Нарастание напряженности вокруг непризнанной Приднестровской Молдавской республики, которое происходит в последнее время, напрямую связано как с внутриполитической ситуацией в Республике Молдова, так и развитием событий в ходе специальной военной операции Вооруженных сил России на территории соседней с Молдовой Украине.
Режим Майи Санду и прозападной партии PAS переживает тяжелые времена. Единственное, что может предъявить Санду в плане предъявления предвыборных обещаний, – это продвижение Молдовы на пути к вступлению в Евросоюз. Впрочем, и это «продвижение» далеко не однозначно, что признается в том числе и сторонниками европейского вектора развития Молдовы. Даже получение статуса кандидата на вступление в ЕС и решение Брюсселя о начале переговоров об этом вступлении было обусловлено выполнением Молдовой такого количества обязательств и реальных реформ, что это «продвижение» не столько обнадежило ее граждан, сколько продемонстрировало, как РМ далека от вступления в ЕС.
В этой ситуации, учитывая также и то, что в конце 2024 года должны пройти очередные президентские выборы, единственным способом отвлечь внимание от катастрофической ситуации в экономике и социально-общественном секторе страны стал для властей РМ поиск врагов как внешних, так и внутренних. На роль внешнего врага молдавское руководство, не колеблясь и не задумываясь об интересах страны и населения, назначило Российскую Федерацию, а роль внутренних врагов досталась тем регионам, население которых традиционно настроено пророссийски – Гагаузия и Приднестровье.
К этим регионам правительство Молдовы начало применять самые различные способы давления, в том числе и экономические. В частности, поправки в госбюджет относительно порядка взимания НДС, принятые парламентским большинством PAS, привели к тому, что бюджет Гагаузской автономии в ближайшие годы недополучит финансирование в размере 500 миллионов леев (около 25 миллионов евро), что составляет значительную сумму для маленькой автономии, для ее развития и осуществления социальных программ.
В отличие от Гагаузии, бюджет Приднестровья – величина самодостаточная, и формируется он независимо от кишиневских властей за счет работы экономических агентов региона и реального производства, которое, в отличие от правого берега Днестра, не деградирует. Регион не использует средства бюджета Кишинева и автономно обеспечивает собственное население и экономику. Именно поэтому правительство PAS, не имея других рычагов воздействия, без предварительного объявления и какого-либо обоснования своих действий прекратило действие таможенных льгот для Приднестровья, предусмотренных заключенными договоренностями. Молдавские власти применили в качестве инструмента воздействия на Приднестровье решение взимать таможенную пошлину с товаров, импортируемых приднестровскими хозяйствующими субъектами.
Подобная мера позволяет молдавским властям достигнуть еще одной цели – пополнить государственный бюджет, ситуацию с которым сложно охарактеризовать иначе как катастрофическую. Из-за бюджетного расточительства М. Санду и ее партия PAS вынуждены искать для покрытия бюджетного дефицита новые источники внутри страны. Внешние потоки финансирования не в состоянии обеспечить пополнение бюджета: кредиты и гранты, полученные ранее, уже потрачены, в том числе и на обслуживание заимствований, сделанных ранее, а новые кредиты никто не собирается предоставлять Молдове, когда рядом существует такая «черная дыра», как Украина. Именно поэтому Санду и правительство PAS начали отступать от договоренностей с Тирасполем и фактически организуют полноценную блокаду региона. А это, в свою очередь, может привести к дестабилизации в Приднестровье и провалу деятельности миссии ОБСЕ в зоне приднестровского конфликта.
Решение кишиневских властей вызвало резкую и негативную реакцию в Тирасполе. Глава республики Вадим Красносельский заявил, что меры экономического принуждения Молдавии, предпринятые по отношению к непризнанной ПМР, не заставят её политически капитулировать. «Международные участники, равно как и Кишинев, должны отдавать себе отчет в том, что меры экономического принуждения не приведут к политической капитуляции Приднестровья», – отметил В. Красносельский в интервью РИА «Новости».
При этом глава администрации Приднестровья признал, что искусственные ограничения, барьеры и необоснованные поборы со стороны Молдавии для приднестровской экономики не проходят бесследно, поскольку она носит экспортно ориентированный характер. «По статистике, за 11 месяцев прошлого года приднестровский экспорт сократился на 12%, и это прямое следствие давления Республики Молдова», – указал Красносельский.
Вследствие последних действий властей Молдовы экономические агенты с левого берега Днестра получили дополнительное финансовое обременение в виде уплаты двойных таможенных платежей. В Тирасполе отметили также, что расценивают действия Кишинева не только как форму экономического давления на всех жителей Приднестровья, «но и как прямой подрыв общих усилий международных участников, направленных на нормализацию диалога сторон».
До этого, 9 января В. Красносельский сообщил, что Молдавия отказалась от переговоров с Тирасполем и перешла к давлению. Он отметил, что молдавская сторона действует исключительно при помощи санкций, ограничений и запугивания. Глава ПМР напомнил, что в 2019 году представители Кишинева сорвали раунд переговоров в Братиславе, в 2020 году не явились на них в связи с пандемией коронавируса, а в 2021-м – из-за увольнения своего политического представителя. В дальнейшем кишиневская власть выбрала причиной для саботажа переговоров российско-украинский конфликт, отметил В. Красносельский.
Вообще, действия молдавских властей в отношении Приднестровья носят настолько непоследовательный, непродуманный и хаотичный характер, что очень часто заставляют думать о массовом психическом расстройстве в кишиневских кабинетах. Так, например, одно время правящие круги в Кишиневе усиленно продвигали тезис о том, что «успехи» Молдовы в деле «евроинтеграции» заставят Тирасполь предпринять шаги для скорейшей реинтеграции ради скорейшего попадания в ЕС. Полный абсурд! Кому не ясно, что действия Кишинева, подобные отмене таможенных льгот, могут привести только к еще большему обострению между двумя берегами Днестра.
В противовес властям Молдовы оппозиция занимает взвешенную и разумную позицию. Здесь более чем уместно напомнить, что одним из первых шагов предыдущего президента Молдовы Игоря Додона после вступления в должность стала встреча с Вадимом Красносельским. За период президентства И. Додона было проведено несколько таких встреч, в ходе которых были решены многочисленные вопросы по налаживанию отношений между Кишиневом и Тирасполем.
В связи с последними событиями И. Додон категорически осудил действия правительства и ту линию, которую проводит нынешний президент Санду. «Категорически осуждаю экономическую блокаду Приднестровья со стороны властей Молдовы. Надеюсь, что это не часть некого плана по дестабилизации ситуации в регионе. Эту экономическую войну нужно прекратить и дать приднестровским компаниям возможность нормально работать», – заявил он.
Каковы будут последствия для Приднестровья от введенных пошлин? В Приднестровье прогнозируют снижение поступления доходов в виде налогов. Но, несмотря на это, бюджет сохраняет социальную направленность и обеспечивает полное и своевременное выполнение всех социальных обязательств. Таким образом, на левом берегу Днестра планируют выплачивать пенсии и зарплаты бюджетникам в полном объёме. Хотя они и ниже, чем на правом берегу Днестра, но зато в Приднестровье существенно дешевле обходятся коммунальные услуги. В бюджете региона прописано, что в 2024 году тарифы на коммунальные услуги не изменятся.
Продолжат работу бюджетные фонды: дорожный, капитальных вложений, поддержки сельского хозяйства, развития мелиоративного комплекса и другие. При этом глава Приднестровья Вадим Красносельский обещает уже в январе рассмотреть вопрос повышения зарплат учителям и сотрудникам соцзащиты примерно на 25%.
Да, последние действия Кишинева привели к осложнению экономической ситуации в регионе и нагнетанию напряженности. Тем не менее гораздо важнее экономических проблем остается задача сохранить мир и предотвратить размораживание вооруженной стадии конфликта, о чем просто мечтают в Киеве. И именно на это будут направлены усилия администрации Приднестровья.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram