Наиболее ярким проявлением десоветизации Литвы и возведения там русофобии в ранг национальной идеи стало практикуемое в этом государстве прославление пособников нацистов и массовых убийц. Недавно литовский парламент вынес резолюцию об увековечении памяти «национальных партизан», которые боролись с СССР посредством террора и убийств. И на контрасте – в стране завершают уничтожение советских воинских мемориалов, оскверняя места захоронения тысяч павших солдат.
Неудобное высказывание посла
В конце февраля Сейм Литвы единогласно принял резолюцию с требованием о максимальном увековечении памяти «лесных братьев» и других «борцов за свободу». Литовские парламентарии считают, что необходимо устанавливать памятные знаки и информационные стенды, прославляющие «национальных партизан», а вот «знаки, пропагандирующие тоталитарные режимы», которые еще не успели снести, напротив, требуют убрать. В документе сейм призывает выявить «каждый случай неуважения или преступления в отношении исторической памяти, борьбы за свободу или борца за свободу». Депутаты хотят, чтобы «не было терпимости» по отношению к участившимся в публичном пространстве высказываниям, порочащим «литовских борцов за независимость». Муниципалитетам предлагается называть общественные места и улицы в честь борцов с советской властью и «лесных братьев». Также сейм призывает найти останки каждого «лесного брата» и обеспечить им торжественное перезахоронение.
«Лесные братья», которых в Литве называют борцами за независимость республики, действовали в 1940/50 гг. и массово убивали в том числе мирных жителей. Многие из членов националистических вооруженных формирований в период гитлеровской оккупации напрямую сотрудничали с нацистами. Сейчас тем жителям Литвы, которые во всеуслышание напоминают о подобных фактах, грозит уголовное преследование.
Интересно, что принятая сеймом резолюция вступила в противоречие со словами американского посла в Литве Кары Макдональд, которая недавно сделала скандальное по местным меркам заявление. Она высказалась вполне однозначно. «Я буду продолжать решительно высказываться за то, чтобы не допустить прославления лиц, об участии которых в Холокосте известно и документально подтверждено. Это часть определения антисемитизма… Конечно, мы продолжаем внимательно следить за другими случаями, когда выявляются исторические факты и сведения о конкретной роли людей в истории», – сказала дипломат агентству BNS.
Слова посла до глубины оскорбили литовских «нациков», и они даже осмелились высказать послу свое хоть и почтительное, но замечание. «В публикации вашего мнения были упомянуты литовские борцы за свободу Юозас Крикштапонис и Йонас Норейка. Мы не знаем, из каких источников была получена эта информация и кто ее предоставил, но мы не сомневаемся, что эти источники находятся в Литве и предоставлены гражданами Литвы. Поэтому мы хотели бы обратить внимание на попытку этих лиц ввести Ваше Превосходительство в заблуждение, поскольку компетентные государственные учреждения не установили, что литовские борцы за свободу Юозас Крикштапонис и Йонас Норейка участвовали в Холокосте», – написали послу представители «Литовского координационного центра по правам человека».
«Герои» современной Литвы
В свою очередь, российский историк Александр Дюков так прокомментировал заявление К. Макдональд: «Насколько понимаю, первый кандидат на снос – памятник нацистскому коллаборационисту Юозасу Крикштапонису в Укмерге, чей отряд в 1941-1943 годах участвовал в убийствах евреев, советских военнопленных и мирных жителей в Белоруссии. Конечно, литовские политики будут очень сильно сопротивляться». Упомянутый Крикштапонис – родственник довоенного литовского диктатора Антанаса Смятоны, сын его сестры. Памятник этому деятелю в настоящее время стоит в городе Укмерге. За какие же именно подвиги он удостоился монумента?
После прихода в Литву нацистов Крикштапонис вступил в ряды полицейского батальона под началом майора Антанаса Импулявичуса, позже прозванного Минским Мясником. Немцы использовали этот батальон для самой грязной работы. В Литве в годы оккупации было уничтожено до 206 тысяч евреев (190 тысяч из них были местными жителями, а остальные привезены с территории остальных стран Европы). Примечательно, что в некоторых случаях литовцы начали уничтожать своих соседей-евреев еще до прихода немцев, воспользовавшись вакуумом власти, возникшим после ухода советских войск. Так, массовые убийства происходили 22-25 июня 1941 года в Каунасе, где накоротке установилась власть самопровозглашенного временного правительства Литвы, не признанного впоследствии немцами. Во главе этого правительства местные националисты хотели поставить бывшего дипломата довоенной Литовской Республики Казиса Шкирпу.
Шкирпа был одним из вдохновителей зачистки Литвы от евреев. «Очень важно избавиться от евреев. Поэтому надо создать для евреев в стране такую душную атмосферу, чтобы ни один еврей даже не осмелился бы подумать, что в новой Литве он ещё сможет иметь хотя бы минимальные права и вообще возможность проживать. Цель – вынудить всех евреев бежать из Литвы вместе с красными русскими. Чем больше их покинет Литву тогда, тем позднее будет легче закончить избавляться от евреев. Гостеприимство, в свое время оказанное евреям в Литве Витовтом Великим, навсегда отменяется за их постоянно повторяющееся предательство литовского народа его угнетателям», – рассуждал несостоявшийся глава временного правительства Литвы. В современной Литве его именем назвали улицы в Вильнюсе и Каунасе.
После уничтожения евреев на территории самой Литвы литовских полицаев перебросили в соседнюю Белоруссию, где они тоже занялись массовыми казнями – расстреливали белорусских евреев и советских военнопленных. В настоящее время даже официозная литовская пресса вынуждена признавать факты преступлений Юозаса Крикштапониса, командовавшего одной из рот батальона Импулявичуса. Известен, в частности, протокол допроса бывшего полицая Йонаса Руткаускаса, спустя без малого 40 лет рассказавшего, что осенью 1941 г. батальон Импулявичюса занимался казнями в концлагере, находившемся в пригороде Минска. «Военные батальона сгоняли заключенных лагеря к ямам и расстреливали их. Командовали расстрелом Крикштапонис, Юодис, Тамошюнас и т. д.», – сообщил Руткаускас.
Другой экс-полицай Мартинас Качюлис, служивший во 2-м батальоне в роте Крикштапониса, во время допроса 14 июля 1980 года поведал, как участвовал в уничтожении евреев в белорусском городе Рудянске. Командир роты Крикштапонис приказал ему и другим шуцманам идти к уже вырытым ямам и расстреливать беззащитных людей. После изгнания гитлеровцев из Литвы Крикштапонис подался в «лесные братья», но уже 12 января 1945 года был убит в бою в окрестностях Укмерге. В постсоветской Литве его провозгласили национальным героем.
В прошлом году в Литве уже был скандал с памятником Крикштапонису, когда в Укмерге приехала глава НКО «Община евреев Литвы», адвокат Фаина Куклянски и заявила о недопустимости установки памятников палачам. Это вызвало у националистов пароксизмы ярости, однако, в отличие от своих идейных предков, современные «нацики» не могут в открытую призвать к уничтожению теперешней еврейской общины Литвы, тем более что она пользуется поддержкой США.
Случай с Крикштапонисом – далеко не единственный. Известны примеры и других коллаборационистов, убийц мирного населения, вокруг которых в постсоветской Литве был создан культ официального почитания. Так, скажем, Йонас Норейка (известный также в Литве под прозвищем Генерал Ветра) – личность крайне одиозная. Бывший военнослужащий, он состоял в рядах националистической организации «Литовский фронт активистов», а с приходом в республику гитлеровцев вошел у них в такое доверие, что его назначили главой Шяуляйского уезда. Норейка, еще в 1933-м выпустивший антисемитскую брошюру «Подними голову, литовец!», тоже не остался в стороне от прямого участия в холокосте.
В последние годы стало появляться все больше публикаций о кровавых деяниях Норейки, и в 2019-м самоуправление Вильнюса, чтобы сохранить лицо, велело снять мемориальную доску в честь коллаборанта, висевшую на стене здания Академии наук. Заодно тогда переименовали улицу, названную в честь Казиса Шкирпы. Это вызвало такое негодование националистов, что они с криками о «попранной исторической памяти» провели несколько громких акций протеста.
Продолжают сносить памятники советским солдатам
Особый культ сейчас создан в Литве вокруг бывшего командира всех «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса. Останки последнего, казнённого в 1957 году по приговору советского суда, в октябре 2018 года перезахоронили на высшем государственном уровне с отдачей всевозможных почестей и в присутствии тогдашнего президента Дали Грибаускайте. Его посмертно провозгласили «главой литовского государства» и создали вокруг него культ мученика. Литовские историки рассказывают, что якобы перед его казнью «советские палачи» выкололи Раманаускасу глаза и отрезали ему гениталии.
А вот на депутата самоуправления Клайпеды Вячеслава Титова, который, опираясь на исторические документы, заявил, что Раманаускас был причастен к убийству около 8 тысяч мирных жителей, завели уголовное дело, приговорили к штрафу в 11 тысяч евро и лишили депутатского поста. В свою очередь, бывший офицер НКВД Нахман Душанский, участвовавший в задержании Раманаускаса-Ванагаса, утверждал, что тот участвовал в резне поляков и убийствах евреев. Однако Душанского в 90-х в Литве произвели в «военные преступники», и Вильнюс потом долго, правда, безуспешно добивался у Израиля его выдачи.
В общем, правительство Литвы постаралось сделать вид, что «не услышало» слов посла Макдональд, что вполне себе ожидаемо. И, скорее всего, высказывание посла так и останется разовой акцией, тем более что до сих пор США не проявляли особого рвения в наказании нацистских преступников. Так, историк Наталья Селюкина напоминает, что в 60-х Вашингтон проигнорировал ноту СССР, потребовавшего выдачи вышеупомянутого Минского Мясника Импулявичюса, нашедшего после войны убежище именно в США. «Нота была опубликована в печати. Началась общественная кампания по изобличению военных преступлений командира литовского батальона и его бывших подчиненных. Тогда общественность США узнала, кого же приютило американское государство. Регулярные сообщения в СМИ и анонимные письма взаимно дополняли образ Импулявичюса. Так, из рассекреченных документов американских спецслужб известно об аморальном поведении, драках с его участием и пьянстве, в силу чего нацистский палач получил прозвище Майор Водка. Согласно всё тем же документам, Импулявичюс обвинения отрицал, называя происходящее пропагандой. А что касается ответа США на ноту советского правительства, то его не последовало ни до суда, ни после», – констатирует Н. Селюкина.
16 февраля в стране отмечали 106-ю годовщину провозглашения Литовской Республики. Наряду с официальными праздничными мероприятиями вечером в этот день в Вильнюсе состоялось традиционное уже факельное шествие, проведенное молодежной организацией Pro patria. Участники шествия, которых набралось свыше тысячи человек, кричали «Литва – для литовцев!» и подняли плакаты «Стоп массовой миграции!», «Вместе против русского мира!», «Литва не будет подстраиваться под приезжих!». Также участники шествия возглашали славу «лесным братьям» и клялись не позволить никому «порочить» их память.
Это, так сказать, «низовая» инициатива. А вот и свежие действия литовских властей: в начале года был окончательно разрушен мемориал павших советских солдат, находившийся на Анткальнисском кладбище в Вильнюсе. Там похоронено свыше 3 тысяч погибших воинов. В 2022 году по приказу тогдашнего мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса мемориал был изуродован – демонтировали шесть стел, являвшихся его элементами. Тогда не помогло и заступничество комитета ООН по правам человека, призывавшего хоть на время оставить мемориал в покое. Недавно же памятник добили – уничтожили постамент и декоративное оформление Вечного огня.
Вообще, за последние годы в Литве были уничтожены десятки памятников советским солдатам. Ликвидация советского мемориального наследия стала высшим проявлением русофобии литовских властей. Одно дело переименовывать, скажем, улицы. Но вот потревожить покой павших не всякая рука поднимется. У литовских чиновников – поднялась, не дрогнула…
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram