Мариуполь, Бердянск – новый экспортный и транзитный комплекс России/ЕАЭС - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.11.2024 |

Мариуполь, Бердянск – новый экспортный и транзитный комплекс России/ЕАЭС

Морские порты и транзитные артерии новоприсоединенных регионов России – Донецкой народной республики и Запорожской области – становятся значимыми звеньями во внешнеэкономических связях региона и в целом РФ, способствуя также дальнейшему развитию экономического партнерства со странами ЕАЭС и другими дружественными странами. Уже в 2023 году благодаря оперативным восстановительным работам рекордно увеличились мощности и объемы грузовой работы портов Мариуполя и Бердянска. Причем увеличиваются экспортные поставки через эти порты не только России, но и Белоруссии.

В текущем году, по имеющейся информации, общий объем внешнеторговых перевозок через те же порты увеличится не менее чем на треть. Согласно комплексной программе восстановления/реконструкции Мариупольского и Бердянского портов, их суммарная мощность составит к концу 2024-го 6 млн тонн/год. Общий объем первоначального финансирования по реализации этой программы – в основном из средств госбюджета РФ – превышает 1 млрд руб. В дальнейшем эта сумма будет увеличена, а полное завершение означенных работ запланировано ко второй половине 2020-х.

В 2023 г. объем грузов, перевезенных через Мариупольский порт, составил около 145 тыс. тонн, а число обслуженных здесь грузовых судов составило 65, в том числе иностранных. Характерно в этой связи и то, что нередкими партнерами портов Бердянска и Мариуполя являются суда под «удобными» флагами. Это позволяет зарубежным странам и их торговым компаниям не только географически, но и юридически обходить санкции Запада против РФ и Белоруссии. А также  против ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей РФ.

Основные грузы Мариупольского, как Бердянского порта, –  экспортного профиля: зерновые (не менее 50%), металлургические, товары химпрома. Например, экспортная перевалка зерновых грузов в Мариуполе только за январь-февраль с. г. почти достигла 25 тыс. тонн – это продукция из ДНР и ЛНР, некоторых соседних областей РФ и из Белоруссии. По информации Минтранса ДНР, Мариупольский порт наращивает темпы экспортной отгрузки зерновых.

Примечательно также, что, например, в последнем квартале 2023 г. объем перевозок через Мариупольский порт увеличивался на 3-6% в месяц, а Бердянского – более чем на пятую часть. Что обусловлено, во-первых, меньшими объемами разрушений в этом порту, во-вторых, несколько меньшим спросом на ледовую проводку судов (ввиду меньшего здесь ледового периода в околопортовой и примыкающей акватории) и, в-третьих, порт в Бердянске ближе расположен к Керченскому, то есть Азовско-Черноморскому проливу, выводящему внешнеторговые грузы на трансчерноморские маршруты.

Полноценная работа этого порта и порта в Бердянске на 80% была налажена совсем недавно – с середины прошлого года. Но требуется ускорение восстановительно-реконструкционных работ ввиду внешнеторговой востребованности данных портов. Соответственно, по данным «Росморречфлота» (ноябрь 2023 г.), в этих портах и на подходах к ним продолжаются работы по восстановлению навигационного оборудования, ремонт навигационных знаков, смежные работы. Плюс к тому осуществляются дноуглубление в портовых акваториях и на ближайших подходах к ним, оснащение средствами обеспечения безопасности мореплавания, грузовых работ.

Заметим, что порт в Бердянске менее мощный, чем Мариупольский (как и в прошлом). Но он является универсальным, способным переваливать зерно, нефтепродукты, уголь, кокс, руду, металлы, другие генеральные и навалочные грузы.

В ближайшей перспективе будет уточнена грузовая специализация этих портов параллельно с уточнением приоритетных маршрутов внешнеторговых перевозок.

Основные порты в Азовском бассейне

Немаловажно и то, что регулярное грузовое сообщение порта Мариуполя со второй половины 2023 г., по информации «РосКапСтроя», налажено с портами Ростов-на-Дону, Азов, Кавказ (азовско-черноморский) и Севастополь в регулярном режиме. Планируется открытие постоянных грузомаршрутов на порты Ейск и Новороссийск. Упомянутое необходимо для оптимального распределения грузовой работы всех этих портов и тем самым для предотвращения их перегруженности или недозагруженности.

Одновременно, как и для порта Бердянска, прорабатываются возможности развития международных перевозок: имеется в виду отладка уже не периодических, а регулярных маршрутов на порты Абхазии, Турции, некоторых стран Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока.

Тем временем из ДНР и ЛНР с января увеличиваются экспортные поставки металлургической продукции через Мариуполь (частично через Бердянск). То есть она по нарастающей поставляется в зарубежье, включая некоторые страны ЕАЭС. Как отмечает премьер-министр ДНР Евгений Солнцев, «вхождение республики в состав России положило начало интеграционным процессам в экономике, вовлекая наши промышленные предприятия в евразийское экономическое пространство». Уточнено, что «большую часть экспорта осуществляют предприятия металлургической отрасли, география их поставок: Белоруссия (по железной дороге), Казахстан, Турция, Китай». В качестве новых рынков для этих и других промышленных поставок, в основном через Мариуполь, рассматриваются Киргизия, Узбекистан, Азербайджан и Индия.

Как уточнил премьер, в экспортном ассортименте начинают преобладать чугун, горнодобывающее оборудование, товары химпрома. Причем этот ассортимент вскоре дополнится товарами целлюлозно-бумажной, угольной отраслей, машиностроения, стройматериалами, товарами массового спроса.

С середины 2023 г. через Мариуполь осуществляется экспорт сельхозпродукции из Белоруссии. Точнее, одна из крупных белорусских компаний» (ее название пока не раскрывается), по данным Е. Солнцева, переваливает в Мариуполе на экспорт зерно, технические культуры. Ею заключены прямые контракты с администрацией порта. Причем та же компания «изучает возможности перенаправить на Мариуполь весь объем своего экспорта, поскольку этот коридор для нее короче других». То есть в сравнении с более протяженными ж/д перевозками из Белоруссии к черноморским и другим азовским портам РФ.

Словом, порты новоприсоединенных регионов России и в целом их транспортная система становятся значимыми форпостами во внешнеэкономических связях РФ и большей части всего ЕАЭС-региона. А с учетом запланированного восстановления сквозного судоходства Ростовской области с ДНР и ЛНР по Северскому Донцу в Приазовье – с учетом упомянутых морских портов, маршрутов и их дальнейшего развития – формируется новый транзитно-экспортный ареал России.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1323
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика