Эстония выдворила в Россию митрополита Евгения. Он возглавляет Эстонскую gравославную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) и в течение шести лет раздражал местные власти, как шип в пяте. Причём митрополит держался максимально корректно, однако само присутствие этого «ставленника Москвы» казалось эстонским властям недопустимым. Они хватались за один надуманный предлог за другим, но так и не найдя такового, выгнали Евгения внаглую, по праву силы.
Далее надо ожидать попыток раздавить ЭПЦ МП, лишив её субъектности и как-нибудь заставив верующих перейти под крыло «лояльной» Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ).
Тяжёлое наследие
Митрополит Евгений (в миру Валерий Германович Решетников) прибыл в Эстонию в 2018 году, став преемником усопшего митрополита Корнилия. Ему досталось трудное наследие, связанное с тем, что на территории страны одновременно действуют две православные церкви. Но если Эстонскую православную церковь Московского патриархата (под крылом которой собрались свыше 100 тысяч верующих) официальный Таллин едва терпит, то Эстонской апостольской православной церкви (лишь 7 тысяч верующих) он открыто благоволит и хотел бы, чтобы именно ЭАПЦ единолично представляла в стране православную конфессию. Поэтому приезд из России Евгения (ранее он являлся архиепископом Верейским) эстонские чиновники восприняли с большим раздражением. Однако и причины отказать во временном виде на жительство Евгению у эстонского государства тогда не нашлось.
«Окно возможностей» в отношении митрополита эстонские власти увидели с началом СВО на Украине. В сентябре 2022 года министр внутренних дел ЭР Лаури Ляэнеметс пригрозил, что если Евгений сделает заявление, «призывающее к войне», то лишится вида на жительство. При этом владыка никак в поддержку СВО не высказывался. С другой стороны, не высказывался он и в осуждение СВО. Понимая шаткость своего положения, он уклончиво говорил: «Я не знаю – правильно это было или неправильно. Поэтому мы нигде не говорим о том, что мы поддерживаем эту операцию. Но мы также не говорим, что мы не поддерживаем эту операцию, мы просто не знаем. Пройдёт три-пять, а может, пятьдесят лет, и потом будут найдены какие-то документы, которые совершенно перевернут трактовку сегодняшних событий».
Этого эстонским властям показалось недостаточно. Митрополиту велели, чтобы он однозначно осудил патриарха Кирилла, сказавшего, что российские солдаты выполняют на Украине свой долг перед родиной. За Евгения тогда заступился весьма влиятельный человек – архиепископ Эстонской евангелической лютеранской церкви Урмас Вийлма. «Возникает вопрос: может ли государство или его представитель предъявлять подобный ультиматум в такой стране, как Эстония, где нет государственной церкви? Очень сомневаюсь, что общение в такой ультимативной форме правильно», – подчеркнул Вийлма. В итоге для того, чтобы получить возможность остаться во главе своей паствы, Евгений согласился на компромисс.
На сайте ortodox.ee появился текст, в котором, в частности, говорилось: «…я не разделяю слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенные им в проповеди 25.09 – об отпущении всех грехов военнослужащим, погибшим при исполнении воинского долга». Митрополит напомнил: «19 марта я присоединился к заявлению Совета церквей Эстонии, осудившему войну и призвавшему к прекращению военных действий. С тех пор моя позиция осталась неизменной». Также Евгений подчеркнул, что ЭПЦ МП активно занимается помощью беженцам с Украины, которые, кстати, пополнили собой её приходы.
Ляэнеметс, в свою очередь, сообщил, что удовлетворен таким ответом. Передышка, однако, оказалась временной. Когда в январе 2024-го митрополит подал в Департамент полиции и пограничной охраны прошение о продлении своего ВНЖ, он получил отказ.
«Всех деталей мы обнародовать не можем»
Сотрудник министерства внутренних дел Индрек Ару сообщил, что Евгений, дескать, так и «не осудил агрессию РФ против Украины», чего, мол, «эстонское общество от него ждало». Впрочем, Ару многозначительно добавил: «Всех деталей мы обнародовать не можем, поскольку отказ в виде на жительство связан с тем, что данный человек представляет угрозу безопасности Эстонии». Это оказался очень удобный приём – доказательства «подрывной деятельности» митрополита у нас есть, но мы вам их не предъявим. Впрочем, одна «вина» Евгения известна точно. В прошлом году эстонский гей-активист и «хороший русский» Даниил Куракин потребовал депортировать митрополита за то, что тот высказался против легализации в стране однополых браков.
Временный вид на жительство митрополита Евгения (которого сейчас в эстонских СМИ предпочитают именовать Решетниковым) истёк 6 февраля. Перед этим министр Ляэнеметс поведал на пресс-конференции, что, поскольку Евгений находится в прямом подчинении патриарха Кирилла, терпеть его на своей территории эстонское государство не намерено. Министр пообещал, что государство не станет вмешиваться в выборы нового главы церкви. Впрочем, он тут же добавил, что новый глава ЭПЦ МП должен будет «разделять наши ценности и дышать в одном ритме с остальным эстонским обществом».
Синод ЭПЦ МП направил в МВД оказавшееся бесполезным ходатайство о продлении вида на жительство для Евгения. По оценке Синода, отказ в продлении ВНЖ митрополиту стал «недопустимым вмешательством государственных структур во внутрицерковную жизнь, нарушающим конституционные права на свободу совести и объединения». Сам Евгений назвал решение министерства политически мотивированным. Он подчеркнул, что даже в случае возвращения в Россию намерен продолжить руководить вверенной ему церковью. «Я остаюсь главой эстонской церкви. Меня никто не освобождал, не снимал. Меня выбрал Собор, представители всех приходов, всё духовенство и миряне. Поэтому именно этот орган должен и решить, могу я быть здесь дальше или не могу. Я покидаю, но я остаюсь», – заявил Евгений.
По словам митрополита, отказ в продлении вида на жительство не стал для него таким уж неожиданным, «но всё-таки теплилась надежда, что этого не произойдёт». Он рассказал, что в недавнем прошлом его несколько раз вызывали «на беседы» в МВД. «И после каждой встречи было в общем-то удовлетворение представителями министерства внутренних дел данными мною ответами. А если считают, что я не внял, то после "невнятия" нужно принимать какие-то меры – выговор, штраф и ещё что-то, но этого ведь ничего не было. Это всё создает некую ложную картину вокруг моей персоны», – констатировал предстоятель Эстонской православной церкви.
По закону митрополит имел право на отсрочку в 90 дней, полагавшихся на обжалование решения о непродлении вида на жительство. «Но я лишен и этого срока. Я должен покинуть Эстонию именно 6 февраля», – сообщил митрополит. Вопрос о причинах столь спешного выдворения Евгения журналисты задали премьер-министру Кае Каллас. Та ответила, что точного ответа не знает, но всецело доверяет по этому вопросу МВД: мол, если там говорят, что причины есть, значит, они есть. Впрочем, немного подумав, Каллас таки вспомнила одно из «преступлений» митрополита – он поддерживал общение с представителями оппозиционной партии «Koos/Вместе», лидер которой Айво Петерсон уже около года находится в тюрьме. «Преступлением» Петерсона, за которое его бросили за решётку, стала поездка в Донбасс с гуманитарной помощью и выступление в эфире нескольких российских телеканалов.
Надо сказать, что поступок властей оказался настолько отвратительным, что возмутил даже некоторых эстонцев, не принадлежащих к православному направлению в христианстве. Священнослужители Евангелическо-Лютеранской церкви Эстонии Энн Ауксманн, Иллимар Тоомет и Вейко Вихури обратились к министру Ляэнеметсу с письмом, в котором назвали обвинения в адрес митрополита Евгения «произвольными и политически мотивированными». Они напомнили, что, согласно конституции, эстонское государство не может предписывать церковным лидерам, какие взгляды они могут выражать, а какие не могут. «Каждый имеет конституционное право оставаться верным своему мнению и своим убеждениям, и никто не должен быть принужден к их изменению. Насколько известно, митрополита Евгения не обвиняют ни в каких правонарушениях, а лишь в недостаточном принятии и выражении политических взглядов правительства. Также Эстонская Республика не имеет ни малейшей компетенции вмешиваться в организацию межцерковных отношений, относящихся к области канонического права», – подчёркивают три лютеранских священника.
«Так получилось, я уверен, что по воле Божией…»
Ауксманн, Тоомет и Вихури проводят параллель с 1939 годом, когда авторитарный режим тогдашнего президента Эстонии Константина Пятса принудил местную Евангелическо-Лютеранскую церковь избрать нового епископа, поскольку предыдущий впал в немилость и правительство лишило его полномочий. «Мы глубоко встревожены перспективой того, что эстонское государство в дальнейшем станет требовать от церквей и приходов политической лояльности и верноподданической поддержки ценностям и взглядам того правительства, которое в данный момент находится у власти. Мы считаем, что решение о непродлении вида на жительство митрополита Евгения должно быть пересмотрено», – заявили три священника. Даже их непосредственный начальник Урмас Вийлма, возглавляющий Совет церквей Эстонии, усомнился в правомерности выдворения митрополита Евгения, однако он в итоге удовлетворился заявлением МВД о наличии засекреченных «веских доводов».
Во вторник 6 февраля митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений вернулся в Россию. По словам чиновника МВД Индрека Ару, «Решетникову дали возможность предоставить свои возражения, что он и сделал». Однако, как сообщил Ару, министерство «проанализировало возражения Решетникова и решило не продлевать его вид на жительство».
Последнее своё публичное мероприятие в Эстонии митрополит провёл за два дня до отъезда. 4 февраля после богослужения в Таллинском кафедральном соборе владыка сообщил верующим: «В сей день, этот воскресный день, так получилось, я уверен, что по воле Божией, я сегодня совершаю последнее богослужение в этом кафедральном соборе. Я должен покинуть Эстонию в силу того решения, которое принято властями». Архипастырь сообщил, что воспринимает всё происходящее как особый Промысл Божий. Митрополит попросил верующих и духовенство Эстонской православной церкви молитв и прощения «за то, что, может быть, был не всегда внимателен, может, что-то делал неправильно… не из какого-либо злобного умысла, а по неопытности и незнанию».
Среди тех, кто присутствовал на проповеди митрополита Евгения, оказался и мэр Таллина Михаил Кылварт с супругой. В связи с чем эстонские официозные СМИ начали усердно шельмовать и Кылварта – этот политик, председатель оппозиционной Центристской партии, тоже властям государства, как бельмо на глазу…
_________________________
Рис.: А. Горбаруков
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram