Война с Японией 1904-05 гг. в целом шла для России неудачно – особенно на море. Но и тогда были продемонстрированы примеры успешных операций, соединивших в себе продуманность замысла с профессионализмом и героизмом офицерского и рядового состава. Один из примеров такого рода – деятельность Владивостокского отряда крейсеров (ВОК), нанёсшего мощные удары по снабжению Японии и оттянувшего на себя большую японскую эскадру, которая долго ловила дерзкий русский отряд. Стоит вспомнить об этой страничке отечественной истории, которой сейчас исполняется ровно 120 лет.
Неудачный дебют
К началу войны с Японией большая часть российских военно-морских сил на Тихом океане оказалась стянута в Порт-Артур на северном побережье Жёлтого моря. При этом из состава Тихоокеанской эскадры был выделен особый крейсерский отряд, базировавшийся во Владивостоке – недавно основанном, но очень быстро развивавшемся порту в российском Приморье. У такой диспозиции был глубокий смысл, ибо переведённые во Владивосток корабли «Рюрик», «Россия» и «Громобой» изначально создавались не столько для эскадренного боя, сколько для охоты на вражескую морскую торговлю. Эти броненосные крейсеры являлись для того времени настоящими гигантами: водоизмещением в 11-12 тысяч тонн, они были достаточно вместительны для того, чтобы брать на борт такое количество угля, что позволяло совершать без бункеровки походы дальностью в 7-8 тыс. морских миль, находясь в автономном плавании до ста суток.
Действуя из Владивостока, «Рюрик», «Россия» и «Громобой» могли очень быстро достигать берегов Японии – островного государства, крайне зависимого от внешних поставок. В начале XX века такая зависимость была ещё сильнее, чем сейчас, ибо национальная японская промышленность была развита очень слабо. Другими словами, с началом войны нарушение внешних японских коммуникаций стало первостатейной задачей. За несколько месяцев до начала боевых действий главнокомандующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Оскар Старк счёл необходимым усилить отряд во Владивостоке бронепалубным крейсером 1-го ранга «Богатырь». Это был крейсер иного типа, нежели «Рюрик», «Россия» и «Громобой», – он создавался не как «истребитель торговли», а в качестве «дальнего разведчика при эскадре». Впрочем, действовать на вражеских коммуникациях он тоже вполне был способен.
Война началась в ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 г. с нападения японских миноносцев на эскадру в Порт-Артуре. Сразу после этого командир ВОК капитан 1-го ранга Николай Рейценштейн получил приказ: «Отряду начать военные действия и нанести возможно более чувствительный удар и вред сообщениям Японии с Кореей». Поскольку корабли заранее были подготовлены к походу, они смогли выйти в море уже 27 января. Однако первые три похода к берегам Кореи и Японии, совершенные до начала марта, оказались малорезультативными. За это время удалось лишь потопить один небольшой японский пароход и обстрелять другой. Рейценштейн доносил царскому наместнику на Дальнем Востоке вице-адмиралу Евгению Алексееву: «Двукратное крейсерство дало право предполагать, что присутствие здесь нашего отряда не помешает японцам вести операции в Японском море; они их тут и не ведут. Войск в Гензан не перевозят, торговли и перевозки грузов у корейского берега нет; пройдя по всему берегу Кореи, видя все бухты ясно, не усмотрено ни одной сигнальной станции, что тоже подтверждает отсутствие операций».
Японские войсковые транспорты идут ко дну
Однако офицеры крейсерского отряда придерживались иного мнения и роптали на Рейценштейна за его нерешительность: по их мнению, тот действовал чересчур уж осторожно и воздерживался от тщательного осмотра вражеского побережья. Апофеозом беспомощности Рейценштейна стал факт бомбардировки 6 марта японской эскадрой вице-адмирала Хиконодзё Камимуры Владивостока, приведшей к гибели одной женщины и ранению пяти матросов. Корабли же ВОК вышли в море слишком поздно, когда японская эскадра уже скрывалась за горизонтом.
Новый командующий Тихоокеанским флотом Степан Макаров распорядился заменить Рейценштейна «рисковым» Карлом Иессеном. При новом командире дело пошло: четвёртый поход ВОК, состоявшийся в апреле, увенчался успехом. Что особенно обидно для японцев: 11 апреля 1904 года владивостокцы сошлись с Камимурой в густом тумане почти вплотную, но успешно разминулись с куда более сильным неприятелем. Русские знали о близком присутствии врага благодаря перехваченным ими и прочитанным японским радиограммам.
Соблюдая, в отличие от японцев, режим радиомолчания, отряд Иессена оторвался от Камимуры, вышел на коммуникации противника и потопил три японских судна. Одним из них оказался войсковой транспорт «Кинсю Мару», перевозивший на фронт 9-ю роту 37-го японского пехотного полка. Кроме того, на одном из пароходов удалось завладеть японским секретным телеграфным кодом. Получив его в свои руки, русские специалисты разобрались в порядке составления японских радиограмм, существенно упростив в дальнейшем обработку перехватываемых депеш.
Однако далее произошла трагическая и нелепая случайность, в дальнейшем отразившаяся на судьбе ВОК самым негативным образом. 15 апреля Иессен на крейсере «Богатырь» отправился в залив Посьета к юго-западу от Владивостока, чтобы встретиться с представителями русского сухопутного командования и обсудить с ними вопросы обороны города. В густом тумане крейсер, шедший по настоянию Иессена недопустимо большой в этих условиях 10-узловой скоростью, налетел на скалы у мыса Брюса в Амурском заливе. Корабль хоть и с большим трудом, но удалось спасти. Однако он основательно пропорол себе брюхо и вышел из строя до конца войны. Отряд, и без того уступавший противнику в численности, оказался очень ослаблен.
На русский флот начали сыпаться ужасные беды: незадолго до того в Порт-Артуре погиб талантливый флотоводец Макаров – его броненосец «Петропавловск» налетел на мину и затонул. Назначенный ему на смену вице-адмирал Николай Скрыдлов отстранил Иессена от командования крейсерским отрядом и назначил ему на смену контр-адмирала Петра Безобразова. Пятый поход, совершённый под началом Безобразова, выдался исключительно удачным. Выйдя в море 30 мая, крейсера двумя днями позже оказались у острова Цусима. Здесь пролегала основная транспортная артерия, по которой осуществлялось «питание» Японии. Но неподалеку же находилась и бухта Озаки, где базировался Камимура. По разным румбам горизонта виднелись дымки из судовых труб. Русские корабли, разделившись, начали охоту, и вскоре «Громобой» обнаружил и потопил японские транспорты «Идзума-Мару» (он вёз с фронта в Японию больных и раненых – их переправили на борт русского крейсера) и «Хитачи-Мару».
Четырехмачтовый «Хитачи-Мару» перевозил 1095 солдат и офицеров императорской гвардии, 320 лошадей и 18 тяжёлых 11-дюймовых гаубиц, предназначенных для осады Порт-Артура. Этот пароход не хотел сдаваться, и «Громобой» открыл огонь, пустив его ко дну. Из 1330 человек, находившихся на борту «Хитачи-Мару», выжило лишь около 150. Позже в Японии получил распространение пропагандистский плакат, изображавший полковника Сучи, сжигающего на палубе гибнущего «Хитачи-Мару» флаг своей части, чтобы он не достался русским.
В свою очередь, «Рюрик» предупредительными выстрелами остановил войсковой транспорт «Садо-Мару», доставлявший 1258 солдат и офицеров (в том числе 867 членов инженерного батальона), оборудование для связи, 21 понтон и две тысячи тонн риса. На этом судне началась паника, люди бросались массами в шлюпки, переворачивавшиеся под их тяжестью и тонувшие. Японские офицеры на «Садо-Мару», с которыми русские завязали переговоры о сдаче, всячески пытались их затянуть, рассчитывая на подход эскадры Камимуры. В итоге «Рюрику» пришлось пустить в этот транспорт две торпеды, а далее русские спешно ушли в Японское море, пребывая в уверенности, что «Садо-Мару» обречён. Взрывами были убиты 239 японцев, но судно не затонуло и затем дрейфовало в течение 30 часов, пока не село на мель у острова Окиносима.
Камимура, устремившийся в погоню, так и не догнал ВОК. А 3 июня русские крейсера досмотрели и взяли в качестве приза английский пароход «Аллантон», везший груз угля на базу японского флота. Затем Безобразов произвел осмотр ещё ряда судов у японских берегов. От устья пролива Цугару, отделяющего друг от друга японские острова Хонсю и Хоккайдо, отряд взял курс на Владивосток. «Решение это адмирал Безобразов объясняет тем, что приходилось считаться с запасами угля и возможными непредвиденными случайностями, в особенности с возможной встречей на пути неприятельской эскадры», – пишет военно-морской историк Всеволод Егорьев, служивший тогда мичманом на «России». Эта успешная операция вызвала негодование японской общественности, обрушившееся на Камимуру.
Переполох у берегов островной державы
Шестой поход ВОК, имевший место с 15 по 20 июня 1904 года, оказался далеко не столь эффектным, как предыдущий, но и не совсем бесполезным. 17 июня отряд вошёл в корейский порт Гензан (ныне Вонсан) и потопил стоявшую на рейде японскую шхуну и каботажный пароход. Однако и русские понесли потери – сопровождавший крейсера маленький миноносец № 204 из-за навигационной ошибки вылетел на камни и спасти его не удалось. На отходе из Гензана «Россия», «Рюрик» и «Громобой» встретили эскадру Камимуры, но, пользуясь закатом, успешно оторвались от вражеских крейсеров, а атака японских миноносцев оказалась безуспешна.
На пути во Владивосток ВОК захватил в качестве приза английский пароход «Чельтенхэм», который перевозил лес для строившейся японцами военной железной дороги Фузан-Сеул-Чемульпо. А одновременно русские миноносцы № 203, № 205 и № 206 устроили набеговую операцию к берегам Японии, перехватив четыре японских шхуны, вёзшие разные товары.
Офицеры крейсера «Громобой»
22 июня флагманская «Россия» вновь подняла флаг Карла Иессена, а адмирал Безобразов (у него были серьёзные проблемы со здоровьем) перешел на продолжавший ремонт «Богатырь». На сей раз крейсера отправились непосредственно «в пасть льва» – успешно проскользнули прямо под носом у неприятеля проливом Цугару и вышли в Тихий океан. Русский отряд прошёлся у восточного берега Японии частыми граблями, перехватывая направлявшиеся в страну суда. Среди них оказался, в частности, английский пароход «Найт коммандер», перевозивший рельсы, мостовые конструкции и вагонные колеса для железной дороги, которой японцы намеревались доставлять войска на линию фронта. «Найт коммандер» русские потопили, а большой германский пароход «Арабия» и английский «Калхас», на которых тоже обнаружили военную контрабанду, отправили с призовыми командами во Владивосток. Капитан одного из встреченных английских пароходов поведал, что русский отряд в силу его неуловимости в Европе называли не иначе как «эскадра-невидимка».
19 июля крейсера прибыли во Владивосток. Действия «России», «Рюрика» и «Громобоя» вызвали панику у наживавшихся на войне торговцев Японии, США, Англии. Очень выросла цена на фрахты в Японию, судоходные компании сократили или вовсе прекратили рейсы в островную державу, лондонские страховые общества перестали страховать суда от военного риска. Кульминация произошла, когда толпа озлобленных деловых людей собралась в Токио перед домом адмирала Хиконодзё Камимуры, назначенного охранять японские морские коммуникации, и сожгла его. Газеты Токио писали, что опозорившийся Камимура обязан совершить харакири.
А тем временем крейсерский отряд готовился к новому походу – навстречу русской Тихоокеанской эскадре, намеревавшейся прорываться из блокированного неприятелем Порт-Артура во Владивосток. Увы, Иессен не узнал вовремя, что в бою под Порт-Артуром эскадра разбита – частично её корабли вернулись в уже обречённый порт, где впоследствии и погибли, а частично интернировались в нейтральных гаванях. В итоге вместо соотечественников Иессен нарвался 1 августа в Корейском проливе на превосходящий отряд Камимуры.
Сначала «Рюрик», «Россия» и «Громобой» противостояли японским броненосным крейсерам «Идзумо», «Токива», «Ивате» и «Адзума», а позже к месту боя подтянулись бронепалубные крейсера «Нанива», «Такачихо». Разыгралась легендарная битва, вошедшая в летописи русского флота под названием боя в Корейском проливе или боя у Ульсана. Эта битва сама по себе заслуживает отдельного материала. Здесь же отметим основное – «Рюрик» героически погиб, не спустив флага, а тяжело повреждённые «Громобой» и «Россия» прорвались во Владивосток. На этом, в сущности, активная деятельность ВОК и завершилась, ибо из-за слабых мощностей ремонтной базы порта во Владивостоке восстановление кораблей растянулось на чересчур длительный срок.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram