Йеменские хуситы 25 января заявили, что они поразили американский военный корабль в Аденском заливе. По их словам, речь идет об одном из двух эсминцев США, второй оказался не готов к столкновению и ушел вместе с сопровождаемыми им торговыми судами. Сообщается, что бой продолжался более двух часов. «Несколько наших баллистических ракет поразили свои цели, несмотря на попытки военных кораблей перехватить их», – отмечается в заявлении хуситов.
Однако в заявлении Центрального командования Вооруженных сил США (CENTCOM) говорится о том, что из трех ракет, выпущенных хуситами по его кораблям, ни одна не попала в цель: одна из ракет упала в море, две другие был перехвачены. О том, что эсминец ВМС США сбил две ракеты, запущенные йеменскими мятежниками-хуситами, также сообщил представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби.
Кому тут стоит доверять – вопрос открытый, стороны конфликта всегда склонны преувеличивать свои победы и преуменьшать поражения. Да и можно ли это назвать военным конфликтом? Если да, то он по меньшей мере странный.
В течение января США и Британия наносят удары по Йемену, объявляя каждый раз о том, что поразили цели. Непонятно, правда, какие? Йемен – это сплошь горы и пещеры, хуситы уже почти 9 лет ведут войну с соседями, вся их критически важная инфраструктура спрятана под землю. Наносить по ним удары ракетами – пустой перевод боеприпасов, это доказала операция арабской коалиции, которая не дала абсолютно никаких результатов. Чтобы претендовать на победу над хуситами, нужно проводить наземную операцию, а это второй Афганистан. Арабская коалиция, замечу, за девять лет на это так и не решилась. Американцы не решатся тем более, особенно в предвыборный год, это было бы чистым самоубийством для действующей администрации.
Для чего же тогда все это нужно? Утилизировать старые ракеты? Продемонстрировать свою «крутость» союзникам и оппонентам? Именно этими причинами многие объясняют удары по Сирии, нанесенные тогдашним президентом США Дональдом Трампом в 2017 и 2018 гг., не имевшие сколько-нибудь серьезного военно-политического смысла.
В случае с действующим президентом Джо Байденом это может быть еще и попыткой перебить повестку, связанную с его внешнеполитическими провалами (Афганистан, Украина), для внутренней аудитории, а для внешней – показать готовность противостоять Ирану и его прокси.
Впрочем, тут вопрос не только в Иране, но и в том, что обстрелы хуситами судов стран, которые поддерживают Израиль, фактически парализовали движение по Красному морю, а значит – по Суэцкому каналу, являющемуся главной мировой торговой артерией. Промолчать и не предпринимать в этой ситуации было бы по меньшей мере странно и неправильно понято союзниками США, в первую очередь в Европе.
Ситуация уже привела к значительным последствиям для мировой экономики. По данным конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), с начала атак йеменских хуситов на суда в Красном море объем грузоперевозок через Суэцкий канал сократился на 45%, а количество судов, прошедших за последние два месяца по нему, снизилось на 39%.
По словам главы отдела торговой логистики ЮНКТАД Яна Хоффманна, сегодня происходят нарушения на трех основных для мировой торговли маршрутах. Во-первых, это проблемы с поставками зерна и нефти на фоне конфликта на Украине, во-вторых, это проблемы с перевозками по Панамскому каналу, возникшие из-за низкого уровня воды в результате засухи. Теперь вот еще и Суэцкий канал. Наверняка по итогам всего этого будут озвучены общие цифры падения международной торговли, и надо понимать, что они будут внушительными.
Дошло до того, что Китай, являющийся сегодня центром этой международной торговли, был вынужден попросить Иран, считающийся его военно-политическим союзником и значимым торговым партнером, сдержать хуситов.
Как сообщает Reuters, представители Пекина и Тегерана провели несколько встреч по этому вопросу, при этом китайцы ясно дали понять, что будут сильно разочарованы Ираном (для которого КНР является торговым партнером номер один), если какие-либо китайские суда получат повреждения, либо в целом будут затронуты интересы Китая.
Отмечу, что Тегеран открещивается от того, что каким-то образом влияет на хуситов и тем более управляет их действиями. У нас многие любят употреблять слово «прокси», не до конца понимая его значения. Речь о том, что хуситы – это джинн, выпущенный из бутылки, который ни Тегеран, ни кто бы то ни было еще не могут просто загнать обратно щелчком пальцев. Поэтому надежды на быстрое и безболезненное для всех разрешение конфликта мало, тем более что он не вырос на голом месте, а является частью того общего конфликта, происходящего сегодня на Ближнем Востоке, который некоторые эксперты уже считают репетицией третьей мировой.
А как вся эта геополитическая турбулентность отражается на интересах России как в политическом, так и в экономическом смыслах?
Во-первых, растет цена на нефть. Она уже выросла до 82,52 доллара за баррель, растут и фьючерсы. Кроме того, из-за всей этой ситуации Центробанк КНР ввел меры стимулирования экономики, в результате чего основные китайские фондовые индексы подскочили примерно на 3%, что обычно отражается на нефтяных рынках. Многие эксперты уже прогнозируют цену в 100 долларов и выше, если ситуация будет развиваться в том же ключе.
Во-вторых, в связи с невозможностью полноценного функционирования Суэцкого канала растет внимание к альтернативным путям перевозок товаров. Так, кризис может дать новый стимул открытию коридора «Север-Юг», которое уже значительное время переносится. Напомню, «Север-Юг» – это три ветки: Каспийская, западная ветка через Иран, Азербайджан и Россию и восточная через Казахстан и Туркменистан. Первые две – это прямые инвестиции в российскую экономику.
МТК «Север-Юг» в два и более раза сокращает расстояния перевозок в сравнении с Суэцким каналом. Кроме того, стоимость перевозок значительно удешевляется. Соглашение о его создании подписано еще в 2000 году, однако создание необходимой инфраструктуры, решение таможенных проволочек растянулось на два десятилетия. Закупоривание Суэцкого канала может стимулировать ускорение этой работы.
Наконец, сложившаяся ситуация приковывает более пристальное внимание к Северному морскому пути, который уже начал осваивать Китай. Напомню, он в два раза короче, чем путь через Суэц, а значит, использовать его намного дешевле. Кроме того, на нем отсутствуют ограничения по габаритам для судов, которые идут через Суэцкий канал, в результате чего приходится перегружать товары, а это лишние время и деньги. Наконец, в северных морях нет пиратов. Долгие годы на СМП лишь заглядывались с интересом, но сейчас у него есть шансы стать реальной альтернативой.
Еще один плюс от ситуации в Красном море – проблемы с доставкой СПГ из Катара. Накануне катарская госкомпания QatarEnergy вынуждена была официально признать частичную задержку поставок СПГ, поскольку пришлось осваивать новый и более длинный маршрут в обход Африки. Конечно, QatarEnergy обещает выполнить все обязательства перед заказчиками, однако проблемы уже есть, а катарский СПГ является главным конкурентом российскому.
Ранее решение не использовать больше маршрут через Красное море приняла Kuwait Oil Tanker – компания, перевозящая нефть и нефтепродукты, а также британский гигант Shell. Значит, цена на топливо будет расти дальше.
Парадоксально, но выгодоприобретателем от всего этого являются и США, для которых Катар тоже является главным (наряду с Россией) конкурентом по поставкам СПГ в Европу. Высокая цена на нефть также выгодна американским сланцевикам из-за высокой себестоимости, которая делает добычу при низких ценах попросту нерентабельной.
А поскольку главными пострадавшими от ситуации с хуситами являются ключевые участники международной торговли Китай и Европа, их экономическое ослабление тоже на руку США.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram