Почему в «ИНТЕРТКАНИ-2024» не приняли участие Казахстан и Киргизстан? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.11.2024 |

Почему в «ИНТЕРТКАНИ-2024» не приняли участие Казахстан и Киргизстан?

Международная выставка легкой и текстильной промышленности «ИНТЕРТКАНЬ-2024. Весна», состоявшаяся в середине марта в Москве, была, можно сказать, рекордной по числу стран-участниц (12), их экспозиций и по тематике дискуссионной программы. Впервые в выставке участвовала Индия; вопреки антироссийским санкциям Рима, участвовали многие отраслевые компании Италии.

Но обращает на себя внимание, например, увы, традиционное отсутствие на этом форуме членов ЕАЭС. Например, Казахстана, где ситуация в легпроме едва ли не критическая, а её могла бы исправить отраслевая кооперация с другими странами Союза, особенно с РФ. Отсутствовали и экспозиции Армении, Киргизстана, в которых развитие текстиль- и легпрома ещё более зависит от кооперации в рамках ЕАЭС.

Не все ладно и в российско-белорусском сотрудничестве в этой отрасли. Взаимная кооперация развивается, но ее потенциал по-прежнему используется лишь частично. А насчет новых совместных проектов стороны дискутировали, что называется, в общем плане. Отмечая при этом широкие перспективы развития отраслевой кооперации.

Такой подход проявился, например, в рамках дискуссионной программы по химическим волокнам и нитям. В РФ, как отмечалось, по-прежнему высокая зависимость от их импорта и импорта продукции из этого сырья (в целом импорт в этой сфере составляет до 65% внутрироссийского спроса). В то же время в Белоруссии это направление в легпроме активно развивается, включая экспорт продукции и в РФ. По мнению президента Союза предпринимателей отрасли «Союзлегпром» Андрея Разбродина, в данной подотрасли «основой стратегии является сырьевая база – она у нас есть, но ее нужно очень серьезно использовать в кооперации с белорусскими коллегами».

В этой связи обсуждалось развитие подотрасли в Ульяновской области и особой экономической зоне «Моглино» (Псковская область), но конкретное участие белорусской стороны в этих проектах пока не обозначено. Вскользь упоминалось о востребованности партнерства с Белоруссией в льноводстве-льнопереработке на конференции «Лубяные мотивы в легкой промышленности».

       

Впрочем, в первой декаде марта «Беллегпром» предварительно договорился с производителями в Ставрополье высококачественной шерсти о её регулярных поставках на переработку в Белоруссию (Дагестан уже поставляет туда данное сырье). Не исключается белорусское участие в формировании шерстяного кластера в том же крае.

Однако в ходе форума отмечалось, что пока не определены наиболее взаимовыгодные в ЕАЭС сферы кооперации в легпроме. В целом доля взаимопоставок готовой промышленной продукции между странами Союза незначительна (5,2% ЕАЭС-рынка), при этом темпы роста взаимных кооперационных поставок замедляются. И различные ограничения для развития кооперационных проектов в текстиль- и легпроме, выявленные ЕЭК еще в 2013 г., в значительной степени сохранились в 2023 г.

Зато лишь за два последних года (2022-23 гг.) в разы возрос российский импорт широкого ассортимента товаров текстиль- и легпрома, включая сырьевую и промежуточную продукцию. Лидеры поставок – Белоруссия и Узбекистан. Эта тенденция сохраняется наряду с ростом поставок из Китая, Киргизстана, Турции, Индии, стран Юго-Восточной Азии. Увеличиваются поставки в РФ – через дружественные и нейтральные страны – из Италии, Южной Кореи, ряда стран Восточной Европы.

В связи с этим многие эксперты отмечают, что ввиду ужесточения антироссийских санкций страны-поставщики (не только дружественные/нейтральные) стремятся всерьёз и надолго занять ниши, из которых из-за санкций ушли бренды стран Запада и прозападных стран. Чему способствует и небезызвестный «параллельный» импорт. А в таких условиях не может не ослабевать зарубежный интерес к совместным инвестпроектам с РФ (не только в легпроме), поскольку они не гарантируют быструю окупаемость.

Вполне конкретное мнение по такой ситуации высказала на форуме Вера Хмырова, директор департамента легпрома Минпромторга РФ: «…мы не видим интереса инвесторов вкладываться в крупные проекты по текстилю. То, что мы на некоем стагнирующем уровне в части индустрии тканей, это – факт». Отмечено также, что «да, «химики» идут в этот сегмент, но это бессмысленно, если не начнем инвестировать в ткани и прядение».

Впрочем, в этом контексте имеются нюансы. Узбекистанские источники по завершении «ИНТЕРТКАНИ» сообщили: с одной стороны, в 2022 году Узбекистан нарастил поставки текстильной продукции в РФ почти на 50% – до 1,2 млрд долл. Доля России в объеме экспорта текстиля выросла за год до 41%. А в 2023 г. страна нарастила экспорт этой продукции в РФ на 25%. Узбекистан вошел в пятерку ключевых поставщиков текстиля в РФ наряду с Китаем, Турцией, Азербайджаном и Южной Кореей. Причем уже в мае 2023 г. в России, по тем же данным, работало 44 торговых дома узбекских текстильных компаний, продукцию поставляло 250 предприятий. В текущем году, по мнению источников из РУз, следует ожидать увеличения этих показателей.

А с другой стороны, крупные российские компании «Снежная королева», Melon Fashion Group, I Am Studio «переносят производство из Китая в Узбекистан, делают заказы на наших фабриках: это экономически выгодно, удобно по логистике». Причем некоторые компании РФ «пошли дальше: так, в 2023 г. Kosto Line Holding (РФ) построила текстильный завод в Ферганской области». Предприятие будет «ежегодно выпускать около 21 тыс. тонн пряжи, ткани, мягких полотенец и постельных принадлежностей». В том числе для поставок этой совместной продукции в РФ.

Между тем сохраняется высокая зависимость легпрома от импортного оборудования: в РФ этот показатель превышает 80% и не первый год. Ситуация в этом сегменте усложняется потому, что, по имеющимся данным, в санкции и ограничения против РФ (и Белоруссии) к настоящему времени включены почти весь спектр промышленного оборудования и не менее 70% ассортимента товаров текстиль- и легпрома (включая сырьевые). Александр Мурычев, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, отметил в этой связи, что 22 декабря 2023 г. США ввели «новые санкции – в целом очень тяжелые для отрасли. Они касаются наших зарубежных партнеров, в том числе по экспорту. Вероятно, будут новые сложности и в расчетах, платежах». Причем де-факто или де-юре к новым санкциям США подключились большинство других стран «санкционной коалиции». А. Мурычев напомнил, что «уже 20 тысяч санкций было наложено на российскую экономику».

В конце 2023 – начале 2024 г. сообщалось о проблемах с проведением компаниями и финансово-экономическими структурами РФ внешнеторговых платежей с Китаем, Турцией, Индией, Узбекистаном, Арменией, Казахстаном, Киргизстаном. Это проблемы не системные, но риски вторичных санкций, периодически уже вводимых, вынуждают ряд стран ограничивать или временно прекращать взаиморасчеты с российскими партнерами. По крайней мере, это чаще распространяется на конвертацию платежей в долларах-евро в нацвалюты (и наоборот). Поэтому требуется, как отмечалось на форуме, коллективная выработка взаиморасчетного механизма, минимизирующего санкционные риски и воздействие вводимых первичных и вторичных санкций на торговые и кооперационные взаимосвязи.

Очевидно, что такой механизм должен быть не «сепаратной», а составной частью комплексной программы отраслевой и межотраслевой кооперации в текстиль- и легпроме ЕАЭС. Понятно, что с учетом известных геополитических и внешнеэкономических вызовов выработать именно такую программу стратегически важно.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
712
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика