Распространенная по всему миру проблема борьбы с коррупцией в маленькой Молдове имеет свои интересные особенности. Местные обычаи, среди которых кумовство и определенная специфика семейных отношений, зачастую перевешивают силу закона, весьма способствуют установлению уклада, который в этой республике, декларирующей стремление к европейской интеграции, напоминает скорее порядки среднеазиатских государств.
Как это ни покажется адептам евродемократии странным, но распространение коррупции в Молдове и бурный ее рост, переходящий в настоящий разгул, отмечен именно в тот период, когда во власти находятся партии, декларирующие путь страны на Запад, европейские идеалы и демократические ценности. Судя по всему, именно эти нарративы оказались наиболее удобными для сокрытия воровства, расхищения бюджета и взяточничества.
Начало этим процессам положил самый первый «проевропейский» премьер-министр Молдовы Влад Филат, который в итоге был отстранен от должности и приговорен к 9 годам тюрьмы за злоупотребление служебным положением и взяточничество. Чуть позже в стране установился олигархический режим Влада Плахотнюка, при котором уровень коррупции подскочил настолько, что вызвал недовольство не только у населения Молдовы, но и у западных кураторов. Компрометирующий «евроинтеграцию» Плахотнюк потерял власть, но оставался символом коррупции и воровства для последующих представителей молдавской власти. Правда, уже очень скоро пришедшим на его место представителям прозападной партии PAS удалось «переплюнуть» его и заставить население Молдовы сожалеть о временах «олигархического режима».
Победившая на президентских выборах 2020 года Майя Санду и получившая на досрочных выборах парламентское большинство партия PAS главным посылом своих избирательных кампаний делали именно борьбу с коррупцией. Однако по пришествии во власть они продемонстрировали мастер-класс кумовства и «серых схем» в экономике.
Наверное, именно с этой целью на должность вице-премьера и министра экономики и инфраструктуры был назначен вице-председатель президентской партии PAS Андрей Спыну, у которого сложилась устойчивая репутация главного мошенника действующей власти. По мнению многих молдавских экспертов и журналистов, когда-нибудь выяснится, что газовые аферы под руководством Спыну – это что-то покруче знаменитой банковской «кражи миллиарда», которая сделала Молдову печально знаменитой во всем мире. Закупки природного газа на европейских биржах по ценам, которые не оглашались под предлогом коммерческой тайны, привели к семикратному росту тарифов на природный газ, подняли в два раза тариф на электроэнергию и привели к рекордной инфляции в 34%. За всё это из своего кармана платили жители самой бедной страны в Европе.
Сейчас Спыну, который уже не вице-премьер, а всего лишь министр инфраструктуры, связывают с фирмой, которая собирается подмять под себя в Кишиневском аэропорту торговые структуры и магазины duty-free. Аннулировав концессию компании «Авиа-Инвест» на управление аэропортом, правительство PAS организовало тендер, условия которого были подогнаны под конкретного победителя – дочернюю компанию французской Lagardere Travel Retail. Судя по всему, регулярные любезные встречи Санду и президента Франции Макрона сыграли тут свою роль, вылившись в заключение оборонного сотрудничества между двумя странами.
Однако поднятый в СМИ шум, а также информация, что претендент на управление коммерческими площадями аэропорта зарегистрирован в одном из кишиневских общежитий, сыграли свою роль: тендер был отменен и назначен новый. Впрочем, это не помешало Спыну высказать уверенность, что Lagardere выиграет и новый тендер. И это понятно, так как никто не решается конкурировать с привилегированным участником конкурса.
Еще один интересный нюанс в этом конкурсе отметил экс-премьер Ион Кику. Лидер Партии объединения и развития Молдовы придерживается мнения, что объявленный конкурс нанесет ущерб государственному бюджету.
«В 2013 году аэропорт был передан в концессию со всеми его элементами, включая взлетно-посадочную полосу, инфраструктуру приема и выдачи багажа. Все это требует инвестиций. И что же они хотят сделать? Они хотят взвалить на плечи государства элементы, которые требуют инвестиций, чтобы государство ежегодно вкладывало деньги из госбюджета на взлетную полосу, а это десятки миллионов. То есть часть из этого комплекса, приносящую прибыль, предлагается раздать друзьям Майи Санду. То есть то, что приносит молоко и сливки – мы отдаем в концессию, «без особой коррупции», а то, что нужно кормить каждый день из госбюджета – оставляем нам», - заявил И. Кику.
Еще одна вопиющая схема, также связанная с тендером, проявилась в министерстве здравоохранения, руководимого представителем PAS Аллой Немеренко. По итогам организованного ею «тендера» государство заплатит в этом году за медицинские приборы для определения сахара в крови цену в 4 раза выше, чем в 2019 году, и в 2,3 раза выше, чем в 2021 году. При этом:
– если «коррупционеры» с 2019 года покупали медицинские тесты по 0,7058 лея/шт., то нынешние «борцы с коррупцией» в этом году решили платить по 2,86 лея за тест;
– если в 2019 году ланцеты предлагались поставщиком БЕСПЛАТНО, то в этом году Немеренко заплатит из бюджета 0,31 лея/шт;
– если в 2019 году поставщик предлагал БЕСПЛАТНО около 100 тысяч глюкометров, то в этом году пациентам с диагнозом «сахарный диабет» придется покупать их за свои деньги.
Подсчитать «экономию», которую принесла бюджету подобная «борьба с коррупцией», несложно. За аналогичный объем тестов и ланцетов государство заплатит в этом году на 81,2 млн леев (порядка 4 млн евро) больше, чем в 2019 г.
И это только если говорить о бюджетных деньгах. Однако большая проблема заключается в том, что из всех экономических агентов, выбранных PAS для поставки этих устройств, только один предлагает их по более низкой цене. Если больной сахарным диабетом пойдет в аптеку и по какой-то причине откажется от препарата, предлагаемого этой компанией, то ему придется заплатить из собственного кармана от 0,45 до 5,07 лея за штуку.
Можно легко подсчитать, во сколько обойдется пациенту, нуждающемуся хотя бы в трех тестах в день, эта «экономия», устроенная Немеренко. То же самое касается и ланцетов, где еще придется доплачивать за пациента.
То, что в правящей партии, в правительстве много воров, сегодня в Молдове мало кто сомневается. При этом многие задают обоснованный вопрос, куда смотрит Майя Санду? Ведь сегодня во власти ее партия, ее правительство, она – глава этого режима, который многие уже называют ее именем. Она обязана знать и понимать, что происходит в стране. Служба информации и безопасности (СИБ) при всей ее низкой репутации что-то все-таки докладывает президенту про коррупцию, которая официально признана угрозой национальной безопасности.
Впрочем, и сама СИБ также дает поводы для того, чтобы ее не воспринимали всерьез в качестве борца с коррупцией. Одним из таких поводов стал тендер, объявленный СИБ на закупку… туалетной бумаги. Последняя будет трех видов: «чистый целлюлозный продукт премиум-класса» (видимо, для начальства), «продукт, не содержащий химических компонентов» (для средних чинов) и самый обычный пипифакс для рядовых сотрудников. Примечательно, что по ориентировочным подсчетам на каждого сотрудника СИБ в день придется по два рулона гигиенического средства в течение года. Выводы из этого каждый может сделать сам!
Надо признать, что в PAS отдают себе отчет: для сохранения, а точнее спасания собственного имиджа надо что-то срочно предпринимать. 1 апреля Антикоррупционный департамент провел обыски в офисах таможенной службы столичного аэропорта. В числе задержанных таможенников по делу о взятках оказалась дочь депутата PAS Виктории Казаку. Объявил об этом формальный лидер правящей партии, занимающий также пост спикера парламента, Игорь Гросу, потребовав у депутата сдать мандат. Характерно, что при всех прежних грехах членов правящей партии Гросу «молчал в тряпочку». Судя по всему, приближение очередного периода выборов заставляет власти как-то изображать «борьбу с коррупцией». Впрочем, подобные красивые жесты вряд ли кого-то введут в заблуждение.
Очевидно, что в год президентских выборов и референдума за евроинтеграцию многочисленные разоблачения, а также присутствие рядом с Санду таких персон, как Спыну и Немеренко, компрометируют ее и подрывают предвыборные позиции. Но Майя Санду молчит и терпит.
Очень сложно объяснить происходящее с логической точки зрения. Тут или Спыну очень крепко держит Санду неким компроматом, или Санду имеет свою долю во всех этих махинациях. Иначе придется признать, что Молдовой руководит некомпетентный и недалекий человек.
В любом случае коррумпированность команды Санду, ее неспособность эффективно решать внутренние и внешние проблемы дорого обходятся Молдове.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram