Молдавские власти продолжают вести экономическое удушение Приднестровья - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.11.2024 |

Молдавские власти продолжают вести экономическое удушение Приднестровья

Нарастание напряженности вокруг непризнанной Приднестровской Молдавской республики, которое происходит в последнее время, напрямую связано как с внутриполитической ситуацией в Республике Молдова, так и развитием событий в ходе специальной военной операции Вооруженных сил России на территории соседней с Молдовой Украине.

Режим Майи Санду и прозападной партии PAS переживает тяжелые времена. Единственное, что может предъявить Санду в плане предъявления предвыборных обещаний, – это продвижение Молдовы на пути к вступлению в Евросоюз. Впрочем, и это «продвижение» далеко не однозначно, что признается в том числе и сторонниками европейского вектора развития Молдовы. Даже получение статуса кандидата на вступление в ЕС и решение Брюсселя о начале переговоров об этом вступлении было обусловлено выполнением Молдовой такого количества обязательств и реальных реформ, что это «продвижение» не столько обнадежило ее граждан, сколько продемонстрировало, как РМ далека от вступления в ЕС.

В этой ситуации, учитывая также и то, что в конце 2024 года должны пройти очередные президентские выборы, единственным способом отвлечь внимание от катастрофической ситуации в экономике и социально-общественном секторе страны стал для властей РМ поиск врагов как внешних, так и внутренних. На роль внешнего врага молдавское руководство, не колеблясь и не задумываясь об интересах страны и населения, назначило Российскую Федерацию, а роль внутренних врагов досталась тем регионам, население которых традиционно настроено пророссийски – Гагаузия и Приднестровье.

К этим регионам правительство Молдовы начало применять самые различные способы давления, в том числе и экономические. В частности, поправки в госбюджет относительно порядка взимания НДС, принятые парламентским большинством PAS, привели к тому, что бюджет Гагаузской автономии в ближайшие годы недополучит финансирование в размере 500 миллионов леев (около 25 миллионов евро), что составляет значительную сумму для маленькой автономии, для ее развития и осуществления социальных программ.

В отличие от Гагаузии, бюджет Приднестровья – величина самодостаточная, и формируется он независимо от кишиневских властей за счет работы экономических агентов региона и реального производства, которое, в отличие от правого берега Днестра, не деградирует. Регион не использует средства бюджета Кишинева и автономно обеспечивает собственное население и экономику. Именно поэтому правительство PAS, не имея других рычагов воздействия, без предварительного объявления и какого-либо обоснования своих действий прекратило действие таможенных льгот для Приднестровья, предусмотренных заключенными договоренностями. Молдавские власти применили в качестве инструмента воздействия на Приднестровье решение взимать таможенную пошлину с товаров, импортируемых приднестровскими хозяйствующими субъектами.

Подобная мера позволяет молдавским властям достигнуть еще одной цели – пополнить государственный бюджет, ситуацию с которым сложно охарактеризовать иначе как катастрофическую. Из-за бюджетного расточительства М. Санду и ее партия PAS вынуждены искать для покрытия бюджетного дефицита новые источники внутри страны. Внешние потоки финансирования не в состоянии обеспечить пополнение бюджета: кредиты и гранты, полученные ранее, уже потрачены, в том числе и на обслуживание заимствований, сделанных ранее, а новые кредиты никто не собирается предоставлять Молдове, когда рядом существует такая «черная дыра», как Украина. Именно поэтому Санду и правительство PAS начали отступать от договоренностей с Тирасполем и фактически организуют полноценную блокаду региона. А это, в свою очередь, может привести к дестабилизации в Приднестровье и провалу деятельности миссии ОБСЕ в зоне приднестровского конфликта.

Решение кишиневских властей вызвало резкую и негативную реакцию в Тирасполе. Глава республики Вадим Красносельский заявил, что меры экономического принуждения Молдавии, предпринятые по отношению к непризнанной ПМР, не заставят её политически капитулировать.  «Международные участники, равно как и Кишинев, должны отдавать себе отчет в том, что меры экономического принуждения не приведут к политической капитуляции Приднестровья»,отметил В. Красносельский в интервью РИА «Новости».

При этом глава администрации Приднестровья признал, что искусственные ограничения, барьеры и необоснованные поборы со стороны Молдавии для приднестровской экономики не проходят бесследно, поскольку она носит экспортно ориентированный характер. «По статистике, за 11 месяцев прошлого года приднестровский экспорт сократился на 12%, и это прямое следствие давления Республики Молдова», – указал Красносельский.

Вследствие последних действий властей Молдовы экономические агенты с левого берега Днестра получили дополнительное финансовое обременение в виде уплаты двойных таможенных платежей. В Тирасполе отметили также, что расценивают действия Кишинева не только как форму экономического давления на всех жителей Приднестровья, «но и как прямой подрыв общих усилий международных участников, направленных на нормализацию диалога сторон».

До этого, 9 января В. Красносельский сообщил, что Молдавия отказалась от переговоров с Тирасполем и перешла к давлению. Он отметил, что молдавская сторона действует исключительно при помощи санкций, ограничений и запугивания. Глава ПМР напомнил, что в 2019 году представители Кишинева сорвали раунд переговоров в Братиславе, в 2020 году не явились на них в связи с пандемией коронавируса, а в 2021-м – из-за увольнения своего политического представителя. В дальнейшем кишиневская власть выбрала причиной для саботажа переговоров российско-украинский конфликт, отметил В. Красносельский.

Вообще, действия молдавских властей в отношении Приднестровья носят настолько непоследовательный, непродуманный и хаотичный характер, что очень часто заставляют думать о массовом психическом расстройстве в кишиневских кабинетах. Так, например, одно время правящие круги в Кишиневе усиленно продвигали тезис о том, что «успехи» Молдовы в деле «евроинтеграции» заставят Тирасполь предпринять шаги для скорейшей реинтеграции ради скорейшего попадания в ЕС. Полный абсурд! Кому не ясно, что действия Кишинева, подобные отмене таможенных льгот, могут привести только к еще большему обострению между двумя берегами Днестра.

В противовес властям Молдовы оппозиция занимает взвешенную и разумную позицию. Здесь более чем уместно напомнить, что одним из первых шагов предыдущего президента Молдовы Игоря Додона после вступления в должность стала встреча с Вадимом Красносельским. За период президентства И. Додона было проведено несколько таких встреч, в ходе которых были решены многочисленные вопросы по налаживанию отношений между Кишиневом и Тирасполем.

В связи с последними событиями И. Додон категорически осудил действия правительства и ту линию, которую проводит нынешний президент Санду. «Категорически осуждаю экономическую блокаду Приднестровья со стороны властей Молдовы. Надеюсь, что это не часть некого плана по дестабилизации ситуации в регионе. Эту экономическую войну нужно прекратить и дать приднестровским компаниям возможность нормально работать», заявил он.

Каковы будут последствия для Приднестровья от введенных пошлин? В Приднестровье прогнозируют снижение поступления доходов в виде налогов. Но, несмотря на это, бюджет сохраняет социальную направленность и обеспечивает полное и своевременное выполнение всех социальных обязательств. Таким образом, на левом берегу Днестра планируют выплачивать пенсии и зарплаты бюджетникам в полном объёме. Хотя они и ниже, чем на правом берегу Днестра, но зато в Приднестровье существенно дешевле обходятся коммунальные услуги. В бюджете региона прописано, что в 2024 году тарифы на коммунальные услуги не изменятся.

Продолжат работу бюджетные фонды: дорожный, капитальных вложений, поддержки сельского хозяйства, развития мелиоративного комплекса и другие. При этом глава Приднестровья Вадим Красносельский обещает уже в январе рассмотреть вопрос повышения зарплат учителям и сотрудникам соцзащиты примерно на 25%.

Да, последние действия Кишинева привели к осложнению экономической ситуации в регионе и нагнетанию напряженности. Тем не менее гораздо важнее экономических проблем остается задача сохранить мир и предотвратить размораживание вооруженной стадии конфликта, о чем просто мечтают в Киеве. И именно на это будут направлены усилия администрации Приднестровья.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1089
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика