На прошлой неделе, 2 февраля, жители Гагаузской автономии Республики Молдова отпраздновали 10-летие чрезвычайно важного для них события: в этот день в 2014 году состоялись два референдума – консультативный и законодательный.
Более 96% избирателей тогда высказались за вступление Молдовы в Таможенный союз и проголосовали за право Гагаузии «на внешнее самоопределение» в случае утраты Молдовой суверенитета. К проведению этих референдумов привело нежелание официального Кишинёва наладить эффективный диалог с регионом и считаться с мнением населения автономии. Учитывая впечатляющие результаты этого референдума, дата 2 февраля была объявлена в Гагаузии Днем национального единства.
Отметить этот день праздничным маршем по улицам столицы автономии Комрата вышло более 10 тысяч жителей. «День народного единства – это праздник демократии и народного волеизъявления. Это символ стойкости, патриотизма и мудрости гагаузского народа», – заявила башкан Гагаузии Евгения Гуцул, приветствуя праздничную колонну.
Та массовость, которую продемонстрировали жители автономии, является наилучшим подтверждением того, что за прошедшие 10 лет взгляды гагаузов не претерпели каких-либо изменений. Депутат парламента Молдовы, один из лидеров непарламентской партии «Возрождение» Александр Суходольский, родившийся и проживающий в Гагаузии, заявил, что его сограждане стоят на тех же позициях, что и 10 лет назад, когда подавляющим большинством голосов выбрали путь интеграции Молдовы в Таможенный союз, на базе которого позже был образован Евразийский экономический союз.
«Результаты были однозначными и для многих ошеломляющими - рекордно значительное большинство населения Гагаузии высказалось де-факто за традиционные связи с Россией и теснейшее взаимодействие с евразийским пространством. Более 96 процентов жителей автономии (при явке свыше 70 процентов), пришедших на избирательные участки, были однозначны в своем выборе: если экономически интегрироваться, то в сообщество, членство в котором выгодно для страны, а не туда, где все построено на долговой кабале. Народ Гагаузии подтвердил свой ориентир тогда и в случае необходимости подтвердит его еще раз. Будущее мы видим не в европейской закваске, где есть господа и рабы, а в связях с традиционным и надежным другом Россией», – написал Суходольский в своем блоге.
При этом необходимо отметить, что Гагаузская автономия переживает сейчас один из сложнейших периодов в своей истории в связи с политикой, проводимой центральными властями в лице президента Майи Санду и правящей партии PAS.
Практически сразу после победы Евгении Гуцул на выборах башкана автономии М. Санду заявила, что не подпишет указ о назначении ее членом правительства, как предусмотрено законодательством, по причине того, что, по ее мнению, Гуцул работает на криминальную группировку (имелся в виду оппозиционный политик и бизнесмен Илан Шор). При этом существование такого базового юридического положения, как презумпция невиновности, президентом даже не упоминалось. Санду и подконтрольная ей партия PAS уже давно подменили собой судебные инстанции. В различных политических ток-шоу без каких-либо доказательств они не стесняясь выносят обвинительные заключения в отношении оппозиционных политиков. А кто не согласен, тот сразу же объявляется «рукой Кремля». При этом европейские кураторы молдавской власти высказывают только молчаливое одобрение.
Отношение к Гагаузии со стороны нынешних властей Молдовы очень показательно охарактеризовал провластный политолог Анатолий Цэрану, который открыто заявил, что «Гагаузия остается инородным телом в государственной системе Республики Молдова. И это инородное тело используется по максимуму для дестабилизации политической ситуации и нанесения ущерба национальной безопасности Молдовы. Кишинев так и не нашёл средство для ликвидации этой угрозы, и Гагаузия остаётся проблемным регионом. Регионом, для которого надо найти решение».
Какого рода решение имеет в виду Цэрану, не очень понятно, но есть все основания предполагать, что он имеет в виду те меры, которые в 1992 году уже привели к возникновению вооруженного конфликта в Приднестровье.
Во многом поведение официального Кишинева объясняется экономическим положением в стране. Ситуацию в бюджете можно смело охарактеризовать как катастрофическую. Финансовых средств не хватает ни на что, но сокращать расходы на содержание президентуры и правительства никто не собирается, как и сдерживать неправомерно поднятые зарплаты министров и раздутый штат государственных ведомств. Выходы молдавская власть видит только в сокращении бюджета Гагаузии, урезания бюджета Кишинёва и в введении таможенных пошлин для Приднестровья.
Еще одно обстоятельство, влияющее на ситуацию, заключается в том, что в 2024 году новых кредитов и грантов не предвидится и в PAS сильно ужимают пояса, но только не на себе.
В декабре президентуру посещала делегация Международного валютного фонда, по итогам встречи релиз был опубликован в общих и стандартных фразах. Тем не менее стало понятно, что речь шла о сокращении расходов и необходимости возврата долгов. Новые кредиты в Молдову поступят только для этого.
Применительно к Гагаузии эта ситуация выразилась в том, что центральные власти РМ, не признающие избранного местным населением башкана (главу) автономии, давят на экономику региона. Приняв законодательные поправки в бюджет, центральная власть изменила порядок возврата НДС для гагаузских предпринимателей. Ранее этот возврат производился из центрального бюджета, а с начала года автономия должна выплачивать компенсацию за НДС местным предпринимателям из своего бюджета. Кишинев денег на это не дает, а у властей Гагаузии их нет.
Это уже привело к тому, что несколько десятков крупных предприятий из Гагаузии перерегистрировались в других регионах страны. Сопредседатель рабочей группы парламента и Народного собрания Гагаузии (НСГ) Сергей Чимпоеш заявил на заседании парламента автономии, что на данный момент «ушли и продолжают уходить» около 60 предприятий. Таким образом, по словам Чимпоеша, план Кишинева, «как навредить Гагаузии, сработал… На данном этапе они добились своего, и мы теряем порядка 120 миллионов леев в год. Крупный бизнес формирует около 35% поступлений в бюджет, если компании уходят из Гагаузии, мы теряем те же 120 миллионов. Это цугцванг. Налево пойдешь – потеряешь 120 миллионов, направо – потеряешь 120 миллионов», - заявил Чимпоеш.
Экс-башкан Гагаузии Ирина Влах отметила, что у жителей «начала пропадать уверенность в будущем». По ее словам, представители гагаузского бизнеса все больше обеспокоены тем, что им не возвращают налог на добавленную стоимость. «Непонятная задержка» составляет уже несколько месяцев. Экс-башкан выразила сожаление, что в Гагаузии настали сложные времена, из-за которых страдает бизнес и будут страдать в 2024 году люди. «Считаю, что до этой ситуации дело можно было не доводить. Можно было изыскать возможности и не допустить принятия изменений в закон, что НДС не сохранялся здесь, у нас, в Гагаузии», – подчеркнула И. Влах. В результате из-за сложившейся в автономии ситуации под угрозой находятся все социально ориентированные программы, которые были запущены ранее.
Решение центральных властей, ущемляющее автономию, было обжаловано группой депутатов-социалистов в Конституционном суде Молдовы. Уже были заслушаны вице-спикер НСГ Георгий Лейчу, а также группа депутатов парламента, среди которых Ивана Кексал из Гагаузии и Владимир Односталко.
Учитывая отношение к Гагаузии со стороны официального Кишинева, представители автономии пошли на чрезвычайный шаг, обратившись за помощью напрямую к России. Глава Управления агропромышленного комплекса АТО Гагаузия Сергей Ибришим 17 января направил письмо на имя министра иностранных дел России Сергея Лаврова. В своем обращении чиновник автономии просит у Российской Федерации оказать гуманитарную помощь для экономических агентов региона. В частности, Ибришим хочет, чтобы удобрения из РФ распространялись именно через российскую компанию «Еврохим». По словам чиновника, в настоящее время в Гагаузии засеяно 40 тысяч гектаров озимых культур, для которых требуется по 100 килограммов удобрений на гектар.
В то же время в своем обращении к министру С. Лаврову С. Ибришим сетует, что экономические агенты Гагаузии не могут экспортировать фрукты, соки и вина на российский рынок после того, как, «к сожалению, Республика Молдова вышла из парламентского состава Ассамблеи Сообщества независимых государств». Именно поэтому чиновник из Комрата просит Москву отменить акцизы и таможенные пошлины только для продукции экономических агентов АТО Гагаузия.
Подобные действия гагаузских чиновников говорят только об одном – в автономии полностью утрачена вера в возможность получения помощи от Кишинева.
* * *
Вот уже почти 9 месяцев прошло с момента, как у Гагаузии появился новый башкан. Те же 9 месяцев исполнилось, как президент Майя Санду не может заставить себя выполнить законную обязанность поставить подпись под указом о включении башкана в состав правительства. Все эти 9 месяцев Евгения Гуцул не принимает участия в заседаниях правительства и получается так, что у автономии нет своего представителя в центральных органах власти.
И как бы странно это ни звучало, но жизнь гагаузов хуже не стала, а во многих отношениях даже, наоборот, улучшилась – реализуются инфраструктурные проекты, ведутся работы по улучшению условий жизни населения. Даже газ мог бы быть дешевым, если бы не противодействие центральной власти. И поэтому неудивительно, если в головах гагаузов начнет периодически проскальзывать крамольная, на взгляд кишиневских чиновников, мысль, а в чем вообще смысл централизованной власти?
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram