Туркменистан: прозападная «многовекторность» – на смену нейтралитету? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

Туркменистан: прозападная «многовекторность» – на смену нейтралитету?

Похоже, и на улицах Анкары наступил «праздник»: 1-2 марта в рамках рабочего визита председателя Халк Маслахаты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Турцию и его участия в третьем Анталийском дипломатическом форуме политик сделал заявление, которое крайне долго и с огромным нетерпением ждал президент Реджеп Тайип Эрдоган.

Так, Г. Бердымухамедов сообщил, что в формате саммита, посвященного 300-летию поэта Махтумкули Фраги, на котором пожелал присутствовать и турецкий лидер, Туркменистан, возможно, наконец-то станет полноправным членом Организации тюркских государств.

Как известно, вопрос вхождения в качестве члена в ОТГ этого тюркского государства, являющегося с 2021 года лишь ее наблюдателем, всегда остро стоял на повестке дня объединения, поскольку Ашхабад неоднократно заявлял о приверженности к сохранению статуса нейтрального государства на фоне явных устремлений ОТГ насытить свою деятельность именно военно-политической компонентой.

Удивительно, что миролюбивый Туркменистан, ещё недавно руководствовавшийся исключительно экономическими интересами в данной организации, сейчас совсем не останавливает перспектива «под флагом» Турции – страны-члена НАТО стать частью той мощной силы, которая стремится обратить этнорелигиозную близость членов организации в агрессивный военно-политический инструмент, действующий в своих хищнических интересах в глобальных политических «играх».

Недаром же сразу после избрания Реджепа Эрдогана на новый президентский срок в июне прошлого года его самая первая часовая встреча, да ещё и в закрытом режиме (не для всех ушей), состоялась именно с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Тем не менее такие «подводные камни» от членства в ОТГ, видимо, не особо смущают туркменское руководство.

В частности, на Анталийском дипломатическом форуме туркменский председатель Халк Маслахаты обозначил, что «нейтралитет способен стать позиционным плацдармом для здоровых и ответственных сил, позволяет урегулировать конфликтные ситуации и продемонстрировать, что возникающие разногласия, какими бы сложными и пролонгированными они ни были, можно решить мирными методами и переговорами».

В вышеназванных целях еще в сентябре 2023 года на сессии Генассамблеи ООН Туркменистан предлагал выработать Стратегию глобальной безопасности, а помощь в разрешении конфликтов и выхода из сложных ситуаций, отмечал он, может оказать Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии со штаб-квартирой в Ашхабаде.

Исходя из намеченных стратегических задач, становится очевидным то, что в настоящее время Ашхабад как никогда тяготеет к многовекторности во внешней политике, стремясь, некоторым образом, отойти от динамичного плодотворного взаимодействия с Россией и Китаем, особенно в части использования этих стран в качестве единственных маршрутов для экспорта своих энергоресурсов.

К слову, все еще помнится тот эпизод, когда на посыл одного из российских дипломатов (в рамках намечающегося проекта «тройственного газового союза») о возможности расширения взаимодействия в газовой сфере ввиду проявленного к нему интереса иных стран, представитель государственного концерна «Туркменгаз» выразил озабоченность, что в данном контексте «затрагиваются интересы других государств, в том числе Туркменистана». Более того, он указал тогда, что «Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Китай в течение длительного времени осуществляют взаимодействие по транспортировке природного газа из Центральной Азии в КНР по трем веткам газопровода «Туркменистан – Китай» с четко согласованными объемами, сроками, экономическими и техническими параметрами. И никаких источников газа из других стран для заполнения трубопровода не предусмотрено».

Собственно, вследствие обозначенных причин на все том же мартовском мероприятии в Анталии Г. Бердымухамедов также упомянул и о том, что Туркменистан работает над реализацией транспортных и транзитных проектов, проходящих через Каспийское и Чёрное моря, объединяющих Европу, Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион в единую транспортную систему.

И действительно: в рамках данного мероприятия Р. Эрдоган и Г. Бердымухамедов подписали меморандум о взаимопонимании и письмо о намерениях по сотрудничеству в области природного газа.

По оценке председателя Халк Маслахаты, «Туркменистан обладает четвёртыми по величине в мире запасами природного газа. В частности, запасы туркменского месторождения Галкыныш составляют 27 трлн кубометров газа, поэтому у нас есть политика диверсификации маршрутов экспорта».

Г. Бердымухамедов полагает, что газ из Туркменистана может поступать в Турцию и Европу либо через Каспийское море и Азербайджан, как только его страна и Азербайджан заключат соглашение о морской границе, либо через существующую трубопроводную инфраструктуру.

Разумеется, реализация намеченных планов может позволить Турции превратиться в газовый хаб, а Европейскому союзу – избавиться от российской газовой зависимости. ЕС уже подписал меморандум о взаимопонимании с Азербайджаном, граничащим с Туркменистаном по Каспийскому морю, с намерением удвоить импорт газа из этой богатой энергоресурсами страны Южного Кавказа. Кстати, некоторые эксперты пошли в своих предположениях еще дальше, отмечая, что в этих своих действиях Ашхабад стремится идти по проторенному пути и походить на Баку.

Между тем туркменскому руководству стоит понимать, что, несмотря на все выгоды, Европейский союз в лице огромного числа международных организаций все равно потребует от него неукоснительного соблюдения прав и свобод человека («угнетенных» журналистов, представителей ЛГБТ-сообществ), гендерного равенства и прочих установок, призванных не сплотить, а расшатать местное население, провоцируя его к участию в «цветной революции».

Недаром только за последнее время в Туркменистане наблюдается бесчисленное количество мероприятий, посвященных повышенному вниманию гражданских прав и свобод с участием множества международных организаций, в том числе ООН, ОБСЕ, посольств западных стран.

Например, в конце февраля Комитет по применению стандартов Международной организации труда опубликовал доклад Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций об использовании принудительного труда в странах мира, где отметил продолжающееся широкомасштабное использование принудительного труда во время хлопкоуборочных кампаний и неспособность туркменского правительства добиться значимого прогресса в этом вопросе.

Или же Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин изложил свои выводы о ситуации в стране, где указал, что «в Туркменистане нет законодательства, касающегося гендерного насилия, а также комплексной превентивной стратегии, поэтому необходимо без дальнейших проволочек принять законы, конкретно определяющее и криминализирующее все формы насилия в отношении женщин, включая насилие в семье».

В результате в Ашхабаде в рамках ПРООН даже прошёл брейн-ринг на тему лидерства дам в борьбе с изменением климата в преддверии Международного женского дня, который «послужил платформой для продвижения ведущей роли женщин и девочек в адаптации к изменению климата и смягчении его последствий, а также для поощрения экологически устойчивого образа жизни среди молодежи в поддержку национальных усилий по борьбе с изменением климата».

Однако, несмотря на все приложенные туркменской стороной демонстративные усилия в этом направлении, коллективный Запад продолжает раскачивать обстановку внутри страны, пытаясь вызывать ненависть простого населения к её руководству.

Не далее как 4 марта Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека опубликовал обращение к генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Шмид, которая в скором времени посетит Туркменистан. В нем правозащитники, представляющие организации из разных стран, призвали генсека обратить внимание на продолжающиеся преследования журналистов и активистов со стороны властей страны и отказаться от расширения сотрудничества с Ашхабадом до тех пор, пока в Туркменистане не будет достигнут значимый и измеримый прогресс в решении серьезных проблем в сфере прав человека и т. п.

Как тут не вспомнить любимые строки главы Туркменистана Сердара Бердымухамедова из стихотворения поэта Махтумкули Фраги «Обращение к человечеству»:

«Спит человек иль бодрствует, – он будет

Глубоко верен замыслам своим»...

Выводы, как говорится, на усмотрение читателя...

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
24980
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика