Спустя две недели забастовки румынских фермеров в СМИ Евросоюза начала просачиваться информация не только о самом факте блокировки погранпереходов, но и о требованиях забастовщиков. К фермерам присоединились дальнобойщики, у которых тоже приличный перечень претензий к правительству. В перечнях требований и тех, и других забастовщиков, блокирующих границу, обозначена проблема Украины.
Забастовка румынских фермеров началась 13 января с блокировки движение грузовиков на Украину в пункте пропуска «Сирет». Он находится напротив украинского пункта пропуска «Порубное» и обеспечивает перевалку разных грузов, в том числе вывозимого с Украины зерна. «Причины и ориентировочная продолжительность блокировки неизвестны», – «дипломатично» информировала украинская Госпогранслужба.
Забастовщики заблокировали 825 грузовиков. До протестной акции они обнародовали свои требования к правительству, 12 января повторили и снова проговорили в первый день забастовки. Поэтому официальный Киев слукавил, утверждая, что о причинах и продолжительности блокировки ему якобы не было известно.
Забастовка в первый день продлилась несколько часов в отличие от круглосуточных польских протестов в конце прошлого года. Как и поляки, румыны пропускали пассажирский транспорт и пешеходов, задерживая лишь фуры.
В последующие дни румынские фермеры с примкнувшими к ним дальнобойщиками расширили охват блокировки на все погранпереходы с Украиной. Очевидно, они вдохновлялись забастовочным успехом коллег из Польши и Словакии.
14 января румынские забастовщики заблокировали погранпереход «Викову-де-Сус – Красноильск», 18 января – пункт «Халмеу – Дяково» (Закарпатская область). На каждом из них ежесуточно вынуждены были простаивать до тысячи грузовиков. В частности, как сообщили украинские пограничники, на момент снятия блокады с «Халмеу» 20 января в очереди находились 634 грузовика с украинской стороны и 30 – с румынской.
Общее в забастовочном движении восточноевропейских фермеров и дальнобойщиков – недовольство сельскохозяйственным демпингом вывозимого с Украины зерна. При этом водители Румынии, а до этого – Польши, Словакии и Венгрии обращали внимание правительств своих стран (и Еврокомиссии) на свою дискриминацию. Украинские грузоперевозчики получили привилегии, демпингуя на рынке Евросоюза. Такое странное положение дел стало результатом нажима Брюсселя на национальные правительства. Однако вслух претензии именно к Еврокомиссии забастовщики стараются не проговаривать.
СМИ стран ЕС и Украины очень неохотно освещают забастовочное движение в Румынии. Некоторые румынские издания старались обозначить проблему, но без привязки к Украине. «Около 4500 грузовиков и тракторов выведены на улицы и парализуют въезд в крупные города страны. На столичной кольцевой новый день кошмарных дорожных пробок», – сообщал румынский телеканал Digi 24 на шестой день общенациональной забастовки фермеров и водителей.
Этот телеканал, как и другие румынские СМИ, лишь вскользь упоминал, что среди требований фермеров значится «компенсация убытков, понесённых румынскими фермерами от импорта с Украины». Другие СМИ не делали даже этого, представляя 13 требований фермеров к правительству как нечто связанное сугубо с субсидиями аграриям и другими частными вопросами румынского АПК.
Лишь спустя неделю событие вошло в информационную повестку фоном к другим малозначительным новостям. Через две недели ряд изданий и вовсе сообщили, что забастовка якобы прекратилась. На самом деле приостановлена.
Госпогранслужба Украины изначально сообщала лишь о блокировке границы с румынской стороны. Требования забастовщиков ей якобы не были известны. Примерно такого же сценария придерживались официальные лица с румынской стороны. Медиахолдинги тоже всячески скрывали требования фермеров и дальнобойщиков. Румынские чиновники пытались представить забастовщиков как эгоистичных неадекватов, не знающих законов и требующих слишком многого.
Любопытно, что в этом потоке дезинформирующей и откровенно манипулятивной полуправды неожиданно правдиво, на контрасте Euronews сообщил: «Румынские фермеры протестуют против импорта дешевого украинского зерна. В знак протеста они заблокировали въезд в страну грузовикам из Украины».
С забастовкой румынских дальнобойщиков попытались разыграть тот же водевиль, что и в случае с Польшей. Сначала – замалчивание, затем – куцые сообщения о самом факте без предоставления слова лидерам протестного движения. Иногда в инфополе вводились чиновники, которые делали вид, что им самим непонятны требования забастовщиков. Внимание обывателя стремились переключить на другие более яркие темы вроде секс-скандалов, криминальных происшествий или заявлений малозначительных персон на каких-то досужих заседаниях.
Проблемы для румынских фермеров, как и для грузоперевозчиков, создала Еврокомиссия. Урсула фон дер Ляйен до сих пор настаивает на сохранении режима демпинга украинского зерна и услуг украинских грузоперевозчиков.
Медиахолдинги Евросоюза аккуратно обходят тему происхождения «украинского зерна». Между тем оно лишь номинально украинское, так как экспортируется с Украины по документам резидентов постсоветской республики. Фактически это зерно произведено западными компаниями, действующими через подставные украинские юрлица. Такая форма бизнеса была оптимальной в условиях действовавшего моратория на продажу украинской земли.
Владимир Зеленский отменил мораторий, что принципиально не изменило условия бизнеса. Западным компаниям по-прежнему выгодно действовать через подконтрольные украинские фирмы. Такая форма позволяла занижать оплату труда, использовать запрещённые в ЕС препараты и иными способами удешевлять конечную продукцию. Строго говоря, фермеры в Польше, Словакии и других странах ЕС возмущены не только демпингом зерна, но широкой номенклатурой импортируемой с Украины сельхозпродукции – кукурузы, рапса, подсолнечника и др.
Ввиду выхода России из односторонне реализуемой «зерновой сделки» Румыния стала принимать примерно пятую часть экспортируемого с Украины сельхозэкспорта. С осени 2023 года национальные эмбарго к номинально украинской сельхозпродукции применяют Польша и другие члены ЕС. Бухарест договорился с Киевом о квотах, Варшава – о квотах по отдельным позициям, однако по факту демпинговые поставки продолжаются.
Продолжается и дискриминация грузоперевозчиков ЕС. Как ни парадоксально, против предпринимателей Евросоюза действует Еврокомиссия, поставившая во главу угла политические соображения всемерной поддержки нынешнего руководства Украины.
Не только Еврокомиссия, но и национальные правительства ЕС создали удивительную для адептов западной либеральной идеи ситуацию, поставив политику над экономикой. Сначала они приказали национальным компаниям свернуть бизнес в России без оглядки на потери. Затем они усилили санкционное давление – принят 12-й пакет санкций, и в январе Брюссель рассматривает 13-й пакет. Наконец, дело дошло до принесения в угоду политике национальных производителей, причём не самых тучных «дойных коров».
Западные идеологи и окормляемые ими политики в попытках сохранить комфортную для них мир-систему сами разрушили либеральные мифы, на которых столь долго воспитывали российскую интеллигенцию. В наши дни они снова на практике подтвердили верность сентенции Ленина о безумной алчности таких деятелей, готовых в погоне за наживой продать верёвку, которой их удавят.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram