После распада СССР бывшие союзные республики по-разному выбирали свой дальнейший путь развития. Некоторые из них, как например Белоруссия, приняли решение восстанавливать разорванные в 1991 году связи, а в последующем сделали ставку на тесное экономическое и политическое сотрудничество с Россией. Другие поддались на уловку Запада, обещавшего «лучшую жизнь» в обмен на разрыв отношений с РФ, и приняли русофобию как одну из основополагающих частей государственной идеологии и политики. В итоге вокруг России постепенно стал образовываться пояс недружественных государств, полностью подчиненных интересам западных элит.
Одной из таких постсоветских республик стала Грузия, где на протяжении последних десятилетий тон задают воспитанные ЕС и США политики, стремящиеся превратить страну в очередной форпост Запада на границе с РФ.
Необходимо отметить, что стремление Грузии к евроинтеграции и членству в НАТО имеет давнюю историю, которая, как показывают последние события, вряд ли будет иметь продолжение со счастливым концом. Еще в 1992 году эта страна вступила в Совет североатлантического сотрудничества, а в течение последующего десятилетия присоединилась к программам «Партнерство ради мира» и «Процесс планирования и анализа». В 2002 году тогдашний грузинский президент Эдуард Шеварднадзе официально заявил о желании вступить в НАТО, а после его свержения через год и прихода ныне находящего в заключении Михаила Саакашвили многим казалось, что страна уже совсем скоро станет полноценным членом альянса.
Уже в 2004 году Грузия согласовала Индивидуальный план партнерства с НАТО, а территория страны начала использоваться силами альянса в качестве перевалочной базы для снабжения международной группировки в Афганистане. В 2006 году грузинский парламент проголосовал единогласно за интеграцию в НАТО, а в 2007 году Саакашвили направил руководству блока официальную просьбу о принятии. Уже через год начала работу комиссия «НАТО–Грузия», которая должна была разработать план по вступлению, что формально было поддержано и населением страны: на проведенном одновременно с президентскими выборами референдуме 77% избирателей высказались за присоединение к альянсу.
Правда, зачем это нужно Грузии и какие выгоды такой шаг принесет, ни тогда, ни через десятилетия грузинскому народу никто так и не объяснил. Как бы то ни было, в рамках военно-технического сотрудничества страна стала получать десятки миллионов долларов помощи на реорганизацию армии, здесь появились инструкторы НАТО, местные офицеры отправились в американские учебные центры, а страна начала закупку военной техники у США, загружая заказами их ВПК. Правда, все это не помогло грузинской армии в 2008 году.
События вокруг Южной Осетии и Абхазии резко увеличили русофобские тенденции в Грузии, чем воспользовалась местная прозападная элита, которая принялась активно продвигать тезис о необходимости ускоренного вхождения в НАТО. Однако никаких существенных подвижек за последующие годы так и не произошло, хотя на Западе продолжали твердить о своей решимости поддержать Грузию и подать ей некий «мощный знак».
Аналогичная политика проводилась странами НАТО и в отношении Киева, который вместе с Тбилиси рассматривался на Западе в качестве главных составных частей антироссийского блока на постсоветском пространстве. Более того, после 2014 года Грузия и Украина в планах альянса шли практически неразрывно, а обе страны стали восприниматься руководством блока как собственная вотчина. Потому неудивительно, что в ноябре 2018 года была достигнута договоренность о строительстве Грузией и США на базе аэродрома Вазиани крупного военного логистического центра НАТО. А в 2020 году генсек альянса Йенс Столтенберг открыто заявил, что присутствие натовского контингента в регионе будет усиливаться, несмотря на все возражения России. Правда, в реальности никто в НАТО не собирается в случае необходимости воевать за интересы Грузии, а потому Тбилиси до сих пор так и не получил «План действий по членству», реализация которого считается предпоследним этапом на пути к полноправному участию в альянсе. По сути, все, что сегодня блок может предложить грузинской стороне, так это на свой страх и риск стать очередной «анти-Россией» по примеру Украины в надежде на какие-то выгоды в будущем.
Аналогичная ситуация наблюдается и в процессе так называемой евроинтеграции Грузии. В Тбилиси еще в 1990-х годах заявили, что хотели бы стать частью ЕС, даже несмотря на свое географическое положение. В 2006 году даже был согласован План действий Грузия – Европейский союз в рамках Европейской политики соседства (ЕПС). Через два года Тбилиси стал самым активным участником инициативы «Восточное партнерство», главной целью которой было формирование – под прикрытием сближения с ЕС – из Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины нового антироссийского блока. В 2014 году и Тбилиси, и Киев подписали соглашение об ассоциации с Евросоюзом, включающее в себя пункты о создании зоны свободной торговли. Правда, данный документ так и не принес стране экономического процветания, а государства ЕС по-прежнему являются редкими гостями в первой десятке торговых партнеров Грузии (в 2023 году экспорт грузинских товаров в Евросоюз составил только 11,6% от общего объема, а импорт – 24,6%).
Несмотря на это прозападные настроения в Грузии продолжают сохраняться: в 2023 году 89% граждан поддерживали вступление в ЕС. При этом сколько ждать этого, в стране не знают, так как после десятилетий переговоров только в декабре прошлого года Грузии наконец-то предоставили статус официального кандидата на вступление, да и то только после того, как такой статус получили Молдавия и Украина.
События последних нескольких лет, в том числе начало специальной военной операции на Украине, за спиной которой стоит весь коллективный Запад, несколько поубавили пыл грузинских русофобов, так как стало окончательно понятно, что, кроме лозунгов и подбадривающих заявлений, ни НАТО, ни ЕС, ни тем более США дать Грузии не могут ровным счетом ничего существенного. Разве что пытаются открыть в лице Грузии второй антироссийский фронт.
Поэтому неудивительно, что прагматизм стал преобладать как во внутренней, так и внешней политике страны. Причем подобные тенденции стали проявляться еще 10 лет назад, когда к власти пришла партия миллиардера Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта», которая отделила друг от друга политико-идеологическое и экономическое отношение к России. В итоге Тбилиси формально продолжил поддерживать антироссийскую риторику Запада и одновременно развивал экономическое сотрудничество с РФ: к концу 2022 года товарооборот двух стран вырос на 50% по сравнению с показателями 2021 г., поставив рекорд в $2,5 млрд.
Последнее стало возможным в том числе и потому, что правящая верхушка Грузии не поддалась на провокации со стороны оппозиции и президента страны открытой русофобки Саломе Зурабишвили, отказавшись разрывать отношения с Москвой. Именно это стало одной из причин резкого роста грузинской экономики последних лет. В частности, с 2022 года в Грузию прибыло более 100 тыс. релокантов из России, увеличился поток российских и белорусских туристов, а также предпринимателей, которые начали массово регистрировать здесь новые компании. Более того, в связи с антироссийскими санкциями Грузия стала одним из ворот для выхода РФ на внешние рынки, что привело к сохранению высокого уровня двусторонней торговли. Так, в 2023 году он хоть и сократился на 3%, но оказался на уровне почти $2,5 млрд, что сделало Россию вторым после Турции торговым партнером Тбилиси с долей в 11,2 % от общего объема товарооборота (более $21,5 млрд). Причем экспорт из Грузии в Россию вырос на 5%, что говорит о том, что грузинское направление осталось одним из важнейших для Москвы в деле преодоления западных санкций.
Позиция Тбилиси уже давно вызывает положительные эмоции в Москве, а после начала СВО двусторонние отношения переживают настоящий ренессанс. Например, 10 мая 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, разрешающий грузинским гражданам безвизовый въезд в Россию на 90 дней. Москва также сняла запрет на прямые полеты российских авиакомпаний в Грузию, а МИД РФ отменил рекомендации россиянам по воздержанию поездок в эту страну. В сентябре граждане Грузии и вовсе получили право подавать документы для участия в конкурсе на бесплатное обучение в высших учебных заведениях России.
Таким образом, Москва всячески демонстрирует Тбилиси свое дружелюбие и продолжает приглашать к более глубокому двустороннему диалогу в обоюдных интересах. Это, в свою очередь, крайне раздражает и ЕС, и США, и НАТО, которые продолжают запугивать Грузию экономической зависимостью от РФ и якобы грядущей с ее стороны агрессией. При этом Запад и по сей день не может сформулировать то, что он предлагает за разрыв отношений с Россией грузинскому народу, а не политикам, которых европейцы и американцы готовы взять на полное обеспечение.
Впрочем, несмотря на происходящее сегодня в российской-грузинских отношениях, питать иллюзии относительно особого дружелюбия Тбилиси в отношении Москвы не стоит. В основе действий нынешний правящей верхушки Грузии лежит обыкновенный прагматизм, построенный на экономических расчетах, и не более. Причем идеологическая составляющая грузинской политики продолжает оставаться прозападной и ориентированной на НАТО с отчетливой русофобией. Более того, несмотря на особую позицию по украинскому кризису, в Тбилиси не отказываются от определения России как «страны-агрессора», в первую очередь из-за ситуации с Южной Осетией и Абхазией, и абсолютно не скрывают своего желания использовать нынешнюю ситуацию вокруг РФ в собственных интересах.
С одной стороны, Грузия уже сумела обеспечить себе участие в таких глобальных экономических проектах, как Южный газовый коридор, по которому ЕС импортирует азербайджанский газ, и железная дорога Баку – Тбилиси – Карс. Это, в свою очередь, позволяет Тбилиси активнее использовать свое географическое положение не только в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь», но и в Транскаспийском маршруте (Срединный транспортный коридор), который сегодня крайне важен для ЕС, где продолжают искать альтернативные российскому пути в Китай и Среднюю Азию. Помимо этого, ситуация вокруг России предоставляет Грузии больше возможностей для маневров в продолжающихся переговорах по вступлению в НАТО и Евросоюз, где в реальности не ждут Тбилиси, но и отказаться от перспективы создания еще одной точки напряжения на границе с Россией не хотят.
С другой стороны, Грузия не исключает, что Россия увязнет в конфликте на Украине надолго, что ослабит ее влияние на Кавказе и позволит Тбилиси чувствовать себя более уверенно на международной арене, в том числе в отношениях с Турцией и Ираном. Более того, грузинские власти всерьез ожидают момента, когда на волне относительно неплохих отношений с Москвой снова смогут поднять вопрос о Южной Осетии и Абхазии. Правда, все это выглядит несколько самоуверенно, хотя и вполне логично, если встать на место Запада и их союзников с их надеждами, что СВО пойдет не по плану России.
Необходимо отметить, что нынешняя позиция Тбилиси, если не полностью, то во многом устраивает Москву. Лавирование Грузии в собственных интересах между Западом и Россией на нынешнем этапе позволяет надеяться, что страна не превратится окончательно в базу НАТО. При этом в России вряд ли ожидают, что республика в обозримом будущем откажется от евроатлантического курса, но рассчитывают на дальнейшее расширение экономических контактов, так как это в интересах самой Грузии: в случае сохранения относительно нейтральной политики страна может занять место важного транзитного государства в рамках евразийской торговли.
Кроме того, отсутствие у Грузии статуса члена НАТО будет являться одной из основ безопасности в регионе и позволит ей найти точки соприкосновения с Ираном, о развитии сотрудничества с которым в Тбилиси говорят уже не первый год. Сегодня же остается надеется, что в грузинской столице прекрасно понимают сложившуюся вокруг нее ситуацию, а сохраняющаяся в идеологической сфере русофобия не перевесит здравый смысл и не приведет страну к катастрофе.
Словом, выигрыш Грузии от восстановления полноформатных отношений с РФ и политической переориентации на сохранение внеблокового статуса неоспорим.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram