Массовая гибель людей в ходе террористического акта в «Крокус Сити Холле» ребром ставит вопрос о контроле над миграционными потоками из Средней Азии. Без его установления гарантировать, что подобные события не повторятся, невозможно.
По предварительным данным, как минимум четверо из террористов, совершивших теракт, являются гражданами Таджикистана, которые были зарегистрированы в Ярославской, Ивановской и Самарской областях. Большинство из них достаточно молоды и родились в период или после распада СССР. А значит, ни о каком проживании в общем с Россией государстве уже не помнят. Судя по кадрам оперативной съемки, они плохо или вообще не говорят по-русски. Для допроса одного из задержанных, как явствует из опубликованных кадров, потребовался переводчик. Наличие у задержанных и подозреваемых гражданства России отрицается органами внутренних дел, но следствие пока в самом начале.
Несмотря не весь ужас произошедшего, ничего странного в таком развитии событий нет. Плохо, а зачастую и вовсе не контролируемая иммиграция в Россию из стран Средней Азии с их молодым и быстрорастущим населением, совершенно не адаптированным к жизни в РФ и в массе своей не намеренным ассимилироваться, в конце концов не могла не привести к чему-то подобному.
До сих пор наиболее опасным считались массовые столкновения иммигрантов с местным населением из-за бытовых конфликтов или криминальных инцидентов, по типу тех, что в октябре 2013 г. произошли в Западном Бирюлёво. Однако военное положение, в котором Россия де-факто находится после начала СВО, внесло в ситуацию свои коррективы. Судя по тому, что террористы, совершив свое злодеяние, направлялись в сторону украинской границы, их для организации массовых убийств использовали зарубежные спецслужбы, та же СБУ.
Первый тревожный звонок по поводу возможных терактов прозвучал 7 марта, когда ФСБ сообщила о ликвидации в деревне Коряково Калужской области ячейки афганского подразделения ИГИЛ* «Вилаят Хорасан». По данным пресс-службы ведомства, члены ячейки планировали осуществление терактов в отношении одного из культовых еврейских учреждений г. Москвы и попали в поле зрения спецслужб в связи с тем, что собирали соответствующую информацию. При задержании они оказали сопротивление и были ликвидированы.
Кадры оперативной видеосъемки в деревенском доме, где проживали экстремисты, демонстрируют холодное и огнестрельное оружие, патроны к нему, емкости с горючими веществами и карту Подмосковья. Двое ликвидированных – 35-летний Сабит Аширалиев и 32-летний Джанибек Таскулаев – оказались гражданами Казахстана, которые прибыли в Россию 28 февраля. Время прибытия указывает на то, что теракт готовился к президентским выборам.
Предупреждение американского посольства в России о том, что «экстремисты планируют в ближайшее время атаковать большие собрания в Москве, включая концерты, и гражданам США следует рекомендовать избегать больших собраний в течение следующих 48 часов», было размещено на его сайте именно 7 марта, после сообщения ФСБ о ликвидации ячейки «Вилаят Хорасан» в Калужской области. Странным является то, что в предупреждении говорится о возможности террористических атак на концертные залы, тогда как ликвидированные игиловцы, по данным ФСБ, готовились атаковать синагогу.
В «Крокус Сити» же 22 марта как раз должен был состояться концерт группы «Пикник» с симфоническим оркестром. Как американские дипломаты смогли предугадать планы террористов – очень интересный вопрос. Любопытно, что США поспешили возложить ответственность за теракт именно на «ИГИЛ-Хорасан», отводя внимание от других возможных акторов.
Руководитель Центра изучения афганской политики Андрей Серенко в связи событиями в Калужской области обращал внимание на то, что афганский филиал ИГИЛа начинает активную террористическую деятельность в России, направленную на проведение акций с массовым убийством граждан РФ. Причем объектом их интереса становится не Северный Кавказ или юг России, а «Большая Россия», и в частности Москва. Особенно примечательным является его утверждение о том, что явный интерес у «Вилаята Хорасан» вызывает регион «дальнего Подмосковья», и со временем он будет все ближе сдвигаться к столице России. Случайно или нет, но именно в «дальнем Подмосковье» – Ивановской и Ярославской областях – была зарегистрирована часть тех, кто устроил теракт в «Крокус Сити». И связано это, вероятнее всего, с тем, что в этих регионах мигрантам проще избежать внимания правоохранительных органов, а столица находится недалеко – всего в нескольких часах езды на автомобиле.
Вопрос о том, случайно или нет исполнителями этого теракта оказались мигранты из Таджикистана, является риторическим. Объем текущей миграции из этой республики в Россию является огромным. По данным за 2022 г., в России на миграционный учет было поставлено почти 4,5 млн граждан РТ, из которых работу в качестве цели приезда указали 3,5 млн. Любопытно, что патенты на право ведения трудовой деятельности при этом оформили только 755 тыс. человек, или 21,4% от указавших в качестве цели прибытия на работу. А это означает, что на законных основаниях в России трудился лишь каждый пятый трудовой мигрант из Таджикистана. Разрешения на временное проживание, позволяющее находиться в России три года, оформили 51,6 тыс. человек, вид на жительство, который оформляется после РВП и через пять лет, что позволяет претендовать на российское гражданство, – 109,4 тыс. человек. Между тем две эти категории фактически уже являются постоянным населением России.
Особый вопрос – предоставление выходцам из Таджикистана российского гражданства, которое в последние годы приняло совершенно гипертрофированные масштабы. Если в 2017 г. российские паспорта получили 29 тыс. граждан этой республики, то в 2018 г. – 35,7 тыс., в 2019 г. – 44,7 тыс., в 2020 г. – 63,4 тыс., в 2021 г. – 103,7 тыс., то в 2022 г. – уже 173,7 тыс. За шесть лет число выходцев из Таджикистана, получивших российское гражданство, выросло в 6 раз! Всего же за шесть с половиной лет (данные МВД со второй половины 2023 г. недоступны) российские паспорта получили 537 тыс. граждан Таджикистана, что сопоставимо с населением среднего российского областного центра.
Наличие паспорта позволяет свободно передвигаться между двумя странами, не проходя положенный иностранцам таможенный контроль, выбирать себе место жительства в России и устраиваться на работу, не оформляя необходимые для мигрантов разрешительные документы.
Ни по одной другой республике Средней Азии таких темпов роста количества выданных российских паспортов не наблюдалось. В соседнем Узбекистане, например, число случаев предоставления российского гражданства выросло всего с 23,3 тыс. в 2017 г. до 27,2 тыс. в 2022 г. При этом, в отличие от Таджикистана, где русского и вообще европейского населения со времен гражданской войны 1992-1997 гг. почти не осталось, в Узбекистане до сих пор проживают более 700 тыс. русских, а всех восточных славян – более 800 тыс. человек.
Причиной же, по которой гражданам Таджикистана получить российский паспорт гораздо проще, чем выходцам из других стран Средней Азии, является существование договора о двойном гражданстве с Россией. Благодаря ему оформлять российское гражданство можно, не отказываясь от таджикистанского, что большую часть населения республики вполне устраивает.
Проблема в том, что столь значительные по объему миграционные потоки, к тому же при наличии у значительного числа мигрантов гражданства РФ, контролировать крайне сложно. Тем более в условиях, когда в Подмосковье уже начинают возникать иммигрантские анклавы, где концентрируется среднеазиатское население. Все это требует принятие кардинальных мер по пересмотру миграционной политики, без которых теракты, подобные совершенному в «Крокус Сити», грозят повториться.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram