиян, что создало дополнительное напряжение между странами по вопросу грузоперевозок.
Однако самые серьёзные проблемы возникли в связи с тем, что еще с апреля 2022 года Белоруссия запретила въезжать в страну автоперевозчикам, зарегистрированным в ЕС, разрешив им следовать в специально установленные места для осуществления грузовых операций и перецепки (позже аналогичные меры ввела и Россия). В ответ в Казахстане начали задерживать белорусские и российские фуры с грузом, который перегрузили в Белоруссии из машин ЕС. В Астане ссылались на введенные казахстанскими властями еще в 2017 году ограничения по перевозкам в/из третьих стран, в том числе на «перецепку». По закону нельзя делать перегрузку в стране, которая не является пунктом отправления или назначения груза из третьих стран в Казахстан.
В начале июня 2022 года стало известно, что Астана временно отменила этот запрет, пояснив свое решение «проявлением понимания и доброй волей». В мае 2023-го Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК снова дало разрешение белорусским перевозчикам применять схему перецепки и перегрузки до 1 января 2024 года, но в октябре 2023 года неожиданно решило его отменить. В Минске не могли не отреагировать на происходящее и с конца ноября ввели ограничения по перецепке. Теперь приезжать в белорусские пункты перегрузки/перецепки и забирать товары для доставки в Белоруссию, Россию и страны ЕАЭС могут только белорусские и российские перевозчики. Если прибудет пустая казахская машина, чтобы забрать груз, то она этого сделать не сможет. По всей видимости, это был один из сигналов Астане о том, что вопрос с перевозчиками необходимо решать. Однако он в Казахстане услышан не был.
Справедливости ради следует отметить, что Астана также обращалась к Минску с предложением решить возникшие между странами проблемы. Например, летом 2023 года казахстанские власти просили белорусскую таможню отменить излишние требования к их транспортным компаниям, когда они везут груз в Казахстан, так как в таком случае никаких дополнительных разрешений быть не должно. При этом предлагалось в ответ отменить при аналогичном виде перевозок разрешения и для белорусских компаний. Обосновывалось это протоколом о скоординированной политике Договора о ЕАЭС, по которому перевозки автомобильным транспортом между государствами-членами ЕАЭС должны осуществляться на безразрешительной основе. Тогда же в Астане жаловались на задержку транзитных грузов в Белоруссии, которые «могли длиться месяцами и не имели регламентированных сроков», и заявляли, что если проблемы не будут урегулированы, то «не останется другого выхода, как применение зеркальных мер», что, по сути, и произошло в октябре.
Масла в огонь подлил и начатый с 1 января переход к безразрешительной системе грузоперевозок между Белоруссией и Россией. С этой даты разрешения не нужны для перевозок грузов с территории или на территорию Албании, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии, Сербии и Черногории. Предполагается, что с начала 2025 года для белорусских и российских компаний будут отменены разрешения для перевозок из/в страны СНГ, а еще через год – при перевозках в/из Великобритании и части государств–участников Европейского союза. По сути, соглашение дает возможность белорусским фурам заниматься каботажными перевозками в РФ, а российским – в Белоруссии, пусть и с определенными условиями.
Более того, Минск уже договорился о переходе к безразрешительной системе с Киргизией и Ираном, а о Казахстане пока речи не идет. Это так же вызывает определенные трения межу двумя странами, руководство которых хочет не просто защитить своих национальных перевозчиков, но и получить максимальную выгоду от сложившейся в последние годы ситуации. Одновременно в Минске рассчитывали на партнёрский подход со стороны Астаны, при котором обе стороны понимают причины происходящего и готовы поддержать друг друга, а не просто получить единовременную выгоду только для себя.
Как показывают последние события, к общему знаменателю стороны так и не пришли. При этом Москва, по сути, решила стать на строну Минска и напомнить Астане о том, что сегодня в рамках ЕАЭС должны превалировать общие задачи, решать которые необходимо совместными усилиями. Поэтому неудивительно, что казахстанским перевозчикам оставили возможность пересекать границу Белоруссии и России, чтобы, по всей видимости, дать время Астане осознать происходящее и начать более конкретное обсуждение перспектив дальнейшего сотрудничества в рамках ЕАЭС по вопросу грузоперевозок.
В сложившейся ситуации следует признать, что, в случае если казахстанские власти увидят в происходящем сегодня признаки шантажа, их действия вполне могут быть непредсказуемыми, что создаст новый виток напряженности и проблем. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать выполнение всеми участниками ЕАЭС принятых на себя ранее обязательств, в том числе и в сфере создания свободного от барьеров пространства для перемещения грузов. Пока этого не произойдёт, а национальные интересы в Евразийском экономическом союзе будут превалировать на общими, ситуации, подобные той, что сегодня наблюдается на белорусско-российской границе, к сожалению, будут повторяться.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram