Опыт российских регионов, запретивших использование труда иностранных граждан, свидетельствует, что без них вполне можно обойтись. Сложности, которые могут возникать на первом этапе после введения ограничений, не оказывают особого влияния на развитие региональных экономик и затронутые ими отрасли.
Вопрос о том, может ли Россия обойтись без массового использования иностранной рабочей силы, в последнее время даже не ставится. Практически общепринятой стала точка зрения о том, что без нее обойтись просто невозможно. Обсуждается лишь целесообразность контроля за миграционными потоками, главным образом из Средней Азии, а также формы этого контроля. Между тем ряд российских регионов, расположенных в самых разных частях страны, несколько лет тому назад ввели запрет на использование иностранной рабочей силы. И с тех пор вполне успешно обходятся без массового привлечения трудовых мигрантов.
Одной из первых ограничения на использование труда иностранцев ввела Калининградская область. Причем сделала она это во время эпидемии COVID-19, когда численность трудовых мигрантов в России и без ограничений заметно сократилась. 23 июня 2021 г. губернатор области А. Алиханов подписал указ, в соответствии с которым сроком на 1 год устанавливался запрет на привлечение иностранцев для работы в хлебобулочной и кондитерской промышленности, на транспорте (пассажирские перевозки, услуги такси), в риэлтерских и кадровых агентствах, а также в системе дошкольного и школьного образования. Исключением стали граждане государств-участников ЕАЭС – Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении, которые в соответствии с договором о создании Союза при условии оформления трудовых отношений с работодателем пользуются теми же правами, что и граждане РФ.
Такая миграционная политика ожидаемо вызвала негативную реакцию бизнеса и национальных диаспор. По словам уполномоченного по правам предпринимателей области Светланы Нижегородовой, отток мигрантов грозил усугубить дефицит рабочей силы на промышленных предприятиях региона. Об оттоке трудовых мигрантов начали говорить и отстаивающие их интересы местные национальные диаспоры. По данным председателя Таджикской национально-культурной автономии Кахора Расулова, в область ежегодно приезжали 300-500 таджиков, треть из которых с начала 2023 г. отбыли на родину, а также в другие российские города. А число мигрантов из Узбекистана, по словам председателя «Узбекской региональной национально-культурной автономии» Шукурбека Мирзаджанова, уменьшилось с 9 до 3,2 тыс., сократившись на 65-70%. Правда, главной причиной этого были отнюдь не введенные ограничения, а падение курса рубля, сделавшее работу для мигрантов невыгодной.
Местный бизнес апеллировал к острой нехватке кадров, в том числе в тех отраслях, на которые ограничения не распространялись (строительство, общепит, ЖКХ, клининговые услуги и т. п.). Оценки же региональных властей, напротив, были позитивными. 9 февраля 2023 г. А. Алиханов на заседании областного правительства заявил, что ограничения на привлечение иностранцев позволили в итоге трудоустроить около 300 жителей области. «То есть никакого кризиса не случилось на рынке, – подчеркнул он. – …Все функционирует вполне себе нормально и цивилизованно» и предложил проработать вопрос с МВД, возможно, расширив запреты.
Вскоре эти предложения были реализованы. 6 декабря 2023 г. А. Алиханов подписал новый указ, добавивший к ранее действовавшим ограничениями запрет на работу мигрантов в сфере производства охлажденных булочных полуфабрикатов, обработки данных и в предоставлении услуг по размещению информации.
Еще ранее, в 2018 году, запрет на использование иностранной рабочей силы в сельском хозяйстве и золотодобыче был введен в Амурской области. Причем распространялся он не только на китайцев, но и на граждан стран СНГ, с которыми у России существует безвизовый режим. По словам главы региона Виталия Орлова, причиной введения ограничений послужило нарушение экологического законодательства в горнодобывающей отрасли и необходимость обеспечить работой местное население в сельской местности.
Многими чиновниками-аграриями, утверждавшими, что работать на селе некому, а народ там спился, введение запрета воспринималось болезненно. Тем не менее оно оказалось оправданным. За пять лет после введения ограничений вклад сельского хозяйства в валовый региональный продукт вырос вдвое и превысил 100 млрд руб. Более того, после начала эпидемии COVID-19 ряд регионов, которые такой запрет не ввели, столкнулись с тем, что работать на полях оказалось некому, тогда как Амурская область таких проблем сумела избежать.
На 2023 г. запрет на использование иностранной рабочей силы в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности Амурской области был продлен. Ряд хозяйств попытались обойти ограничения властей. Попытки использования иностранной рабочей силы были зафиксированы в восьми территориях региона: Архаринском, Благовещенском, Белогорском, Бурейском и Ромненском округах, а также в Михайловском и Октябрьском районах, что вызвало жесткую реакцию областной администрации. Губернатор В. Орлов потребовал создать группы по борьбе с нелегальными мигрантами в составе представителей исполнительной власти, надзорных и правоохранительных органов, которые должны контролировать использование иностранной рабочей силы на селе. Тем хозяйствам, которые будут нарушать запрет, грозит максимальная ответственность, вплоть до изъятия используемых ими земель и лишения государственной поддержки.
В феврале 2022 г. ограничения на использование труда мигрантов ввела Калужская область. Шаг этот для региональных властей был вынужденным, поскольку массовый наплыв выходцев из Средней Азии, по которому область занимала третье место в ЦФО после Москвы и Московской области, едва не привел к социальному взрыву в г. Обнинске. В результате область приостановила свое участие в программе переселения соотечественников и ввела запрет на привлечение иностранцев для работы в розничной торговле, пассажирском транспорте, общепите и кадровых агентствах.
В январе этого года список ограничений был расширен. Иностранцам было запрещено работать в таких сферах, как стоянки автотранспорта, система образования, библиотеки и архивы, охранные службы, перевозка опасных грузов, производство детского питания, обработка данных и аренда недвижимости. Никаких последствий этого запрета для экономики власти не зафиксировали. По словам министра по внутренней политике региона Олега Калугина, экономика «даже не чихнула».
Количество регионов, которые вводят ограничения на работу иностранцев, в последнее время растет. Федеральный центр, сталкиваясь с трудностями в регулировании миграционных потоков на общероссийском уровне, передал заметную часть этих функций регионам. Последние же в условиях заметного обострения миграционной ситуации начинают вводить ограничения на привлечение иностранной рабочей силы, которые, как правило, распространяются на отдельные отрасли. Помимо Калининградской, Амурской и Калужской областей, такие запреты практикуют Челябинская, Новосибирская и Тюменская области, Республика Коми и Якутия. Причем Челябинская область ввела их еще в 2014 году и с тех пор регулярно продлевает. Затрагивают эти ограничения граждан «безвизовых» стран СНГ, которые не входят в ЕАЭС и для работы в России вынуждены приобретать патент – Таджикистана, Узбекистана, Украины, Молдавии и Азербайджана. На тех мигрантов, которые являются гражданами союзников России по ЕАЭС, ограничения не распространяются.
В целом же весьма примечательно то, что каких-то заметных экономических трудностей те регионы, которые вводят ограничения на использование труда мигрантов, после адаптации к новым условиям не испытывают. Конечно, запреты эти носят частичный характер и обычно не касаются таких «мигрантозависимых» отраслей, как строительство и ЖКХ. Однако сама возможность отказа от труда мигрантов свидетельствует о том, что ничего невозможного в этом нет.
При наличии политической воли использование иностранной рабочей силы вполне можно свести к минимальному уровню, а в значительном числе отраслей – и вовсе от нее отказаться.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram