Совершенствуя договор о ЕАЭС, Казахстан продолжил движение навстречу союзникам - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.11.2024 |

Совершенствуя договор о ЕАЭС, Казахстан продолжил движение навстречу союзникам

В начале января парламент Казахстана ратифицировал сразу 106 поправок в договор о Евразийском экономическом союзе. Последний был подписан 29 мая 2014 года в Астане и вступил в силу с 1 января 2015 года. Он является основополагающим документом ЕАЭС.

Договор о ЕАЭС основан на общепризнанных принципах международного права в процессе построения и развития общего рынка. В нем отражены четыре свободы – движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Также предусмотрено проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определённых договором о Союзе. В этом отношении ЕАЭС воплощает либеральную идею, ранее воплощённую в аналогичном договоре об образовании Евросоюза.

Внесение изменений и дополнений в договор о ЕАЭС является предусмотренной сторонами процедурой. Она отражена в статье 115 документа, которая так и называется: «Внесение изменений в Договор»: «В настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора».

Вместе с договором о ЕАЭС действуют принятые союзниками приложения, уточняющие и регулирующие направления деятельности союзников. Таких приложений более трёх десятков. В частности, приложение № 1 уточняет вопросы деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – постоянно действующего регулирующего органа Союза.

Сенат Казахстана на январской сессии принял закон, которым ратифицирован протокол о внесении изменений в договор о ЕАЭС. Документ касается признания документов об образовании для педагогов и юристов. Нововведение позволит обеспечить большую свободу трудовой миграции для обладателей таких специальностей.

Протокол был подписан 31 марта 2022 года в Москве. Стороны согласились, что на основании протокола будут внесены изменения и дополнения в договор о ЕАЭС, касающиеся вопросов госконтроля на таможенной границе, применения специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер, технического регулирования, трудовой миграции, санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, транспорта и налогообложения.

В частности, предусмотрено применение механизма повторного антидемпингового расследования. Также обращено внимание на механизмы взимания косвенных налогов. Предприниматели смогут оформлять фитосанитарные сертификаты и свидетельства о госрегистрации в электронном виде. Такая мера позволит существенно сэкономить издержки на бумажный документооборот, повысит его оперативность и прозрачность. В этом взаимная выгода не только для бизнеса, но и для чиновников, которые смогут оперативно отслеживать путь товара от производства до розничной торговли. Соответственно, снижаются госрасходы на проверки и прочие административные процедуры, доставляющие много неудобств и предпринимателям, и госконтролерам.

Важной нормой, закреплённой выработанными в Казахстане нововведениями, является штраф за неисполнение решений ЕЭК. Ответственность – именно то, в чём был дефицит не только в ЕАЭС, но и в других постсоветских интеграционных объединениях. В частности, решения СНГ исполнялись правительствами государств-членов избирательно, в том числе и по взаимному признанию дипломов, и по другим вопросам, которые теперь члены Содружества государств фактически дублируют в новом интеграционном союзном формате.

Казахстанские поправки от 11 января затрагивают также вопросы макроэкономической и внешнеторговой политики. Представляя в парламенте РК законопроект с поправками в договор о ЕАЭС, депутат Серик Утешов сообщил, что предложения по поправкам выработаны с участием экспертов из союзных по ЕАЭС государств, и процесс этот занял четыре года. Правда, не совсем ясно, о каких экспертах речь и представляли ли они интересы правительств государств Союза.

Но, так или иначе, у Астаны есть формальное право на выработку своих предложений по дополнениям и изменениям в договор о ЕАЭС. Правительства и главы государств других членов Союза вправе согласиться или отвергнуть казахстанскую инициативу. Возможно, отвергнуть для доработки с учётом их мнений по разным аспектам.

Так как процесс выработки подобных решений проходит непублично, без широкой общественной дискуссии и привлечения независимых экспертов, то граждане союзных государств будут поставлены перед фактом принятия или непринятия поправок к договору. Такой подход имеет гораздо больше минусов, чем плюсов, однако в настоящее время считается оптимальным с точки зрения скорости подготовки решений.

Примечательно, что официальной реакции в публичном пространстве на казахстанский закон «О ратификации протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» не явлено ни Минском, ни другими столицами государств ЕАЭС. Новость о законе в центральных СМИ государств ЕАЭС прошла, но без должной рефлексии. Такая скромность часто порождает тревожные ожидания.

Гораздо больше внимания официальная пресса уделила состоявшемуся 25 декабря в Санкт-Петербурге заседанию Высшего Евразийского экономического совета. На нём главы государств ЕАЭС подписали декларацию о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Союза до 2030 года и на период до 2045 года – «Евразийский экономический путь».

Согласно сообщению ЕЭК, декларативный документ определяет задачи Союза на пути превращения ЕАЭС к 2045 году «в самодостаточный, гармонично развитый и привлекательный для всех стран мира макрорегион, обладающий экономико-технологическим и интеллектуальным лидерством и поддерживающий высокий уровень благосостояния населения государств-членов».

В документе обозначено шесть направлений: обеспечение общего рынка ключевыми товарами и ресурсами и его эффективное функционирование; формирование общего пространства кооперационного взаимодействия и сотрудничества в сфере технологического развития; формирование общего транспортно-логистического пространства; формирование общего финансового рынка; развитие экономического сотрудничества в сферах с интеграционным потенциалом; функционирование ЕАЭС как полюса экономического притяжения на международной арене.

Для решения этих задач определены ключевые направления развития ЕАЭС по сферам экономического взаимодействия. Они предусматривают совершенствование существующих механизмов и новые механизмы.

Январская правовая инициатива Казахстана не только соответствует букве и духу договора о создании ЕАЭС, но и развивает обозначенные в декабре на заседании Высшего Евразийского экономического совета направления совершенствования механизмов объединения Евразии. Было бы неплохо, если бы в этот конструктивный процесс внесли свою лепту Бишкек, Ереван, Минск и Москва.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1002
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика