Общественно-политическая, а особенно экономическая ситуация в Республике Молдова сегодня такова, что в преддверии нового избирательного цикла действующая власть должна задуматься не только о своих шансах на переизбрание, но и о том, чтобы вообще удержаться в политике. Три года правления Майи Санду на посту президента страны можно смело назвать наихудшими годами страны за 30 лет после провозглашения независимости.
Катастрофическое падение уровня жизни населения и без того беднейшей страны Европы вызвало закономерное обрушение рейтинга Санду и поддерживающей ее прозападной партии PAS. Тем не менее особенность молдавской политики заключается в том, что, хотя рейтинги представителей оппозиции и растут, тем не менее у Санду еще остаются шансы проскочить «сквозь игольное ушко» с помощью голосов западной диаспоры.
Единственным реальным поводом для того, чтобы Санду показать выполнение предвыборных обещаний, стало продвижение Молдовы на пути к вступлению в ЕС: сегодня страна получила возможность начать переговоры о вхождении в это межгосударственное объединение. Правда, молдавские власти предпочитают не упоминать о том, что это достигнуто «прицепом» к Украине, и по большому счету Молдове реально не на что рассчитывать по поводу скорого вступления в ЕС. Однако это единственный «козырь», который Санду может использовать в избирательной кампании, иначе действующего президента ожидает полный провал.
Ей больше не с чем идти на президентские выборы. Она понимает, что народ, причем не только те, кто настроен пророссийски, но и те, кто поддерживает евроинтеграцию, одинаково ненавидит её и будет голосовать против. Вот почему политтехнологи из администрации президента решили придумать, как ещё раз обмануть молдавский народ, показав ему «морковку» и сказав: «Вон там будет лучше, но только с Майей Санду».
В качестве подобной «морковки» Санду предложила через парламент идею проведения референдума на тему европейской интеграции в один день с президентскими выборами. Очевидно, что проводимый в один день с выборами референдум – это попытка поднять явку, а также формально рейтинг самой Санду.
Судя по всему, г-жа президент решила «выстрелить дуплетом» сразу по двум целям. С одной стороны, она как бы говорит: «Кто за Европу – тот за меня. Он должен прийти и проголосовать сразу за вступление в ЕС и за президента, который сможет привести туда Молдову».
«Я хочу, чтобы как можно больше людей приняли участие в этом референдуме и участвовали в принятии этого решения. А в президентских выборах принимает участие наибольшее количество избирателей», – признала Санду во время одного из телеэфиров. То есть, если проводить референдум о евроинтеграции в любой другой день, есть большая вероятность, что порог в 33% даже не будет преодолен.
С другой стороны, Санду пытается убедить Запад в том, что именно она на посту президента способна сохранять антироссийскую повестку. При этом ни действующая власть, ни тем более Запад не заинтересованы в экономическом развитии страны и улучшении жизни молдаван.
Показательно, что никаких юридических последствий для «евроинтеграции» принятое решение в ходе референдума нести не будет. Этот референдум – банальная попытка ещё раз ввести в заблуждение граждан РМ, чтобы они забыли о проблемах, созданных Санду и так называемыми «хорошими людьми» в «хорошие времена».
Кроме этого, Санду выступила с инициативой сделать планируемый референдум конституционным, то есть внести итоги инициированного ею референдума о «евроинтеграции» в Конституцию страны. На практике это будет означать, что «евроинтеграция» будет внесена в Основной закон как официальная цель Республики Молдова, и впоследствии любая политическая партия, которая осмелится предложить другое направление развития страны, будет объявлена неконституционной. При этом ни Санду, ни ее приближенных нимало не смущает, что предлагаемое президентом внесение в Конституцию идеи геополитического вектора противоречит статье 5, согласно которой «в стране устанавливается политический плюрализм, и никакая идеология не может быть установлена в качестве официальной государственной».
Учитывая лицемерный характер «демократических свобод» в принципе и характер молдавской власти в частности, Санду не преминула «оформить» принятое решение в форме консультаций с политическими партиями и общественными организациями. Приглашение на эти консультации, помимо проевропейских политформирований, получили и оппозиционные партии, но они решили не участвовать в этом мероприятии.
Оппозиционная Партия социалистов восприняла приглашение исполнительного секретаря ПСРМ Игоря Додона на консультацию к Майе Санду по вопросам евроинтеграционного референдума как издевательство. «Выдвижению инициативы с референдумом должно было предшествовать широкое обсуждение этого шага со всем молдавским обществом, причём по оба берега Днестра, и со всеми политическими силами страны. Сегодня, после того как Санду приняла решение проводить этот референдум в своём узком партийном кругу, ни о каких консультациях на эту тему не может быть и речи», – говорится в заявлении партии.
Также резко охарактеризовал эту затею и лидер ПСРМ, экс-президент Игорь Додон. «Проводимые Майей Санду консультации на тему референдума о европейской интеграции – это имитация диалога с различными сегментами молдавского общества. Майя Санду сначала приняла решение, а после этого пытается показать, что якобы консультируется с другими.
Мы на эти консультации решили не идти, и было бы очень странным участвовать в этом мероприятии, когда мы чётко говорим, что Майя Санду – это диктатор, которая узурпировала власть в Республике Молдова и захватила практически все государственные учреждения в стране», – заявил он.
Более того, в своем выступлении в телеэфире предшественник Санду на посту президента сообщил, что «в Брюсселе были в шоке от решения молдавских властей и неофициально выступали категорически против инициированного Майей Санду референдума. Там понимают, что никакого смысла проводить его сейчас нет. Все страны, которые становились членами ЕС, организовывали подобные плебисциты после окончания переговоров, но ведь в нашем случае переговоры ещё даже не начались. Некоторые государства проводят эти переговоры десятки лет. Турция, например. Куда торопиться? Зачем это вбивать в Конституцию, ещё и незаконным способом?».
Политические ухищрения Санду не поддержали не только экс-президенты Игорь Додон и Владимир Воронин, лидер Партии коммунистов, но и глава Партии объединения и развития Молдовы Ион Кику, занимавший при президенте Додоне пост премьер-министра. «Референдум, объявленный президентом Майей Санду, призван принести электоральные преимущества главе государства на президентских выборах, а Партия развития и консолидации Молдовы (PDCM) не будет играть в игру властей», – заявил И. Кику, добавив, что время проведения референдума является неподходящим и к этому со скептицизмом относятся даже партнеры по развитию. Лидер PDCM выразил надежду, что судьи Конституционного суда не поддержат инициативу организовать это мероприятие в один день с президентскими выборами.
Идея проведения референдума в один день с выборами президента была отвергнута даже на крайне правом фланге молдавской политики. Унионист и ярый русофоб Влад Билецки неожиданно заявил, что ради удержания власти Майя Санду готова идти на все. «Теперь она запустила идею с референдумом, утверждая, что лишь она приведет нас в Европу», – сетует Билецки.
Ну а в качестве мнения простого народа весьма красноречиво звучат слова Сергея Стефанко, одного из лидеров протестующих в эти дни молдавских фермеров: «Я вам скажу, что наши сёла крайне обижены на правление PAS. А мы, те, кто боролся за лучшее будущее и евроинтеграцию, обижены ещё больше, потому что PAS предаёт евроинтеграцию и будущее Молдовы. На PAS лежит вина, на PAS! Общественное мнение изменилось. Референдум? О каком, хорошие люди, вы говорите референдуме? Кто выйдет на него? Если мы, те, кто поддерживал эту власть, мы протестовали, а они воспользовались моментом и пришли к власти. Но мы их больше видеть не желаем, потому что они – шайка лжецов».
Согласно всем социологическим опросам, рейтинг М. Санду продолжает падение. Именно поэтому она готовит новое представление, больше ничего она готовить не умеет. С помощью референдума провалившийся политик пытается добиться исключительно роста своей популярности в условиях ускорившегося падения доверия граждан на фоне кризиса в стране. Референдум Санду никак не отражает волю молдавского общества и не может считаться народным волеизъявлением, а прогнозировать его результаты никто не возьмется. Судя по всему, в администрации президента это уже понимают, и поэтому, если Конституционный суд не позволит проводить референдум в день выборов, это даже может стать спасением Санду от сокрушительного провала.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram