Конец 2023 года ознаменовался для Республики Молдова событием, в которое мало кто верил – в стране закончилось действие режима чрезвычайного положения. Этот режим был введен в стране 24 февраля 2022 года, затем десять раз продлевался на 60 дней и один раз на 45 дней. При этом если за принятие решения о введении режима ЧП единогласно голосовали все парламентские фракции, то при последующих голосованиях по этому вопросу за голосовала только фракция правящей партии PAS, а оппозиция высказывала мнение, что необходимости в чрезвычайном положении нет. Партия социалистов даже оспаривала решения парламентского большинства в Конституционном суде, но запросы были отклонены.
Также необходимо добавить, что до этого в стране действовал режим чрезвычайной ситуации сначала в связи с пандемией коронавируса, а затем – в связи с «угрозой энергетической безопасности», как это формулировали молдавские власти в лице президента Майи Санду и прозападной партии "Действие и солидарность" (PAS). При этом нельзя не отметить, что реальной причиной этой угрозы стали решения правительства PAS в области энергетики.
Таким образом, если рассмотреть сроки введения всех чрезвычайных мер в этой маленькой стране, то становится очевидным, что действующая на данный момент в Молдове власть функционирует только в чрезвычайном режиме. В чем же причина такого странного способа управления страной, которая на словах и заявлениях руководства декларирует приверженность «европейским ценностям» и стремится в Евросоюз?
Пожалуй, главной причиной того, что управление Молдовой в последние годы осуществлялось в чрезвычайном режиме, является то, что пришедшие к власти бывшие сотрудники НПО, из которых в подавляющем большинстве состоит руководство PAS, не имеют никакого практического опыта в сфере государственного управления, а молдавское законодательство в условиях чрезвычайной ситуации дает власти целый ряд дополнительных рычагов, облегчающих не столько управление страной, сколько возможность удержать власть и оказать серьезное давление на оппозицию.
В частности, при режиме ЧП власти, кроме принятия достаточно длинного перечня самых разных мер, имеют право ввести специальный режим въезда и выезда в/из страны; установить особый режим использования воздушного пространства; установить специальный режим передвижения по стране; экстрадировать людей, чье присутствие может быть сочтено угрожающим для безопасности страны; устанавливать специальный режим работы для экономических агентов и госучреждений; запрещать собрания и манифестации; координировать работу СМИ, чтобы «правильно» информировать население и бороться с «фейковыми новостями»; вводить запрет на увольнение сотрудников; изменять процедуры отставки руководства экономических агентов и госучреждений; получать внешнюю помощь и управлять ею на время ЧП, а также проводить госзакупки в упрощенном порядке без проведения тендеров и необходимой отчетности.
В момент введения режима ЧП об этом мало кто думал, но сейчас, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что многократное продление режима ЧП в Молдове было вызвано вовсе не военными действиями в соседней Украине и использовалось правящей партией отнюдь не с целью обеспечения безопасности страны. Лишним подтверждением этого может являться и тот факт, что из всех государств, граничащих с Украиной, РМ стала единственной страной, где были введены подобные меры.
Сегодня, анализируя действия молдавской власти, нельзя не признать, что функционеры PAS, дорвавшиеся до высоких постов, использовали открывшиеся перед ними возможности по полной программе для утверждения в стране авторитарного режима.
Одним из самых тяжелых последствий «хозяйствования» представителей PAS стал разрыв полноценного сотрудничества с «Газпромом», в результате чего тот же самый российский природный газ стал закупаться не напрямую, как раньше, а на европейских биржах по соответственно биржевым ценам и не компанией «Молдовагаз», в которой контрольный пакет акций принадлежит «Газпрому», а государственной компанией «Энергоком», контролируемой чиновниками от PAS. Подробности сделок, такие как цена на газ и закупаемые объёмы, не разглашались по причине «коммерческой тайны» и упрощенного порядка госзакупок в режиме ЧП.
Подобная деятельность открыла широчайшее поле возможностей для построения различных «серых схем» для наживы за счет семикратно возросших тарифов на газ. Оплачивали весь этот «банкет» – и не только в виде резко подорожавшего газа, но и тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги, а также рекордной инфляции в 34% – простые граждане.
Схемы по закупке газа правительства и компании "Энергоком" – это гигантская афера, заявил экс-премьер страны Ион Кику. "Это были выдуманные причины этих мальчиков, желающих на этой схеме сделать миллионы евро. [...] Они сделали огромные деньги, это вторая "кража миллиарда". Но так у нас получилось, что, когда это происходит, мы не хотим в это верить", – заключил Кику, напомнив, как во времена правления коалиции проевропейских партий из банков страны было выведено за рубеж более 1 миллиарда долларов США, а бремя возвращения этих денег власти возложили опять же на население путем повышения налогов.
Один из главных доводов в пользу многочисленных продлений режима ЧП, к которым прибегали М. Санду и PAS, – необходимость борьбы с «российским вмешательством и пропагандой», невзирая на то, что доказательства такого вмешательства до настоящего времени так и не предъявлены. Используя режим ЧП в качестве «дубинки» против критики власти и для обоснования ограничения деятельности оппозиционных СМИ, власть по требованию директора СИБ (молдавская спецслужба) Александрa Мустяцэ закрыла 12 телеканалов – оппозиционных и русскоязычных. Потом этот список был обновлен, и сейчас число каналов, у которых на время действия ЧП была приостановлена лицензия на вещание, составляет порядка 20 вместе с более чем 100 онлайн-порталами – российскими и молдавскими, выходящими на русском языке.
Что примечательно: после окончания режима ЧП вещание этих телеканалов так и не восстановлено и остается заблокированным по требованию правительства до тех пор, пока не будут детально установлены все владельцы и бенефициары, стоящие за заблокированными каналами. Фактически Агентство по привлечению инвестиций, которое потребовало провести это расследование, используется не по прямому назначению, а для введения цензуры, и сделано это было под предлогом все того же чрезвычайного положения в стране.
Также благодаря режиму ЧП проевропейская власть получила возможность произвольно в своих интересах менять избирательное законодательство вплоть до принятия поправок и кардинальных решений за 48 часов до дня выборов. Именно таким образом от участия во всеобщих местных выборах, которые прошли 5 ноября 2023 года, была отстранена политическая партия «Шанс». Сделано это было решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям, которая даже не имеет полномочий вмешиваться в избирательные процессы, недаром впоследствии судебные органы Молдовы признали незаконность такого решения. Однако выборы прошли, мандаты мэров и местных советников были вручены победившим кандидатам, и теперь партия «Шанс» может рассчитывать только на решение Европейского суда по правам человека. То есть фактически режим ЧП был использован для политической расправы с электоральным конкурентом, пользовавшимся широкой поддержкой населения страны.
После отмены режима ЧП в январе 2024 года вернули и прежний список социально значимых товаров от 2016 года, куда включены хлеб, молоко и некоторые молочные продукты, нерафинированное подсолнечное масло, мука, некоторые крупы и несколько видов детского питания, на которые в период чрезвычайного положения действовали ограничения по торговой наценке. В результате цены на эти виды товаров резко выросли, что еще больше усугубило положение наименее обеспеченных слоев населения страны.
Введение ЧП и поддержание этого режима в течение более чем двух лет оказало крайне негативное влияние на Молдову практически во всех сферах. Той же экономике был нанесен серьезнейший удар, от которого ей будет крайне сложно оправиться. Сегодня уже невозможно говорить о снижении инфляции в стране, главной целью является снижение хотя бы темпов ее роста. Даже те немногие демократические свободы, которые существовали в стране на момент введения ЧП, еще больше урезаны, несмотря на формальное продвижение Молдовы по пути в ЕС и открытие процесса переговоров о вступлении в это сообщество.
Используя режим ЧП, правящая партия смогла создать базу для прикрытия узурпации власти в стране и создания определенного задела для того, чтобы на предстоящих выборах президента и парламента удержать власть.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram