Снижение эффективности программы переселения в Россию соотечественников, отмечаемое некоторыми интернет-ресурсами, является вполне закономерным. В нынешнем виде программа превратилась в инструмент по переселению в Россию коренного населения Средней Азии и Закавказья, требуя срочной корректировки.
Поскольку мониторинг программы переселения соотечественников, публикуемый МГУ МВД по миграции, представлен только в ежеквартальном формате, а большая часть статистических данных – в относительном выражении, возможности анализа результатов программы существенно ограничены. Тем не менее даже имеющиеся данные позволяют сделать крайне любопытные выводы. Так, в первом квартале 2023 г. распределение заявлений об участии в программе выглядело следующим образом: 32,7% (включая членов семей) поданы гражданами Таджикистана, 19,3% – Армении, 13,4% – Казахстана, 10,4% – Узбекистана и 6,2% – Киргизии. То есть более половины (52%) всех заявлений на участие в программе поступило из Таджикистана и Армении, где русского населения практически не осталось. На Казахстан, Узбекистан и Киргизию, где до сих пор русских довольно много, приходилось менее трети заявлений (30,1%). Причем долю собственно русских среди переселенцев из-за отсутствия этнической статистики в мониторинге результатов программы понять невозможно.
В трех остальных кварталах распределение подавших заявление об участии в программе выглядит схожим образом. Так, во втором квартале на долю граждан Таджикистана пришлось 34,7% всех заявителей, Армении – 18,8%, Казахстана – 14,9%, Узбекистана – 9,1%, Киргизии – 5,9%. В совокупности на долю Таджикистана и Армении во втором квартале пришлось 53,5% всех заявлений, что стало абсолютным рекордом. Уже в третьем квартале, когда на Таджикистан пришлось 28,0%, Армению – 16,8%, а Казахстан – 21,8% заявителей, их совокупная доля несколько сократилась (44,8%). В четвертом квартале на первое место вышел Казахстан, граждане которого подали 26,2% всех заявлений, отодвинув на второе место Таджикистан (23,5%), а на третье – Армению (15,2%). Узбекистан и Киргизия по-прежнему занимали свои «традиционные» четвертое и пятое места. Доля Таджикистана и Армении в конце года снизилась до чуть более трети (38,7%), оставаясь тем не менее очень значительной.
Те же страны являются и донорами переселенцев. В первом квартале 2023 г. доля граждан Таджикистана среди них составила 31%, Армении – 20,6%, Казахстана – 19,8%, Узбекистана – 10,3%, Киргизии – 5,3%. То есть более половины переселенцев прибыли в Россию из тех стран СНГ, где русское население измеряется десятыми долями процента и представлено в основном пенсионерами, которые никуда переезжать уже не могут или не хотят. Даже если предположить, что из Казахстана, Узбекистана и Киргизии в Россию переселяются только русские, их удельный вес составит только 35,4%.
Доля западных республик бывшего СССР, откуда в Россию могло бы приехать славянское или другое европейское население, ничтожно мала. Так, из Молдавии в Россию по итогам первого квартала прибыли всего 3,7% переселенцев, с Украины – 0,5%, Белоруссии – 0,1%, из Литвы, Латвии и Эстонии, вместе взятых, – 0,8%. При этом из Азербайджана, где русских насчитывается всего около 100 тыс., в Россию прибыло в 4,5 раза больше переселенцев, чем из Прибалтики, где их почти в 10 раз больше.
Во втором квартале граждане Таджикистана составили 32,2% переселенцев, зарегистрированных российским МВД, а Армении – 15,4% (в совокупности – 46,6%). Переселенцы из Казахстана составили 21,6%, Узбекистана – 11,9%, Киргизии – 6,7% (в совокупности – 40,2%). В третьем квартале соотношение между гражданами стран «миграционной пятерки» оказалось почти таким же, как и в первых двух – 30,4%; 16%, 22,7%; 9,1% и 7,7%. Не наблюдалось заметных изменений и в четвертом квартале, в котором соотношение переселившихся в Россию граждан этих стран составило, соответственно 31,8%; 15,7%; 18,9%; 10,6% и 7,3%. Еще 4,7% всех переселенцев составили граждане Азербайджана и 4,1% – Туркмении, где численность русских также невелика. Все это означает, что более половины всех участников госпрограммы составляют коренные народы азиатских стран СНГ, которые переселяются в РФ на постоянное жительство.
Примечательно, что доля таджикистанцев, подавших заявление на участие в программе в первом-втором кварталах, заметно ниже тех, кто получил свидетельство участника программы и переселился в Россию. И лишь в третьем-четвертом кварталах, когда прием заявлений из Таджикистана снизился, эта тенденция меняется на обратную. Не секрет, что гражданство РФ, которое участники программы могут получить в упрощенном порядке, без сдачи экзаменов по русскому языку, приобретается в Таджикистане не только для переселения, но и для того, чтобы пользоваться его преимуществами, оставаясь на родине. К их числу относятся возможность беспрепятственного въезда в Россию, отсутствие необходимости оформлять патент на право работы в РФ, который должны иметь граждане тех стран СНГ, которые не входят в ЕАЭС, а также получение пособий на детей до 17 лет и материнского капитала, положенного по закону лицам, имеющим гражданство РФ.
По Казахстану складывается обратная ситуация – доля подающих заявления на участие в программе и получающих свидетельства участников ниже тех, кто реально переселяется в Россию. По всей видимости, объясняется эта тенденция тем, что участвует в программе русское население Казахстана, которое заинтересовано в реальном переселении в РФ, а не только в получении гражданства и социальных пособий.
Тот факт, что большую часть покидающих Казахстан составляют именно русские, подтверждается и казахстанской миграционной статистикой. По данным Бюро национальной статистики РК, в 2023 г. русские составили 62,6% всех выехавших из Казахстана, немцы – 12,6%, украинцы – 6,7%, а казахи – всего 6,7%. Аналогичным было соотношение покинувших Казахстан и в предыдущем 2022 г., когда на долю русских пришлось 66,4% всех эмигрантов, а казахов – всего 5,9%. То есть большинство прибывших в Россию из Казахстана составляют именно русские.
В Киргизии, где также до сих пор проживает довольно многочисленное русское население, этническая структура эмиграции уже выглядит несколько по-иному. За 2022 г. русские составили 43% всех покинувших республику, киргизы – 30%, узбеки – 8%, казахи – 4%, а украинцы – 3%. То есть доля славян и представителей коренного населения среди эмигрантов выглядит сопоставимой, и среди участников госпрограммы переселения соотечественников в Россию могут быть как те, так и другие.
В целом же программа переселения российских соотечественников в существующем виде утратила свой смысл, превратившись в инструмент по миграции в Россию коренного населения азиатских стран СНГ. Вместо восполнения демографических потерь русского и других коренных народов России она стала одним из главных факторов формирования этнических анклавов. Хрестоматийным примером является Калужская область, где программа реализуется с 2007 г. Если в первые годы более 80% ее участников составляли славяне, то к 2022 г. их доля снизилась до 17%, а большую часть переселенцев составили коренные жители Средней Азии и Закавказья. В результате участие в этой программе область была вынуждена прекратить.
Сегодня массовый «набор» переселенцев в тех странах СНГ, где практически не осталось русского и другого славянского населения, имеет смысл остановить, сохранив его лишь там, где такая демографическая база остается значительной. Кроме того, необходимо ввести контроль за этническим составом переселенцев, добавив в отчетность графы «национальность» и «владение русским языком», а в саму программу – систему их проверки. Целесообразно также запустить механизм привлечения консервативно настроенного населения США и ЕС, в среде которого к переселению в Россию наблюдается довольно значительный интерес.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram