Развитие ситуации в энергетике Молдовы привело к закономерному результату, который для здравомыслящих людей был очевиден заранее – власти страны заговорили о возможности возвращения к закупкам природного газа напрямую у «Газпрома». Начиная с самого прихода к власти нынешнего президента Майи Санду и прозападной партии PAS, которую она возглавляла до избрания на высший государственный пост, все действия нового руководства страны были направлены на разрыв сотрудничества с Россией, в том числе и в такой важной для страны отрасли как энергетическая.
Именно действиями молдавской стороны была спровоцирована напряженность по такому вопросу, как аудит исторического долга Молдовы за поставленный природный газ, после которого последняя отказалась погашать задолженность.
Результатом действий официального Кишинева стало переориентирование закупок газа на европейский биржевой рынок, что сразу же отразилось на внутренних тарифах и общей экономической ситуации. Тарифы на газ выросли в 2022 году почти в семь раз, а на электроэнергию – в четыре раза. Это, в свою очередь, запустило рост цен на коммунальные услуги и разогнало инфляцию до рекордного уровня в 34%. Кризис спровоцировал акции протеста с требованием отставки президента Санду и правительства.
Кроме того, с октября 2022 года «Газпром», который ранее был единственным поставщиком газа в республику, на 30% сократил суточный объем его подачи. В российской компании объяснили это техническими проблемами, связанными с ограничением транзита через Украину, однако Кишинев возложил ответственность за кризис на российский газовый холдинг. В этой ситуации прошлой зимой правобережная Молдова полностью перешла на закупки топлива у европейских поставщиков, а российский газ, поступающий напрямую от «Газпрома», направляется для выработки электроэнергии на Молдавскую ГРЭС в Приднестровье, которая продлила с молдавской государственной компанией Energocom контракт на поставку электроэнергии до конца 2024 года по цене в $66 за 1 МВт⋅ч.
Впрочем, многие эксперты не исключают, что молдавские власти делали всё по заранее подготовленному плану, который позволил причастным к закупкам газа чиновникам сказочно обогатиться, закупая все тот же российский газ на европейских биржах через посредников и контролируемую ими государственную компанию Energocom. Весьма способствовал этому и действовавший в Молдове два года режим чрезвычайного положения, при котором закупка госкомпаний и их условия не обязательны к публикации или просто к разглашению. Воспользовавшись этим обстоятельством, вице-премьер правительства Спыну, курировавший вопросы энергетики и инфраструктуры, закупил природный газ на европейских биржах при условиях абсолютной нетранспарентности, которую назвали «коммерческой тайной».
В условиях, когда значительная часть населения просто не могла оплачивать коммунальные услуги по предложенным властями тарифам, политик и бизнесмен Илан Шор заявил, что «Молдовагаз» по прямому указу правительства препятствует началу поставки более дешевого газа и предложил свой вариант решения проблемы.
Этот вариант в ходе своего специального заявления представила башкан Гагаузской автономии Евгения Гуцул, которая сообщила о том, что «газ для жителей Гагаузии станет в разы дешевле: 10 леев за кубометр по сравнению с тарифом в 32 лея, который стал следствием «гениальных» решений в сфере газоснабжения Молдовы от команды Санду. По словам Гуцул, турецкая компания, которая является партнером бизнесмена Илана Шора, подписала контракты с крупным европейским трейдером на покупку газа напрямую из Европы и с молдавским лицензированным оператором для транспортировки топлива по специальной цене. Также башкан выразила готовность предоставить газ соседним Тараклийскому и Оргеевскому районам, где местное руководство также состоит из представителей команды И. Шора.
Кроме этого, Е. Гуцул опубликовала контракты на закупку газа для Гагаузии, Тараклии и Оргеевcкого района. Согласно контрактам, голубое топливо должна была поставлять турецкая компания по льготной цене таким образом, чтобы тариф для бытовых потребителей не превышал 10 леев за кубометр газа. «Контрактованного объема достаточно для покрытия всех потребностей населения и государственных учреждений региона», – написала Гуцул в социальных сетях. Начало поставок газа планировалось на 1 декабря. Публикация данного договора произвела эффект разорвавшейся бомбы, а последствия наверняка окажут в будущем огромное влияние на многие процессы в молдавской политике.
Многие эксперты в области энергетики оценили реализацию достигнутого соглашения как вполне возможную. В частности, экс-вице-премьер и экс-министр экономики Октавиан Калмык так прокомментировал заключенный контракт: «Исходя из той публичной информации, которая была представлена, это очень реальный проект, и основной вопрос состоит в том, по какой цене этот газ будет импортирован в Молдову. Если она составит около 200 долларов или 200 евро за тысячу кубов, значит, достигнуть такого тарифа [10 леев за кубометр] для населения реально. А с технической точки зрения есть четыре пункта подключения к европейским и украинским сетям, так что нет, в принципе, никаких ограничений по транспортировке данного газа на территорию Молдовы, в том числе в Гагаузию».
Однако молдавские власти не только «не заметили» выгодных предложений по обеспечению страны газом, но и установили огромное количество препятствий, чтобы не допустить диверсификацию поставщиков газа. Ожидаемое начало поставок газа по льготной цене для регионов Молдовы не случилось. Заявленный И. Шором поставщик так и не получил разрешение на работу с населением, а чуть позже компании NORDGAZ FURNIZARE SRL вообще приостановили действие лицензии.
Но это не остановило оппозиционного политика. Он предложил Energocom газ по 137 долл. для всей страны. Это почти в 10 раз дешевле «газа Спыну», который хранится даже не в Молдове, а на Украине, но и в этом случае получил отказ. Упорство власти, которое придумывает самые разнообразные причины отказа на предложение Шора, поражает воображение. Происходит это, несмотря на то что Санду и ее окружение уже давно доказали, что используют Молдову только в собственных интересах и к собственной выгоде, что наглядно отражается на рейтинге власти. И все это происходит на фоне того, что власти сохраняют высокие тарифы на газ, а население переплачивает за него, так как государственное предприятие Energocom закачало газа в хранилища в два раза больше потребностей и по завышенной цене. Эксперты говорят, что цены на газ в течение этого года снизились в четыре-пять раз, однако властям приходится поставлять населению уже закупленный ими дорогой газ, а, учитывая его закупочную цену, снизить тарифы не представляется возможным.
Газовые игрища в Молдове продолжаются. Заявления министра энергетики Виктора Парликова на фоне предложений И. Шора выглядят оправданием неспособности и нежелания заниматься реальными проблемами в энергетическом секторе. Вместо этого Парликов заявил о намерении Молдовы на следующей неделе приобрести первую партию доставленного из США сжиженного газа на терминале в греческом городе Александруполисе. Еще весной прошлого года молдавская государственная компания Energocom подписала с греческой компанией DEPA рамочный договор на закупку газа, чтобы создать альтернативу поставкам «Газпрома». Как сообщалось, это позволит закупать сжиженный газ на терминале в Греции, куда поставляется топливо из разных географических точек на Востоке, а также из США и Африки. Преподносится это все под соусом диверсификации поставок природного газа, однако очевидно, что цена на американский СПГ будет намного выше цены трубопроводного газа.
Очевидно и то, что при том состоянии экономики, которое наблюдается сегодня в Молдове, страна не потянет закупки СПГ в скольких-нибудь серьёзных объемах. И судя по всему, только возвращение к прямым поставкам от «Газпрома» может облегчить ситуацию. Наверное, поэтому и последовало неожиданное заявление В. Парликова в эфире одного из провластных телеканалов о том, что он допускает новые закупки газа у «Газпрома» в случае, если цена будет выгоднее, чем у конкурентов. «Если Energocom не сможет найти газ на рынке по ценам ниже, чем у «Газпрома», то почему бы тогда не взять газ и у «Газпрома»?» – заявил министр.
Правда, эти слова вступают в определенный конфликт с утверждением главы Национального банка Анки Драгу, которая заявила, что инфляция в Молдове снизилась именно после отказа от российского газа. Но, судя по всему, глава НБМ просто не знала, что газ, потребляемый Молдовой, не переставал быть российским и реальной альтернативы ему в республике просто нет.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram