Единый электроэнергетический рынок РФ и Белоруссии – апробация для ЕАЭС - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.10.2024 |

Единый электроэнергетический рынок РФ и Белоруссии – апробация для ЕАЭС

На днях министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич сообщил, что Белоруссия и Россия подготовили договор о формировании объединенного рынка электроэнергии и разрабатывают правила его функционирования. Глава Минэнерго РБ уточнил, что означенный документ «прошел внутригосударственные процедуры, на выходе – правила функционирования рынка». В целом будет обеспечена надежность энергоснабжения потребителей в обеих странах».

Процесс этот остаётся поэтапным. Так, в конце декабря 2023 года министр энергетики России Николай Шульгинов заявил, что срок запуска объединенного российско-белорусского рынка электроэнергии, «который был запланирован на 1 января 2024 года, сдвигается из-за большого объема согласований». Сам же проект договора президент Белоруссии Александр Лукашенко утвердил в 2023 году. А в Минэнерго РФ в начале января 2024 г. заявили, что проект договора о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства, «помимо одобрения указом президента Белоруссии, прошел внутригосударственное согласование в России».

 В министерстве пояснили, что договор предусматривает поэтапное формирование объединенного рынка. На начальном этапе торговля будет осуществляться между юридическими лицами, определяемыми сторонами. В последующем, с учетом интеграции в газовой сфере, в том числе в части порядка формирования тарифов при поставке природного газа в Белоруссию из России, предусмотрена более глубокая интеграция в электроэнергетической сфере. В частности, она предусмотрит торговлю электрической энергией, а также организацию единого технологического процесса оперативно-диспетчерского управления. Причем на начальном этапе операции по купле-продаже электроэнергии будут осуществляться через уполномоченных субъектов хозяйствования по одному от каждой стороны.

Проект соглашения об общем электроэнергетическом рынке предполагает, что торговля энергией будет вестись по свободным договорам, а регулирование энергокомпаний осуществляться по единым принципам. Причем тарифы будут одинаковы как для внешних, так и для внутренних поставок. Взаиморасчеты планируется проводить в основном в российских рублях. Но очевидно, что при такой форме взаиморасчетов требуется государственное/межгосударственное регулирование валютного курса  во избежание скачков в обе стороны цен на электричество ввиду курсовых перепадов.

Тем временем до 2030 года общий электроэнергетический рынок Союзного государства планируется синхронизировать с общим энергорынком ЕАЭС.

Применительно же к отраслевой структуре производства электроэнергии в РФ и Белоруссии особое внимание уделяется атомной энергетике. Например, Белорусская АЭС уже де-факто работает на максимальной проектной мощности, обладая при этом высоким экспортным потенциалом. В связи с этим предлагается подготовка кадров по энергетическим специальностям «за счет союзного бюджета на базе Московского энергетического института. Это будет способствовать повышению компетенции работников атомной энергетики и в целом энергетических отраслей Белоруссии и России», – сообщил в начале ноября 2023 г. председатель союзной комиссии, генеральный директор компании «Белтопгаз» Алексей Кушнаренко.

Соответственно, 21 ноября 2023 года Москва и Минск подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере обращения с отработавшим ядерным топливом.

Посол Белоруссии в России Дмитрий Крутой отметил, что официальное соглашение о создании единого рынка электроэнергии еще не подписано, «но фактически он уже начал функционировать». Стороны увеличивают взаимные поставки электроэнергии, прежде всего, в приграничные регионы обеих стран, что позволяет предотвращать ситуации с нехваткой электричества в этих регионах. Плюс к тому специалисты ФГБУ «РЭА» Минэнерго России совместно с Ассоциацией энергосервисных компаний РАЭСКО подготовили обзор лучших практик в области энергоэффективности в государствах ЕАЭС. Наиболее эффективные из них будут использоваться в общем энергорынке РФ-Белоруссии и в целом – Евразийского союза.

Примечательна оценка выгод общего электрорынка, высказанная директором по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов (РФ) Алексеем Белогорьевым: «Рынок дает больше выгод Белоруссии, поскольку страна заинтересована в увеличении экспорта электричества в РФ». Точнее, недавний запуск второго энергоблока Белорусской АЭС «создаёт большой профицит мощностей. А Белоруссия теперь не может экспортировать электроэнергию в Литву, Украину и Польшу (и в Латвию. – Ред.). Поэтому основным направлением экспорта в рамках объединенного энергорынка для нее остается Россия – по крайней мере, в ближайшей и среднесрочной перспективе». Причем, по данным эксперта, из-за излишков электричества с начала работы атомной станции Белоруссия уже снижает потребление газа, поступающего из РФ.

  

География электроэнергетических мощностей и линий Белоруссии (2022/23 гг.)

Нужно отметить также, что в РФ модель этого рынка конкурентная, когда множество компаний конкурируют между собой за рынок сбыта и имеется немалое число перепродавцов электроэнергии, что, естественно, способствует отнюдь не одноразовому повышению конечных электротарифов. А в Белоруссии  по-прежнему вертикально-интегрированная модель, когда одна и та же компания может быть и генератором, и владеть сетями, и заниматься сбытом. Вдобавок государство («БелЭнерго») по-прежнему регулирует все эти процессы, как и уровень тарифов для потребителей.

Продвижение же к единому рынку выражается, прежде всего, в том, что стороны заключают двусторонние контракты. Поставщик, если договаривается с белорусским производителем, может обеспечивать также переток этой электроэнергии в Россию. Теперь такие контракты все более распространены.

Кроме того, упрощается процедура купли-продажи. То есть российский потребитель, заключавший контракты с российскими же производителями электроэнергии, «точно так же сможет это сделать и с белорусскими компаниями», отмечает Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (РФ). При этом, по его мнению, «доминирования одного участника над другим в едином энергетическом рынке РФ и Белоруссии быть не должно».

Для эффективной работы единого энергорынка, разумеется, нужно привести энергосистемы двух стран к единому знаменателю в плане рентабельности. То есть себестоимость производства электричества должна быть на одинаковом или хотя бы на схожем уровне. Пока в этой сфере не просматривается единого подхода к ценообразованию, что обусловлено, повторим, различными административно-правовыми и экономическими условиями работы электроэнергетических систем в обеих странах.

Тем не менее создание общего электроэнергетического рынка РФ и Белоруссии – с востребованным решением упомянутых и смежных вопросов – станет практической апробацией формирования аналогичного рынка в рамках ЕАЭС.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
713
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика