На днях министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич сообщил, что Белоруссия и Россия подготовили договор о формировании объединенного рынка электроэнергии и разрабатывают правила его функционирования. Глава Минэнерго РБ уточнил, что означенный документ «прошел внутригосударственные процедуры, на выходе – правила функционирования рынка». В целом будет обеспечена надежность энергоснабжения потребителей в обеих странах».
Процесс этот остаётся поэтапным. Так, в конце декабря 2023 года министр энергетики России Николай Шульгинов заявил, что срок запуска объединенного российско-белорусского рынка электроэнергии, «который был запланирован на 1 января 2024 года, сдвигается из-за большого объема согласований». Сам же проект договора президент Белоруссии Александр Лукашенко утвердил в 2023 году. А в Минэнерго РФ в начале января 2024 г. заявили, что проект договора о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства, «помимо одобрения указом президента Белоруссии, прошел внутригосударственное согласование в России».
В министерстве пояснили, что договор предусматривает поэтапное формирование объединенного рынка. На начальном этапе торговля будет осуществляться между юридическими лицами, определяемыми сторонами. В последующем, с учетом интеграции в газовой сфере, в том числе в части порядка формирования тарифов при поставке природного газа в Белоруссию из России, предусмотрена более глубокая интеграция в электроэнергетической сфере. В частности, она предусмотрит торговлю электрической энергией, а также организацию единого технологического процесса оперативно-диспетчерского управления. Причем на начальном этапе операции по купле-продаже электроэнергии будут осуществляться через уполномоченных субъектов хозяйствования по одному от каждой стороны.
Проект соглашения об общем электроэнергетическом рынке предполагает, что торговля энергией будет вестись по свободным договорам, а регулирование энергокомпаний осуществляться по единым принципам. Причем тарифы будут одинаковы как для внешних, так и для внутренних поставок. Взаиморасчеты планируется проводить в основном в российских рублях. Но очевидно, что при такой форме взаиморасчетов требуется государственное/межгосударственное регулирование валютного курса во избежание скачков в обе стороны цен на электричество ввиду курсовых перепадов.
Тем временем до 2030 года общий электроэнергетический рынок Союзного государства планируется синхронизировать с общим энергорынком ЕАЭС.
Применительно же к отраслевой структуре производства электроэнергии в РФ и Белоруссии особое внимание уделяется атомной энергетике. Например, Белорусская АЭС уже де-факто работает на максимальной проектной мощности, обладая при этом высоким экспортным потенциалом. В связи с этим предлагается подготовка кадров по энергетическим специальностям «за счет союзного бюджета на базе Московского энергетического института. Это будет способствовать повышению компетенции работников атомной энергетики и в целом энергетических отраслей Белоруссии и России», – сообщил в начале ноября 2023 г. председатель союзной комиссии, генеральный директор компании «Белтопгаз» Алексей Кушнаренко.
Соответственно, 21 ноября 2023 года Москва и Минск подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере обращения с отработавшим ядерным топливом.
Посол Белоруссии в России Дмитрий Крутой отметил, что официальное соглашение о создании единого рынка электроэнергии еще не подписано, «но фактически он уже начал функционировать». Стороны увеличивают взаимные поставки электроэнергии, прежде всего, в приграничные регионы обеих стран, что позволяет предотвращать ситуации с нехваткой электричества в этих регионах. Плюс к тому специалисты ФГБУ «РЭА» Минэнерго России совместно с Ассоциацией энергосервисных компаний РАЭСКО подготовили обзор лучших практик в области энергоэффективности в государствах ЕАЭС. Наиболее эффективные из них будут использоваться в общем энергорынке РФ-Белоруссии и в целом – Евразийского союза.
Примечательна оценка выгод общего электрорынка, высказанная директором по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов (РФ) Алексеем Белогорьевым: «Рынок дает больше выгод Белоруссии, поскольку страна заинтересована в увеличении экспорта электричества в РФ». Точнее, недавний запуск второго энергоблока Белорусской АЭС «создаёт большой профицит мощностей. А Белоруссия теперь не может экспортировать электроэнергию в Литву, Украину и Польшу (и в Латвию. – Ред.). Поэтому основным направлением экспорта в рамках объединенного энергорынка для нее остается Россия – по крайней мере, в ближайшей и среднесрочной перспективе». Причем, по данным эксперта, из-за излишков электричества с начала работы атомной станции Белоруссия уже снижает потребление газа, поступающего из РФ.
География электроэнергетических мощностей и линий Белоруссии (2022/23 гг.)
Нужно отметить также, что в РФ модель этого рынка конкурентная, когда множество компаний конкурируют между собой за рынок сбыта и имеется немалое число перепродавцов электроэнергии, что, естественно, способствует отнюдь не одноразовому повышению конечных электротарифов. А в Белоруссии по-прежнему вертикально-интегрированная модель, когда одна и та же компания может быть и генератором, и владеть сетями, и заниматься сбытом. Вдобавок государство («БелЭнерго») по-прежнему регулирует все эти процессы, как и уровень тарифов для потребителей.
Продвижение же к единому рынку выражается, прежде всего, в том, что стороны заключают двусторонние контракты. Поставщик, если договаривается с белорусским производителем, может обеспечивать также переток этой электроэнергии в Россию. Теперь такие контракты все более распространены.
Кроме того, упрощается процедура купли-продажи. То есть российский потребитель, заключавший контракты с российскими же производителями электроэнергии, «точно так же сможет это сделать и с белорусскими компаниями», отмечает Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (РФ). При этом, по его мнению, «доминирования одного участника над другим в едином энергетическом рынке РФ и Белоруссии быть не должно».
Для эффективной работы единого энергорынка, разумеется, нужно привести энергосистемы двух стран к единому знаменателю в плане рентабельности. То есть себестоимость производства электричества должна быть на одинаковом или хотя бы на схожем уровне. Пока в этой сфере не просматривается единого подхода к ценообразованию, что обусловлено, повторим, различными административно-правовыми и экономическими условиями работы электроэнергетических систем в обеих странах.
Тем не менее создание общего электроэнергетического рынка РФ и Белоруссии – с востребованным решением упомянутых и смежных вопросов – станет практической апробацией формирования аналогичного рынка в рамках ЕАЭС.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram