Транскаспийский коридор – много планов и туманное будущее - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.11.2024 |

Транскаспийский коридор – много планов и туманное будущее

Евразийская транспортная логистика за последние несколько лет претерпела существенные изменения. Это связано не только с начавшейся после февраля 2022 года санкционной войной Запада против России, но и стремлением региональных игроков получить максимальную выгоду от происходящих сегодня на континенте событий. Используя заинтересованность западных стран в ослаблении РФ, в том числе путем снижения ее транспортно-логистического потенциала, ряд государств азиатского региона включился в процесс перестройки маршрутов следования товаров в обход российской территории.

Вместе с тем за прошедшие два года альтернативные маршруты так и не смогли полностью заменить традиционные направления, о чем свидетельствует судьба Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) или, как его еще называют, «Срединного коридора».

Первоначально проект Транскаспийского транспортного коридора создавался в середине 1990-х годов для облегчения связи между странами Прикаспия и Китаем. Его маршрут пролегает через КНР, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию и способен, как считают аналитики, переваливать через себя до 11 млн тонн грузов в год. И если в первые годы своего существовании «Срединный коридор» имел существенные проблемы, связанные с состоянием автомобильных и железных дорог, отсутствием достаточного количества транспортных средств и слабостью технического оснащения при перегрузе на пограничных переходах, то в последующие десятилетия страны региона сделали многое для того, чтобы улучшить существующую инфраструктуру. Особое место ТМТМ в евразийской торговле стал занимать после объявленной Китаем инициативы «Один пояс, один путь», постепенно превратившись в мультимодальный маршрут, в котором задействованы железнодорожный и морской виды транспорта.

Активное использование ТМТМ началось сравнительно недавно, еще до начала специальной военной операции и санкционной войны Запада против России – в 2017 году. Тогда был налажен мультимодальный транспортный сервис по маршруту Китай – Курык/Актау (порты Казахстана) – Баку/Алят (Азербайджан) – Батуми/Поти (Грузия) и далее в третьи страны, в том числе через новую железнодорожную линию Баку – Тбилиси – Карс. Его главным достоинством считается более быстрый способ доставки грузов из Китая в Европу по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. По сути, ТМТМ протяженностью около 11 тыс. км стал определенной альтернативой транспортным коридорам «Север – Юг» (через Иран) и «Восток – Запад» (Транссиб), хотя и не смог превратиться в их серьезного конкурента.

Проблемные места в развитии ТМТМ имеют вполне объективные причины. К ним можно отнести пересечение значительного числа границ, наличие морских переправ и даже неустойчивые погодные условия Каспийского моря, из-за которых судну приходится стоять 2–3 суток на рейде в ожидании разрешения на заход в порт. Также по-прежнему существуют вопросы с портовой инфраструктурой и созданием новых трубопроводов в Казахстане, Туркменистане, Азербайджане и Грузии. Кроме того, на сегодня сложной остается организация транзита грузов через три страны и прохождение ими таможенного контроля, отсутствует единая информационная система прослеживаемости товаров, а также до конца не урегулирован статус Каспия. Именно потому вплоть до сегодняшнего дня многие инвесторы, в том числе из Китая, хоть и видят потенциал ТМТМ, но все еще не спешат вкладывать в него свои деньги.

Вместе с тем после 2022 года внимание к ТМТМ стало постепенно расти как со стороны стран ЕС, так и расположенных на маршруте транзитных странах, в первую очередь Казахстана. Более того, государства Евросоюза стали видеть в «Срединном коридоре» не просто инфраструктурный проект, но и инструмент укрепления своего влияния на страны Центральной Азии, в том числе в рамках стратегии «Глобальные ворота». Брюссель даже заявляет о готовности найти средства для вложения в развитие ТМТМ, которые исчисляются не одним десятком миллиардов евро, фактически «покупая» себе лояльность центральноазиатских республик.

Можно напомнить, что о «Срединном коридоре» речь шла в ноябре 2023 года во время встречи президентов Франции и Казахстана Эмманюэля Макрона и Касым-Жомарта Токаева, а в конце января 2024 года заместитель председателя Европейской комиссии Маргаритис Схинас во время поездки по Центральной Азии пообещал казахстанским властям активно включиться и помочь в развитии данного маршрута. Правда, пока не совсем понятно, в какие сроки и что конкретно ЕС готов дать Казахстану и другим странам ЦА взамен принятия ими общеевропейской антироссийской политики.

В свою очередь, центральноазиатские республики прекрасно понимают, что нынешняя обстановка может быть использована ими в собственных интересах, а потому неудивительно, что они стали уделять «Срединному коридору» все больше внимания. В первую очередь речь идет о Казахстане, где развитие ТМТМ представляется чуть ли не историческим шансом стать главной транзитной страной на евразийском пространстве. При этом стоит заметить, что до настоящего времени особых успехов Астана на данном направлении так и не достигла.

Как показывают данные, в 2023 году грузоперевозки по «Срединному коридору» достигли 2,8 млн тонн (рост на 64%), однако для самого Казахстана это очень немого, а местные товары и вовсе крайне редко проходят под данному маршруту – около 1%. Это связано с тем, что основной вид казахстанского экспорта – природные ресурсы, в первую очередь нефть. Причем порядка 80% черного золота Казахстан экспортирует через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который контролируется Россией, а остальное – по нефтепроводу «Атырау–Самара». Поэтому неслучайно в Астане на протяжении последних лет все чаще стали говорить о необходимости диверсификации своих поставок, в которых заинтересованы в ЕС, именно через ТМТМ. В этой связи Казахстан уже приступил к целому ряду проектов на данном направлении.

В частности, было реализовано несколько инфраструктурных проектов, среди которых строительство второй дороги на участке Достык–Мойынты, а также кольцевой железнодорожной линии Дарбаза–Мактарал. Помимо этого, как сообщил в декабре 2023 года министр транспорта республики Марат Карабаев, у Астаны на ближайшие несколько лет намечены грандиозные планы по расширению возможностей ТМТМ. Речь идет о шести основных видах мероприятий. Это  «дноуглубление акватории морских портов», работы по которому уже идут в акватории порта Курык, после чего придёт очередь Актау. Также в планах «увеличение терминальных мощностей и создание на их базе бондовых зон» и «строительство дополнительных железнодорожных подходов к портам». Например, в текущем году в порту Актау должны начать строительство контейнерного хаба, а в Курык уже запустили новые зерновые терминалы и планируют возвести хранилища для генеральных грузов и перевалки «зеленого водорода».

Помимо этого, в планах – «цифровизация транспортных коридоров», для чего уже запущен ряд пилотных проектов, а также «наращивание мощности торгового флота и обеспечение должного уровня навигационной безопасности». В последнем случае Астана планирует построить судостроительный завод (республике нужны как минимум 10 новых судов), а к концу марта нынешнего года в порту Курык запустить систему управления движением судов.

Астана начала активнее действовать и на международной арене, углубившись в поиск партнеров для расширения использования потенциала ТМТМ. Например, Казахстан уже подписал с Азербайджаном, Грузией и Турцией дорожную карту, по которой каждой страной принимаются меры по синхронному развитию собственной транспортной инфраструктуры. Дополнительно к этому компания «Қазақстан темір жолы», АО «Грузинская железная дорога» и ЗАО «Азербайджанские железные дороги» заключили договор о создании совместного предприятия Middle Corridor Multimodal Ltd.

Более того, с учетом возросшего интереса к «Срединному коридору» со стороны ЕС Астана приступила к активным действиям и на европейском направлении. Так, в декабре 2023 года во время визита в Румынию заместителя премьер-министра – министра иностранных дел республики Мурата Нуртлеу между странами были достигнуты договоренности «о совместном развитии потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута», а Астана «подчеркнула важность интеграции логистических инфраструктур двух стран, в том числе морских портов Актау и Констанцы».

Вместе с тем пока неизвестно, за счет чего казахстанские власти планируют реализовать все свои планы, рассчитывая уже в ближайшие годы увечить грузооборот по ТМТМ в несколько раз. Особенно если учесть, что в ЕС сегодня наблюдаются определенные экономические проблемы, а Россия не видит необходимости помогать Астане в развитии альтернативных транспортных маршрутов. К слову, в Москве и сами заинтересованы в использовании ТМТМ, но только если он несколько изменит свое направление и будет проходить по российской территории. Поэтому неудивительно, что Россия уже начала развивать Северный морской путь, предлагая его в качестве одного из направлений транзита грузов из Китая в Европу и обратно.

В целом же важность ТМТМ для торговли на евразийском пространстве в настоящее время является очевидной. Однако варианты развития данного маршрута в ряде случаев по-прежнему выглядят неоднозначными. Тем более если учитывать существующую с 2022 года серьёзную политизацию проекта.

При этом для стран Центральной Азии дальнейшее развитие событий представляет собой довольно призрачную перспективу. Особенно с учетом расширения торговых отношений между Россией и Китаем, так как последний все еще не готов отказываться от уже существующих путей доставки своих товаров в ЕС через российскую территорию. Денег же и технических средств для самостоятельного развития ТМТМ у стран ЦА на сегодня нет, а Европа пока не в состоянии полностью обеспечить их всем необходимым для успешного завершения данного проекта.

Поэтому в условиях нынешней трансформации всей системы международных отношений, в том числе и в сфере торговли, судьба ТМТМ все еще выглядит туманной, хотя перспективы его развития, конечно, существуют. Только, скорее всего, результаты всем его участникам придется ждать не один год.  

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1476
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика