Ни на секунду не останавливаясь в попытке оказать жесточайшее давление на самую закрытую центральноазиатскую страну, коллективный Запад при выпуске очередного пасквиля, будь то результаты какого-либо псевдоаналитического исследования или банальный пресс-релиз, старается обязательно упомянуть Ашхабад в негативном контексте.
Так, 4 января было обнародовано заявление для прессы американского госсекретаря Энтони Блинкена, где он (помимо России и Таджикистана) указывает на Туркменистан, который должен «положить конец таким нарушениям, как нападения на представителей общин религиозных меньшинств, длительные сроки тюремного заключения за мирное выражение мнений, транснациональные репрессии и т. п.».
Конечно же, столь горячее желание «пожурить» представителей туркменской власти связано, прежде всего, с громким делом «пекаря-экстремиста» Ашырбая Бекиева, разыскиваемого Ашхабадом по обвинению в разжигании религиозной вражды и впоследствии депортированного на родину из России, где он болтался аж с 2007 года в целях получения убежища. А сейчас, к прискорбию туркменского хельсинского фонда по правам человека, 51-летний исламский радикал «содержится в печально известной тюрьме Овадан-депе», где неважные условия содержания и не ресторанное питание.
Напомним, что ранее – 18 декабря прошлого года – в ходе ежегодного диалога по правам человека между Евросоюзом и Туркменистаном в Брюсселе (если его вообще так можно назвать) представители ЕС обострили ряд вопросов, призвав туркменское правительство принять эффективные меры для улучшения ситуации в названной сфере.
В частности, Ашхабаду рекомендовано предпринять быстрые и решительные шаги по борьбе с сексуальным и гендерным насилием, с дискриминацией женщин и девочек, а также представителей религиозных меньшинств, лиц с ограниченными возможностями и представителей ЛГБТ, декриминализировав гомосексуальные отношения по обоюдному согласию.
Серьезную обеспокоенность члены делегации ЕС выразили по поводу насильственных исчезновений и условий содержания в местах лишения свободы, включающих пытки и жестокое обращение с заключенными. В связи с этим Туркменистану, как считают еэсовцы, следует обеспечить представителям Международного комитета Красного Креста (которые, к слову, опять посетили страну 10 декабря 2023 года) беспрепятственный доступ в тюрьмы.
А чтобы заставить местное руководство, придерживающееся многовековых традиций и устоев в своей стране и не приемлющее всякого рода патологические отклонения, которые могут привести к разброду и, что там говорить, полному беспределу и массовым беспорядкам в Туркменистане, коллективный Запад применяет старый излюбленный метод «кнута и пряника».
И здесь уже в ход идут спекуляции на устремлениях Ашхабада к интеграции в мировую экономику. В частности, во время 22-го заседания совместного комитета Туркменистан – Европейский союз, состоявшегося 19 декабря 2023 года в Брюсселе, европейцы долго и нудно наставляли туркменских представителей «на путь истины», обсуждая макроэкономическую ситуацию в свете намерений Ашхабада вступить во Всемирную торговую организацию.
Кстати, 2 февраля рейтинговое агентство Fitch Ratings, которое постоянно балансирует и выдает свой «глубинный анализ» в ту или иную сторону в зависимости от принятых коллективным Западом политических решений, подтвердило присвоенный ранее Туркменистану кредитный рейтинг «В+» с положительной динамикой. Столь позитивный прогноз обусловлен сильным суверенным балансом Туркменистана, низким госдолгом, высоким уровнем иностранных активов, а также большими объемами запасов газа.
Тем не менее и тут «без ложки дегтя» не обошлось: хотя «Туркменистан добивается прогресса на ранних этапах процесса вступления в ВТО, но Fitch ожидает, – сказано в документе, – что даже при сильной политической воле завершение этого процесса произойдет лишь в долгосрочной перспективе, поскольку в стране наблюдается слабое управление, нетрадиционная и непрозрачная экономическая политика, а также незначительное присутствие иностранных компаний за пределами энергетического сектора».
Помимо усилий Туркменистана по вступлению в ВТО, США и ЕС категорически поддерживают Ашхабад в укреплении продуктивного диалога с Евросоюзом, в том числе в части вовлечения в новомодный проект Брюсселя Global Gateway («Глобальные врата») – инициативу по развитию глобальной сети инфраструктурных проектов в третьих странах.
С начала нового года уже состоялась целая серия незабываемых встреч еврочиновников с туркменскими представителями. 17 января президент страны Сердар Бердымухамедов принял в Ашхабаде вице-президента Европейской комиссии Маргаритиса Шинаса, который по результатам встречи написал в соцсетях о том, что «Туркменистан – это страна с огромным потенциалом, где высокие темпы экономического роста должны сопровождаться политическими реформами и диверсификацией, что придаст новый импульс отношениям между ЕС и Туркменистаном».
Далее М. Шинас пообщался с главой МИД Рашидом Мередовым, рассмотрев аспекты организации очередной министерской встречи в формате «Европейский союз – Центральная Азия», намеченной к проведению в этом году в Туркменистане.
Надо признать, что все эти мероприятия явились некой прелюдией к основному действу – состоявшемуся 29-30 января в Брюсселе Форуму инвесторов Global Gateway по транспортному сообщению EC–Центральная Азия, в котором приняли участие правительственные чиновники, финансовые учреждения, представители бизнеса и гражданского общества из Европы, а также всех пяти стран Центральной Азии.
Вот здесь, собственно, и вскрылись истинные мотивы коллективного Запада – изолировать Россию. По мнению большинства докладчиков, «вторжение Кремля в Украину подчеркнуло настоятельную необходимость поиска альтернативных надежных и эффективных торговых путей между Европой и Азией в обход России. Кроме открытия новых возможностей для бизнеса, развитие транспортных связей также является средством укрепления региональной интеграции и экономического развития Центральной Азии».
По словам исполнительного вице-президента Европейской комиссии Валдиса Домбровскиса, «в духе сотрудничества и прогресса Форум инвесторов знаменует собой ключевой шаг на пути реализации амбициозного видения Транскаспийского транспортного коридора в обход России. Вместе мы стремимся обеспечить более быструю и надежную связь между Европой и Центральной Азией, укрепляя связи и открывая новые возможности для сотрудничества и торговли».
В этих целях ЕС даже не поленился провести целое якобы аналитическое исследование, преследовавшее две цели: 1) определение наиболее устойчивых транспортных коридоров, соединяющих пять центральноазиатских государств с расширенной Трансевропейской транспортной сетью ЕС (TEN-T), с учётом экологической, социальной, экономической и фискальной устойчивости, а также политической жизнеспособности; 2) предложение ключевых действий по развитию выявленных соединений с точки зрения как мягкой инфраструктуры, так и физической инфраструктуры, устойчивого подхода к развитию транспортных коридоров.
При этом коллективным Западом предполагается, что именно Туркменистан как гарант безопасности будет играть ключевую роль в развитии транзитного сообщения между Европой и Азией, включая такие важнейшие проекты, как развитие Каспийского морского хаба, оптимизация железнодорожных перевозок и внедрение цифровых технологий для повышения эффективности транзитных операций.
В частности, на сессии «Подход Туркменистана: изучение возможностей транзитного узла» в ходе вышеупомянутого форума в Брюсселе было отмечено, что время пересечения территории Туркменистана контейнерными поездами на сегодняшний день сократилось до трех суток. Кроме того, вводятся согласованные с партнерами специальные тарифные ставки. С января предоставлены 50-процентные скидки на транзитные перевозки через станцию Акяйла (на все грузы, кроме алюминия и глинозема) и на перевалку морским и железнодорожным транспортом через Туркменбаши.
Понятное дело, коллективный Запад вполне себе осознает все возможные выгоды от сотрудничества с Туркменистаном и его соседями по региону.
Тем не менее возникает вполне закономерный вопрос: если ЕС и США настолько тяготеют к общению с центральноазиатской «пятёркой» и она так сильно нужна для того, чтобы добиться эффективности антироссийских санкций, то зачем с высоких трибун по-хамски откровенно демонстрировать пренебрежительное к ней отношение?
Чего только стоит незабвенный и широко растиражированный в медийном пространстве пассаж главы внешнеполитической службы Евросоюза Жозепа Борреля, который, совсем потеряв дипломатическую «хватку», заявил о том, что страны Центральной Азии четыре года назад были «немного в глуши», зато теперь они – «в центре событий»...
Остаётся только надеяться на то, что туркменское руководство, коему гордости и мудрости не занимать, не потерпит подобного снисходительного отношения к себе, сделав верные выводы в отношении мифических перспектив так называемого плодотворного сотрудничества с коллективным Западом.
Пока же, проигнорировав различные рекомендации на предмет защиты прав и свобод человека и прекращения политических репрессий, в начале февраля этого года президент Сердар Бердымухамедов сначала уволил, а затем приказал арестовать генпрокурора страны Сердара Мяликгулыева, а также прокурора Ашхабада Овезмаммеда Шыхмаммедова в связи с ненадлежащим исполнением ими служебных обязанностей.
Более того, эти чистки продолжатся, поскольку лидер страны не готов мириться с коррупционными правонарушениями, какие бы там рейтинги Corruption Perceptions ему ни «шили» (в 2023 году Туркменистан занимал 170-е место)...
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram