До недавнего времени партнёрство Китая с Россией в рамках развития газовых проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» развивалось очень успешно. Данные проекты стали флагманами сотрудничества РФ и КНР на Крайнем Севере. Однако в начале ноября 2023 года США наложили блокирующие санкции на предприятие «Арктик СПГ-2», в связи с чем оно столкнулось с огромными трудностями. Преодоление этих трудностей – условие возобновления полномасштабного российско-китайского взаимодействия в данном регионе.
«Наша цель – убить этот проект»
China National Petroleum Corporation (CNPC) – давний партнёр российского НОВАТЭКа. В своё время CNPC получила 20% в уставном капитале созданного НОВАЭКом завода «Ямал Сжиженный Природный Газ» мощностью 16,5 млн тонн в год. Кстати, ещё 9,9% «Ямал СПГ» получил китайский Фонд Шелкового пути, то есть доля китайских инвесторов в проекте составила почти 30%. А весной 2019 года стало известно, что китайские инвесторы стали крупнейшими иностранными совладельцами и второго завода НОВАТЭКа по сжижению природного газа, строящегося на Гыданском полуострове (находится к востоку от Ямала, от которого отделён Тазовской и Обской губой) – «Арктик СПГ-2».
Китайские корпорации CNPC (вернее её «дочка» CNODS) и CNOOC (China National Offshore Oil Corporation) суммарно приобрели в данном проекте 20% (по 10% каждая). Инициаторы «Арктик СПГ-2» предполагают строительство трёх линий общей мощностью 19,6 млн тонн в год; объёмы имеющегося сырья это позволяют, ибо завод построен на базе «Утреннего месторождения», запасы которого составляют 2 трлн кубометров газа. Отметим, кстати, что CNPC – крупнейшая нефтегазовая компания Китая, а CNOOC – крупнейшая по объему добычи нефти и газа на шельфе и третья по размеру после CNPC и Sinopec.
Необъятная китайская экономика требует гигантских объемов голубого топлива. Недавно Bloomberg написал, что Китай вернул себе статус крупнейшего мирового импортера сжиженного природного газа – по итогам роста поставок на 12% (до 71 млн тонн в 2023 году). При этом аналитики предсказывают к 2030 году рост импорта до 136 млн тонн. Этот рост окажется возможен благодаря активной политике Китая по замещению угольных мощностей газовыми. Последние, впрочем, пока составляют только 8,5% энергобаланса КНР, что даёт значительный резерв для развития. Частью этой стратегии как раз и является углубление партнерства с РФ по поставкам с «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».
До недавнего времени всё шло хорошо – в декабре 2023-го начала производить сжиженный природный газ первая линия «Арктик СПГ-2». Коммерческие отгрузки планировалось запустить с января 2024 года, а на полную мощность в 19,6 млн тонн завод предполагали вывести к 2026-му. Но Вашингтон в рамках «санкционной войны» нанёс удар – недавно США внесли оператора проекта НОВАТЭК и его подрядчиков в SDN-list. Так называется список физических и юридических лиц, составляемый Офисом по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) Минфина США. Включение в этот список означает, что лицо или организация подверглись персональным санкциям со стороны Соединенных Штатов.
Помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт, выступая на заседании комитета американского сената по иностранным делам, высказался более чем откровенно: «На минувшей неделе мы приняли решение ввести новые санкции против "Арктик СПГ-2", одного из главных проектов НОВАТЭКа, и структур, задействованных в нем. Наша цель – убить этот проект. И мы делаем это, вводя санкции, работая с нашими партнерами по G7».
Причина американской атаки на «Арктик СПГ-2» более чем понятна. Российские арктические СПГ-проекты весьма успешно конкурируют в Европе с американским сжиженным природным газом. Из 32 млн тонн СПГ, произведённого в России в 2022 году, более 14 млн тонн было отправлено в страны Старого Света, из которых основными покупателями стали Франция, Испания, Бельгия и Нидерланды. Это государства, которые едва ли можно заподозрить в пророссийских симпатиях, а кроме того, основные покупатели американского СПГ.
Как поступят японцы и китайцы?
До 2023 года в США считали, что обезопасили себя от новых российских СПГ-проектов запретом на передачу в РФ оборудования для крупнотоннажных предприятий по сжижению газа. Но строительство «Арктик СПГ-2» продолжалось, а уже в 2023 году НОВАТЭК запатентовал две крупнотоннажные технологии производства СПГ: «Арктический каскад модифицированный» (мощностью 3 млн тонн в год) и «Арктический микс» (до 7 млн тонн). В результате США стали вводить санкции непосредственно против этого проекта, хотя при ближайшем рассмотрении они не согласуются с официально объявленными целями санкционного давления. Ведь арктические СПГ-проекты освобождены от уплаты многих налогов или фискальная нагрузка на них снижена. Поэтому, если сравнивать с нефтяной отраслью, их влияние на доходы бюджета России незначительно. А ведь заявленная цель вводимых США санкций – снизить поступление средств в казну России из нефтегазовой отрасли! Впрочем, как водится, политическая риторика лишь прикрывает интересы американского капитала…
Данный шаг американцев автоматически отрезал от «Арктик СПГ-2» возможных покупателей из Европы и Азии из-за угрозы введения в отношении них вторичных санкций. И недавно в прессе появилась информация, что иностранные акционеры «Арктик СПГ-2» – французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC и консорциум японских Mitsui и JOGMEC – объявили «форс-мажор» по своему участию в проекте. У каждого из них по 10% в «Арктик СПГ-2», а сам НОВАТЭК владеет 60%. При этом китайские и японские компании запросили власти США о возможности вывести поставки с «Арктик СПГ-2» из-под санкций. Японский министр промышленности Ясутоси Нисимура признал, что «этот проект важен для обеспечения стабильного энергоснабжения» его государства. Премьер-министр Фумио Кисида также неоднократно подчеркивал важность участия Японии в российских проектах «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Арктик СПГ-2», так как они, по его словам, напрямую влияют на энергетическую безопасность страны.
После отказа иностранных акционеров забирать сжиженный природный газ с «Арктик СПГ-2» у проекта не останется функционирующих долгосрочных контрактов, что может угрожать прекращением его внешнего финансирования. Впрочем, эксперт Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов полагает, что НОВАТЭК сможет продолжить финансировать проект самостоятельно, хотя это и обойдётся дороже. Положим, это так, однако одной из главных проблем «Арктик СПГ-2» также остаётся нехватка газовозов арктического класса Arc7. Раньше инициаторы проекта рассчитывали на зарубежный флот газовозов, но теперь этот расчёт, очевидно, приходится отбросить. Ситуацию усугубили санкции США, введённые в отношении плавучих хранилищ Saam FSU на Камчатке и Koryak FSU в Мурманске, где должна была происходить перевалка с танкеров Arc7.
Как теперь намерены поступить иностранные участники «Арктик СПГ-2»? Быстрее всего определились французы: 16 января в TotalEnergies объявили, что намерены соблюдать санкции в отношении проектов из РФ, поэтому не станут использовать газ с «Арктик СПГ-2». А что по всем остальным внешним инвесторам? С ними пока ясности нет. В самом конце декабря 2023 года японская газета Sankei написала, что компания Mitsui намерена отозвать своих сотрудников из проекта. «Сама же компания никаких заявлений пока не сделала, а это означает, что её окончательная судьба в проекте ещё не определена. Вероятно, идет закулисный торг с американскими властями. Японцы находятся в крайне уязвимом положении. Полагаем, что они сами оказались в недоумении от санкций США, ведь ранее для них были сделаны исключения как по импорту российской нефти, так и газа», – отмечает телеграм-канал «Черный лебедь».
Канал обратил внимание на то, что китайцы, которые также участвуют в «Арктик СПГ-2», осудили решение американских властей. «В связи с этим возникает предположение, что они могут стать бенефициаром японской доли в проекте, если Mitsui все-таки решит уйти», – добавляет «Черный лебедь».
Мы всё преодолеем
На ситуацию обратил внимание известный экономический аналитик Иван Данилов, он оценивает текущее положение с «Арктик СПГ-2» достаточно мрачно. «Сжиженный природный газ не нефть, СПГ на рынке сейчас много и будет ещё больше. И дело тут не только в успехах американского и катарского СПГ-экспорта, но ещё и в том, что с рынка тупо ИСЧЕЗ большой кусок европейского спроса: через самокастрацию европейской промышленности», – констатирует Данилов. Он добавляет, что китайские компании имеют огромное количество международных проектов (а ещё платят в долларах за множество закупленного ими иностранного оборудования), и, соответственно, им не нужны вторичные санкции. «При этом не надо думать, что китайцы просто утрутся, если им не дадут (а вероятно, не дадут) "исключения" из санкций. Запрос на "исключение" – это (почти гарантировано) всего лишь необходимый этап, для того чтобы обосновать перед российской стороной два действия: ввод "прокладок"-покупателей, вместо первоначальных китайских партнёров; получение просто ЖИРНЮЩЕГО дисконта с НОВАТЭКа за "русскую токсичность"», – полагает Данилов.
Проблема усугубляется тем, что предприятия Южной Кореи в 2022 и 2023 гг. разорвали уже заключенные контракты и отказались строить морские газовозы для «Арктик СПГ-2». Crimson Alter предупреждает, что в данном случае россиянам вряд ли удастся повторить успешный трюк с «теневым флотом» танкеров и сколотить точно такой же флот, но уже из газовозов. «"Чёрный флот" газовозов создать невозможно. Это не нефть, где можно за год найти нужное количество старых танкеров. Лишних газовозов нет, их вообще дефицит на рынке. Это очень высокотехнологичные суда (намного сложнее "плавучих нефтяных бочек"), которым требуется иногда очень сложное облуживание, а его российскому чёрному газовозу не предоставит вообще никто», – объясняет специалист. Единственный выход – строить собственные газовозы в достаточном количестве. Это будет труднейший экзамен для отечественной судостроительной промышленности.
В любом случае в середине января появилась информация о том, что первая очередь «Арктик СПГ-2» работает уже на половинной мощности: одна из двух ее технологических линий запущена, вторая пока находится в состоянии наладки, и старт её тоже не за горами. Вообще есть надежда, что проект сумеет справиться с навалившимися на него трудностями, тем более что россияне уже показали, что могут решать самые сложные задачи, в том числе в условиях Крайнего Севера. Именно россияне, например, построили самый большой в мире ледокольный флот: более 40 ледоколов, среди которых 12 – атомные. Скажем, у США, которые недавно самочинно присвоили большой кусок арктического шельфа, на данный момент есть только два ледокола, один из которых сломанный, а второму – четверть века. За последние десять лет Российская Федерация в Арктике построила с нуля три новые военные базы: «Арктический трилистник» (Земля Франца Иосифа), «Северный клевер» (Новосибирские острова), «Полярная звезда» (остров Врангеля) – и это, не считая тех баз, которые остались после развала Союза.
Не будем забывать и то, что РФ построила «с нуля» арктический порт Сабетта – один из крупнейших в мире по перевалке природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом. То есть россияне осваивают Арктику сразу по трём направлениям: экономически (это бизнес-проект, приносящий доход); инфраструктурно (строительство портов, СПГ-терминалов, ледокольного флота, что обеспечивает физическое присутствие в Арктике); военное строительство (претензии на Арктику подкрепляются не только дипломатическими заявлениями). Иными словами, работа идёт, а внезапные «форс-мажоры» лишь прибавляют нам опыта и решимости.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram