Союзное государство России и Белоруссии 2 апреля отметило очередной День единения народов. Праздник был установлен в память о подписанном в 1996 году договоре о создании сообщества двух государств. Исторические подписи под документом поставили президенты Борис Ельцин и Александр Лукашенко.
Учреждённое 8 декабря 1999 года Союзное государство России и Белоруссии часто и в Москве, и в Минске называют наиболее тесной и прогрессивной формы евразийской интеграции, её локомотивом, образцом. Для этого есть немало оснований, хотя, говоря откровенно, союзный договор до сих пор остаётся неисполненным в важнейших своих положениях. Не создан единый полноценный парламент, другие органы госуправления. Многое из задекларированного пока не реализовано. Важно, однако, что базис объединения совершенствуется и в нормативно-правовом обеспечении, и в фактическом наполнении.
По итогам 2023 года наши страны нарастили взаимную торговлю товарами и услугами до $54 млрд. На январском заседании Высшего госсовета Союзного государства такую цифру назвал А. Лукашенко, отметив: «Это действительно исторический максимум. Достижение высоких показателей – во многом результат выполнения мероприятий 28 союзных программ, в рамках которых приняты принципиальные решения».
Россия нарастила инвестиции в экономику другой части Союзного государства за прошлый год до рекордных $5,1 млрд. Выросла в Белоруссии и численность организаций с российским капиталом – до 2312. Объём взаимной торговли вырос на 6,3% к уровню 2022 года.
«Эти цифры демонстрируют тесное экономическое сотрудничество стран в условиях внешнего давления», – констатировала представительница Белстата Алла Биленко.
Это действительно так. Президент России в поздравительной телеграмме белорусскому коллеге 2 апреля отметил: «За последнее время, несмотря на непростые международные условия, нам удалось многое сделать для развития многоплановых российско-белорусских связей и укрепления институтов Союзного государства».
Владимир Путин при этом обратил внимание на хороший эффект от скоординированных усилий в сфере внешней политики, обороны и безопасности. По его мнению, успех выполнения согласованных союзных программ обеспечил унификацию законодательства РФ и РБ на важнейших направлениях, создав основу для проведения единой макроэкономической и денежно-кредитной политики, для формирования общего социально-экономического пространства.
«В ходе январского заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства был утверждён новый комплекс мер по продвижению интеграционных процессов. Уверен, что его последовательная реализация отвечает коренным интересам россиян и белорусов, идёт в русле упрочения стабильности и безопасности на евразийском пространстве», – подчеркнул российский лидер.
На безопасности сделал акцент 2 апреля и А. Лукашенко. Посещая областной центр в Западной Белоруссии, он сообщил о подготовке оборонительных сооружений и прочих военных приготовлениях, но без территориальных претензий к соседним странам ЕС. «Мы готовимся к войне, я об этом говорю откровенно», – заявил он в Гродно. При этом предостерег: «Никому не верьте, что мы хотим воевать», напомнив об известном принципе: «Хочешь мира – готовься к войне».
Любопытно, что о подготовке интервенции из Белоруссии в Евросоюз активно заговорили месяц назад варшавский и вильнюсский центры белорусских политэмигрантов. Эти голословные заявления призваны дискредитировать Союзное государство и заставить Москву и Минск оправдываться.
Пока что эта пропагандистская атака не имеет успеха даже в Литве, власти которой всерьёз взялись за белорусских национал-радикалов, мечтающих о «беларускай Вильне». Всех этих «литвинистов» литовский Департамент госбезопасности взял на учёт и оформил на депортацию.
Всерьёз обсуждается лишь намерение интервенции из ЕС. Президент Франции часто проговаривает идею введения ограниченного военного контингента на Украину, где армия России проводит специальную военную операцию.
России на украинском поле битвы сейчас противостоит коалиция из полсотни государств, собранных США в отнюдь не музыкальную группу «Рамштайн». ОДКБ в СВО не участвует. Идея открыть в таких условиях «второй фронт» могла прийти в голову лишь политическим неудачникам, окончательно утратившим связь с реальностью.
Москва исходит из реалий и наращивает всесторонние связи с не-западным миром. Заявленные президентом США «адские санкции» оказались пшиком. Россия успешно диверсифицировала экспорт нефти и нефтепродуктов, леса и продукции деревообработки, газа (нарастив мощности СПГ) и многих других ликвидных на внешних рынках товаров.
По итогам 2023 года российский товарооборот с государствами БРИКС вышел на рекордные $294 млрд (41,4% объема российской внешней торговли). Из них $9 млрд составил экспорт сельхозпродукции – результат ответа на западные санкции.
Минэкономики Белоруссии тоже проинформировало о рекордах внешней торговли, несмотря на незаконные западные санкции. Констатируя 12-летний максимум в товарообороте по итогам 2023 года, оно отметило рост на 8,6 % до $83,4 млрд. «При этом экспорт достиг максимальных значений с 2012 года», – сообщило Минэкономики.
Белорусские товары присутствуют на рынках более 150 государств. Увеличение поставок сырья и материалов (в основном из России) позволило нарастить объёмы промышленного производства на 7,7%.
В 2024 году прирост белорусского экспорта запланирован на уровне 7,6%, а ВВП – на 3,8%. Правительство РФ запланировало экономический рост на 3,5%.
МВФ и другие западные недоброжелатели вынуждены срочно переписывать свои прогнозы, ухудшая свою давно скомпрометированную экспертную репутацию. В октябре МВФ прогнозировал рост российского ВВП на 1,1%, а в январе нынешнего года более чем удвоил этот показатель до 2,6%.
Такого не должно было произойти, ведь в начале 2022 года президент США снова заявил о «разорванной в клочья» российской экономике. Апокалиптические картины рисовали эксперты МВФ и ВБ, прочие завсегдатаи Давосского форума и разных клубов.
Обывателя пугали дефицитом еды, исчезновением возведённых для западного потребителя в культ пресловутых «брендов». По приказу как бы либеральных западных правительств компании США, ЕС и их сателлитов стали демонстративно покидать рынок Союзного государства, не считаясь с убытками, обязательствами по контрактам. Запад демонстративно вытер ноги о ВТО.
Reuters в марте сообщило, что убытки сбежавших из России иностранных компаний составили $107 млрд. Они были вынуждены продавать свои активы с дисконтом от 50%, зачастую за 10% от «досанкционной» стоимости. Убыток одной только французской Danone составил $1,3 млрд.
В ближайшем будущем, согласно западным предсказаниям, россияне и белорусы должны были быть нищими, голодными, голыми и босыми. Босиком им предстояло лишь ходить, потому что сборке продукции западного автопрома якобы не было альтернативы. Реальность оказалась иной. И отнюдь не только в автопроме, как показывают вышеприведенные цифры роста экономики Союзного государства.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram