В ходе состоявшегося 27 марта видеомоста Москва – Астана – Бишкек – Ереван – Минск на тему «Биобезопасность стран ЕАЭС» академик РАН, почетный профессор Кыргызской государственной медакадемии Геннадий Онищенко сообщил о том, что Россия профинансирует открытие в Кыргызстане современной лаборатории для развития биобезопасности.
По словам Г. Онищенко, планируется построить лабораторию, располагающую специальными возможностями современной базы, включая подготовку врачей, единые методики контроля, открытие современных диагностирующих центров, наличие вакцин, которые понадобятся при возникновении новых инфекций или вспышек действующих вирусов.
Строительство данного объекта предусмотрено в рамках меморандума о взаимопонимании по вопросам обеспечения биологической безопасности, подписанного КР и РФ во время визита Владимира Путина в Бишкек в октябре 2023 года.
В совместном заявлении лидеров Кыргызстана и России «отмечается важность проработки меморандума о взаимопонимании между кабинетом министров Кыргызстана и правительством России по вопросам обеспечения биологической безопасности. Подтверждается совпадение подходов двух стран в пользу неукоснительного соблюдения и последовательного укрепления Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении».
Открытие инновационной лаборатории также отвечает прошлогоднему заявлению Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности о недопустимости разработки биологического (бактериологического) и токсинного оружия на фоне современных вызовов в сфере биологической безопасности, включая возможность использования достижений в сфере биотехнологий не в мирных целях.
Ещё в ноябре 2022 года на саммите в Минске лидеры ОДКБ утвердили проект по созданию Комитета по биологической безопасности и единой службы радиационной, химической и биологической защиты. Однако в итоге его обсуждение было перенесено на следующий саммит в Астане в четвертом квартале 2024 года, поскольку создание данной структуры вызывает ряд вопросов у Астаны и Еревана.
И, наверное, не случайно: как известно, на территории этих двух стран существует целая сеть пентагоновских биолабораторий: в Армении насчитывается 12 объектов, а в Казахстане – 6.
Более того, при активном содействии и финансировании США в поселке Гвардейский Жамбылской области в Казахстане в 2025 году планируется такая же лаборатория, как и в китайском городе Ухань (откуда «вышел» COVID-19) – уровня BSL-4. Этот объект предусматривает очень высокий индивидуальный и общественный риск изучаемых вирусов (оспа, вирус Эбола, марбургский вирус), эффективных мер в борьбе с которыми на данный момент не существует.
Необходимо отметить, что кыргызская общественность в 2022 году устраивала возле посольства США митинги против строительства данной лаборатории для работы с особо опасными штаммами всего в 80 километрах от Бишкека.
Исходя из объективной оценки российских представителей, после начала проведения спецоперации на Украине Пентагон под видом так называемой модернизации местных научно-исследовательских институтов перенёс свои лаборатории с незавершенными проектами с территории незалежной в страны Центральной Азии и Закавказья. Ведущими специалистами уже доказано, что там американскими учёными проводятся бесчеловечные опыты с опасными заболеваниями и сбором биологических данных жителей Евразии – иначе говоря, ведутся эксперименты по созданию генетического оружия, направленного против определенных этнических групп.
В свою очередь, Кыргызстан по-прежнему остается последним бастионом постсоветского пространства, где официально запрещено размещение иностранных лабораторий. Хотя на территории государства разными методами «кнута и пряника» и совершались попытки построить биологическую лабораторию двойного назначения.
Так, в 2008 году Бишкеком было подписано соглашение «О сотрудничестве в области биологической защиты и безопасности» с Канадой, согласно которому на территории столичного Ботанического сада планировалось строительство биолаборатории BSL-3. Оттава была готова выделить на эту лабораторию со смертельными микробами от 30 до 60 млн долларов, а также определила подрядчика строительства – американскую компанию Smith Carter. При этом Кыргызстану запрещалось вмешиваться во внутренние процессы, связанные с деятельностью лаборатории.
Тем не менее вследствие возникшей в КР в 2010 году апрельской революции новое руководство страны под давлением местной общественности отказалось от идеи строительства данной опасной биолаборатории.
В 2016 году Китай подписал с Кыргызстаном соглашение о создании в «зелёном сердце» Бишкека карантинной, фитосанитарной и ветеринарной лаборатории с финансированием в размере 18 млн долларов. Позднее в том месте Ботанического сада, которое предназначалось для лаборатории, возник пожар, и проект постепенно сошёл на нет.
США также рассматривали возможность размещения трех лабораторий в Киргизии: на севере – в Нарынской области, на юге – в Оше и в Бишкеке.
Принимая во внимание, какую значимую роль придает местный социум вопросу строительства иностранных биолабораторий на территории и возле границ Кыргызстана, в 2023 году в Жогорку Кенеш был представлен на общественное обсуждение проект нового закона КР «О биобезопасности».
В документе определены основные задачи и принципы обеспечения биологической безопасности, виды биологических угроз, меры по правовому и международному регулированию. В зависимости от степени потенциальной опасности для здоровья человека и окружающей среды установлены группы опасности патогенных биологических агентов и запрещающие меры в обеспечении биологической безопасности.
Очевидно, что в условиях возникших опасных угроз со стороны коллективного Запада биобезопасность для Кыргызстана становится ключевой компонентой национальной безопасности. В тот момент, когда зарубежные государства занимаются активным строительством своих биолабораторий на территории постсоветского пространства для разработки биологического оружия, Бишкек вынужден создавать те же объекты в целях защиты от него.
Учитывая, что самостоятельно развивать данное направление не представляется возможным, Бишкек, хотя и не сразу (потребовалось некоторое время на обдумывание), решил принять помощь России – своего союзника по ОДКБ и стратегического партнера в рамках ЕАЭС. Тем более что Москва, в отличие от Вашингтона, предоставит соответствующую возможность контролировать все исследования, которые будут проводиться в этой биолаборатории.
Таким образом, Кыргызстан демонстрирует зрелую прагматичную политику взаимодействия с Россией не только в области отражения биологических угроз, но и в других ключевых сферах, открыто показывая иным государствам постсоветского пространства, которые стремятся усидеть сразу на нескольких стульях, своё отношение к союзнику по ОДКБ и ЕАЭС.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram