В Казахстане в связи с отставкой премьер-министра Алихана Смаилова сменилось правительство. Причем это произошло в преддверие заранее объявленного расширенного совещания правительства под председательством президента страны Касым-Жомарта Токаева, которое состоялось 7 февраля т. г.
Следует отметить, что правительство Смаилова было сформировано в январе 2022 года на волне известных событий и продолжило свою деятельность после парламентских выборов, прошедших в марте 2023 года. Вместе с тем оно претерпело ряд изменений в своем составе, что особенно наблюдалось в сентябре прошлого года в связи с реорганизацией и созданием пяти новых министерств. Немаловажно и то, что теперь уже бывший премьер в 2003 году был заместителем у К.-Ж. Токаева во время его пребывания во главе Министерства иностранных дел РК. В свою очередь, это обуславливало высокий уровень доверия главы государства лично к нему. И тем не менее А. Смаилов отправлен в отставку.
Очевидно, что бывшее правительство преимущественно занималось вопросами стабилизации в экономике и стране в целом с учетом преодоления последствий пандемии COVID-19 и январских событий. Ему также пришлось реагировать на вызовы, связанные с усилением санкционного противостояния между Россией и Западом (США, Великобритания, ЕС и т. д.). В той или иной степени оно данную задачу выполнило. Однако в настоящее время перед государством и его органами стоят качественно новые цели и задачи, ориентированные на поступательное развитие Казахстана в среднесрочной перспективе.
Показательным в этом отношении стало то, что Агентством по стратегическому планированию и реформам, подчиненным непосредственно президенту страны, разработан проект Национального плана развития Республики Казахстан до 2029 года. Он предусматривает большой комплекс мер в рамках 17 направлений. В качестве ключевых результатов реализации данного документа обозначены удвоение ВВП (до $450 млрд), увеличение инвестиций в основной капитал, развитие новых точек экономического роста и существенный рост благосостояния населения. При этом по времени достижение всего этого совпадает с официальным завершением президентства К.-Ж. Токаева. Поэтому смена правительства, прежде всего, символизирует готовность государства максимально обеспечить принятие к 2029 году запланированных мер.
Во время расширенного совещания президент отметил ряд проблем и недостатков в работе предыдущего правительства, включая традиционное проявление формализма и бюрократической волокиты, отдачу приоритетов текущим задачам в ущерб стратегическим целям, неисполнение или некачественное исполнение поручений, в частности по разработке проектов Налогового и Градостроительного кодексов, несовершенство системы государственно-частного партнерства, неудовлетворительную работу вновь созданных министерств промышленности и строительства и водных ресурсов и ирригации, необоснованное оказание социальной помощи определенным гражданам, отсутствие улучшения качества и повышения доступности медицины и т. д. В связи с этим смену правительства также можно рассматривать как крайнюю меру ответственности его прежнего состава за эти и иные упущения в своей деятельности.
Еще одним важным фактором, обуславливающим смену правительства, является последовательное выдвижение на руководящие позиции в госаппарате людей, не аффилированных с внутриэлитными группами, которые были созданы в период президентства Нурсултана Назарбаева. Речь идет об увеличении персональных выдвиженцев К.-Ж. Токаева, в чьей лояльности и исполнительности он может быть уверен. Причем основная ставка делается на представителей поколения 1970-1980-х гг.
Важным моментом стало также формирование нового правительства перед расширенным совещанием, что позволило его членам присутствовать на нем и принимать к исполнению поручения главы государства. При этом сохранилась введенная в прошлом году практика предложения кандидатуры на пост премьер-министра партией Amanat, составляющей парламентское большинство. Тем самым она несет свою долю ответственности за деятельность как бывшего, так и нового правительства.
«Аманатовцы» неожиданно для многих наблюдателей предложили в качестве нового премьера кандидатуру руководителя Администрации президента РК Олжаса Бектенова. Его отличают следующие основные качества.
Во-первых, по своему возрасту (1980 г. р.) О. Бектенов гораздо моложе каждого из своих предшественников во главе правительства. Но именно это обстоятельство соответствует отмеченному выше запросу руководства страны на обновление кадров. К тому же новый премьер способен по-иному смотреть на многие вопросы и пути их решения.
Во-вторых, более 10 лет в общей сложности он работал в антикоррупционных органах, дойдя до позиции председателя Агентства по противодействию коррупции. Уже само по себе его назначение на данный пост в феврале 2022 года свидетельствует о высоком уровне доверия к нему со стороны президента К.-Ж. Токаева.
В-третьих, в силу своего бэкграунда О. Бектенов, скорее всего, сосредоточится на организационно-контрольных вопросах, обеспечении исполнительской и бюджетной дисциплины, искоренении коррупции в госаппарате, возвращении под контроль государства незаконно приобретенных активов и взаимодействии с представителями крупного бизнеса по поводу соблюдения ими новых «правил игры». В связи с этим управление экономикой и социальной сферой будет максимально возложено на курирующих вице-премьеров.
С учетом последнего момента и в интересах улучшения экономической и особенно бюджетной политики также состоялась замена ключевых представителей финансово-экономического блока правительства. Так, вице-премьером и одновременно министром национальной экономики был назначен Нурлан Байбазаров, возглавлявший до этого Национальный управляющий холдинг «Байтерек». А новым министром финансов стал бывший депутат и председатель комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК Мади Такиев.
Смена первых руководителей также состоялась в министерствах здравоохранения и по чрезвычайным ситуациям. Примечательно, что МЧС возглавил экс-руководитель Службы охраны президента РК Чингис Аринов. Видимо, с учетом прошлогодних пожаров в области Абай и январского землетрясения в городе Алматы было решено усилить таким образом данное направление деятельности правительства. Что касается Минздрава, то в данном случае свою роль наиболее всего сыграла критика системы обязательного социального медицинского страхования со стороны президента и широкой общественности. Новым министром стала профессиональный медик Акмарал Альназарова.
Вместе с тем большинство членов правительства сохранили свои должности. Данное обстоятельство можно объяснить как удовлетворенностью главы государства их работой, так и сохраняющимся дефицитом кадров соответствующего уровня. К тому же 10 министров были назначены в сентябре 2023 года и за исключением министра культуры и информации Аиды Балаевой практически еще только осваиваются в своем статусе. Во всяком случае, каких-либо серьезных оснований для их замены не наблюдается.
Кадровые перестановки также коснулись президентской администрации, которую возглавил бывший управляющий делами президента РК Айбек Дадебаев. Последний однозначно относится к выдвиженцам К.-Ж. Токаева, помощником и руководителем аппарата которого он работал во время пребывания шефа во главе Сената Парламента РК. Примечательно также, что он является ровесником своего предшественника О. Бектенова. С учетом всего этого, а также прошлогодней реорганизации в АП наблюдается тенденция постепенного смещения акцентов в работе данного органа и его руководства с ключевого участия в управлении страной на всестороннее обеспечение деятельности главы государства.
В целом впервые в суверенном Казахстане правительство возглавил представитель силового блока. Уже на первом рабочем совещании, прошедшем 9 февраля, О. Бектенов призвал своих подчиненных к самостоятельности и оперативному решению отраслевых вопросов на своем уровне. Он также заявил о том, что «темп работы будет высоким, а спрос – жестким». Насколько же обновленное правительство будет соответствовать данным требованиям, для начала покажут первые 100 дней его работы.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram