После пандемии COVID-19, когда большинство ученых на планете пришли к выводу, что коронавирус имел искусственное происхождение, а также после начала специальной операции России на Украине, где были обнаружены около полутора десятков курируемых Пентагоном военно-биологических лабораторий, вопросы обеспечения биобезопасности стали еще более актуальными. Причем как для каждого отдельно взятого государства, так и для международных и региональных объединений.
Распространение вирусов и вызываемых ими заболеваний, особенно тех, которые создаются в пробирках и, по сути, являются биологическим оружием, не останавливают ни государственные границы, на наличие Конвенции о запрещении бактериологического и токсинного оружия (КБТО). Соответственно, эффективное противодействие биологическим угрозам может быть обеспечено только коллективными усилиями – путем межгосударственного сотрудничества, примером которого может стать кыргызско-российский центр по исследованиям эпидемиологии и инфекционных болезней в Бишкеке, над открытием которого сейчас работают Кыргызстан и Россия.
Об этом рамках круглого стола «Перспективы сотрудничества стран ЦА в обеспечении биобезопасности и контроле эпидемиологической ситуации», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР, рассказал заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций МЗ КР Нурболот Усенбаев.
По его словам, основные вопросы создания кыргызско-российского центра уже решены, соглашение ратифицировано: «Сегодня мы уже работаем над положением о центре. Там будет лаборатория с высоким уровнем биобезопасности. Для Кыргызстана одной из ключевых проблем является наличие природно-очаговых инфекций. В республике более 3 млн гектаров неблагополучной территории, где есть резервуары и переносчики заболеваний – клещи, комары, блохи и другие, что ставит перед страной необходимость проведения постоянного мониторинга и слежения за этой зоной».
Спикер отметил, что санитарная охрана территории является частью региональных обязательств КР по недопущению и предупреждению распространения особо опасных инфекций. «Наша республика является участником координационных советов и комитетов по вопросам биобезопасности. Уже второй год мы принимаем участие в работе координационного совета стран ОДКБ, где есть определенные стратегические направления, в рамках которых мы также ведем свою деятельность», – сообщил он.
Потенциальными факторами риска в Кыргызстане являются природные очаги особо опасных инфекций на территории республики, а также сеть разрозненных биологических лабораторий, включая медицинские и ветеринарные, к которым имеются вопросы, касающиеся биозащиты. Кроме того, существуют угрозы заноса инфекций и терактов с применением биологического оружия. По словам Н. Усенбаева, благодаря сотрудничеству с Россией кыргызская сторона получит доступ к новым технологиям, что позволит ученым республики усовершенствовать свою работу по диагностике и идентификации возбудителей особо опасных инфекций. При этом Кыргызстан готов сотрудничать и с Казахстаном, более того, имеется и опыт такого сотрудничества по трансграничным исследованиям, например.
Готовность к сотрудничеству есть и с казахской стороны. Гендиректор Национального научного центра особо опасных инфекций им. М. Айкимбаева МЗ РК Зауреш Жумадилова отметила: «В предотвращении биологических угроз мы готовы активно сотрудничать и со странами ЦА, и в рамках СНГ».
Она рассказала, что биобезопасность в Казахстане обеспечивается на основании закона, который был принят в мае 2022 года. Его основная цель – создание правовых основ регулирования и государственного управления в сфере выявления, учета, контроля и анализа степени риска и внедрения единых критериев оценки рисков, связанных с негативным воздействием биологических факторов на жизнь и здоровье населения, животный и растительный мир.
«В ст. 4 закона обозначены принципы обеспечения биологической безопасности, из которых я бы хотела выделить пятый пункт – приоритетность национальных интересов, согласно которому в рамках международного сотрудничества не допускается принятие обязательств, не соответствующих национальным интересам и способных нанести ущерб государству или ведущих к утрате независимости Казахстана. Мы посчитали необходимым сделать акцент на этом вопросе. Отдельная глава в законе посвящена международному сотрудничеству в сфере биобезопасности. Согласно КБТО, каждая страна должна обозначить свою приверженность открытости и ненаправленности против других государств, и мы эту норму заложили в своем законодательстве», – отметила спикер.
После З. Жумадилова ответила на вопросы участников с кыргызской стороны. Так, комментируя ситуацию с биолабораторией в п. Гвардейский Жамбылской области, она отметила, что конкретно по данному объекту не имеет информации, но подчеркнула, что в связи с пандемией коронавируса COVID-19 в Казахстане встал вопрос о необходимости развивать сеть лабораторий, которые могли бы проводить исследования патогенов I группы – вирусов: «Это вопрос стратегического плана, касающийся биобезопасности страны. Это перспективное, но дорогостоящее направление, поэтому в Казахстане оно пока не осуществляется».
На вопрос, представляют ли угрозу для Кыргызстана центры, занимающиеся биологическими исследованиями в Казахстане, спикер заверила, что строительство любой лаборатории осуществляется по предварительному проекту, который предусматривает меры по обеспечению безопасности. «У Центральной референс лаборатории уровня BSL3 в Алматы повышенная сейсмоустойчивость, она устоит даже при 9-бальном землетрясении. А если в нашей республике когда-нибудь появится лаборатория BSL4, то в ее проекте будут предусмотрены максимальные меры предосторожности, скорее всего, она будет строиться даже не по национальным, а по международным стандартам. Во многих странах есть такие лаборатории, но я думаю, что они не представляют угрозы для соседних государств, потому что в этом случае они бы угрожали в первую очередь той стране, где они располагаются», – рассказала представитель Минздрава РК.
Когда З. Жумадилову спросили, будут ли в связи с российско-украинским военным конфликтом перемещены в Казахстан американские биолаборатории с территории Украины, она ответила, что такие материалы действительно муссируются в средствах массовой информации и социальных медиа, но они безосновательны: «Хочу вас заверить, что у нас в стране нет никаких американских биолабораторий. Все наши лаборатории казахстанские, и в них работают только казахстанские специалисты. Эти объекты достаточно открытые, т. е. их можно посетить. Для этого необходимо пройти определенные процедуры аккредитации в Минздраве Казахстана, который контролирует всю сеть биолабораторий в стране. Наш президент, премьер-министр, министр здравоохранения об этом неоднократно говорили, но эти вопросы поднимаются вновь и вновь. Я думаю, что это связано с тем, что некоторые блогеры хотят хайпа, запуская таких информационных уток».
В свою очередь, эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев отметил, что многие материалы, опубликованные за последнее время в массмедиа стран СНГ, касались алма-атинской ЦРЛ. Сейчас же активно обсуждается тема биолаборатории уровня BSL4, которая появится в 80 км от границы с Кыргызстаном в поселке Гвардейском: «Есть информация, что она строится совместно с США. Мы надеемся, что строительство таких объектов в соседней республике осуществляется под контролем казахстанских властей и работать там будут местные специалисты. Отсутствие доступа национальных госструктур к таким исследовательским центрам является серьезным препятствием не только к доверию их работе, но и к доверительным отношениям между странами ЦА в целом», – пояснил спикер.
Он акцентировал внимание на том, что сейчас в мире фактически идет биологическая война: происходят вспышки сибирской язвы, чумы или давно побежденной, как считалось, кори, которая между тем за последние пару лет унесла сотни жизней детей в Казахстане, Кыргызстане и других странах ЦА. «О том, что в будущем человечество столкнется с еще более опасными инфекциями, сегодня говорят не только вирусологи и микробиологи, но и ВОЗ. При этом в Центральной Азии сохраняются риски быстрого распространения опасных инфекций, учитывая, что между странами региона десятки тысяч граждан ежедневно совершают взаимные поездки. Ситуация с пандемией показала, что для обеспечения своей биобезопасности странам нашего региона необходимо иметь технические возможности по выявлению особо опасных инфекций, включая те, что вызываются искусственно созданными вирусами. Поэтому нам нужно сплотиться и создать общую систему, которая не только контролировала бы вопросы размещения биолабораторий военного назначения на территории региона, но и служила бы основой доверия между народами».
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram