Гремучая смесь, или Когда временная и постоянная миграция – в одном «флаконе» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.11.2024 |

Гремучая смесь, или Когда временная и постоянная миграция – в одном «флаконе»

Осознав ту миграционную ситуацию, в которой спустя три десятилетия после распада СССР оказалась Россия, необходимо сделать из нее правильные выводы. И именно на их основе строить миграционную политику, с выработкой и осуществлением которой у России в последние годы обозначились крайне острые проблемы.

Прежде всего, необходимо помнить, что существуют два основных типа миграции, различающиеся по срокам, на которые люди переселяются и которые, соответственно, имеют совершенно разные последствия – временная и постоянная, или долгосрочная миграция. В различных аналитических и публицистических материалах эти типы миграции постоянно путают. Между тем они подразумевают совершенно разную политику по отношению к тем группам мигрантов, которые в них участвуют.

Трудовая миграция, необходимость которой для России обосновывается нехваткой рабочей силы, переселения на постоянное место жительства, а тем более с семьей, не подразумевает. Она должна носить именно временный характер – после завершения срока трудового контракта мигрант должен в обязательном порядке вернуться к себе на родину, как бы ему ни понравилось в России.

Мигранты приезжают именно с той целью, для которой и нужна трудовая миграция – для ликвидации дефицита рабочей силы, который может возникать в тех или иных сегментах экономики по разным причинам, отнюдь не обязательно связанным с текущим уровнем рождаемости и демографической ситуацией в принимающей стране. Нехватка кадров может возникать, например, в связи с повышением темпов экономического роста, а также реализацией крупных инвестиционных проектов, по окончании которых потребность в значительном количестве рабочих исчезает. Поэтому временная трудовая миграция, которая к тому же зачастую носит сезонный характер, совершенно необязательно предусматривает переселение в принимающую страну на постоянное жительство вместе с семьей.

При выработке новой миграционной политики России очень важно разграничить временную трудовую миграцию и переселение на постоянное жительство, которое в случае с коренным населением Средней Азии происходит сегодня целыми семьями и семейно-клановыми группами. Значительную часть проблем, которые ощущают на себе местные жители в местах концентрации мигрантов и формирования этнических анклавов, создает именно постоянная иммиграция, в которую со временем начинает перерастать трудовая. Именно постоянная иммиграция создает в местах массового вселения мигрантов нагрузку на социальную инфраструктуру – детские сады, школы, медицинские учреждения, где между местным населением и мигрантами случаются многочисленные конфликты на этнической почве. Кроме того, семейная иммиграция создает растущую нагрузку на бюджет в виде пенсий и детских пособий, размер выплат по которым превышает те экономические выгоды, которые дает трудовая миграция.

В этих условиях те меры, которые в самое ближайшее время необходимо предпринять в сфере миграционной политики, следует разделить на мероприятия в отношении постоянной и временной трудовой миграции. В сфере постоянной миграции необходимо прекратить массовое переселение в Россию коренного населения азиатских стран СНГ, которое в последние годы приняло большие масштабы. Для этого следует: 1) денонсировать те международные соглашения, которые создают правовую базу для получения российского гражданства, и, прежде всего, соглашение по двойному гражданству с Таджикистаном, позволяющее приобретать российский паспорт, сохраняя при этом таджикистанский. Именно это соглашение во многом способствует резкому увеличению числа случаев предоставления российского гражданства и переселения в РФ коренного населения Таджикистана на постоянное место жительства; 2) прекратить переселение в Россию коренного населения стран Средней Азии и Закавказья в рамках госпрограммы переселения соотечественников, поскольку его приток нарушает сложившийся в регионах России традиционный этнодемографический баланс; 3) переориентировать госпрограмму на переселение в Россию этнически и культурно близкого ей населения СНГ и дальнего зарубежья.

Отчасти мероприятия по ограничению участия в программе населения, не адаптированного к жизни в России, уже начали осуществляться. С 1 января 2024 г. в соответствии с указом президента России, участники программы переселения соотечественников должны подтверждать владение русским языком на уровне, «достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды». Подтвердить его можно документально или же в ходе собеседования со специальной комиссией, созданной МВД. При этом для населения русскоязычных стран – Украины, Белоруссии, Молдавии и Казахстана, которое владеет русским языком почти поголовно, подтверждать уровень владения русским языком не требуется. Вместе с тем языковые требования вводятся для участника программы (обычно им является глава семьи), а не всех ее членов, в отношении которых подобные критерии отсутствуют. Это ситуацию целесообразно исправить.

Программа переселения соотечественников явно нуждается в дальнейшей «донастройке». Ее целью должно быть переселение в Россию этнокультурно близкого населения, адаптация которого не потребует значительных усилий со стороны государства и общества. За рубежом до сих пор проживает многочисленное русское население, которое только в Узбекистане насчитывает около 700 тыс. чел. Отказ от его переселения в РФ с течением времени приведет к размыванию этнической идентичности диаспоры и постепенной ассимиляции.

Эмиграцией в Россию активно интересуется православное население США и Канады, а отдельные православные семьи уже перебрались в РФ. Адаптация таких переселенцев не будет представлять особых трудностей, поскольку они изначально ориентированы на интеграцию в российское общество. В целевых показателях программы необходимо прописать переселение именно такого, этнокультурно близкого большинству жителей России населения и на основании этих критериев оценивать ее выполнение.

Что касается временной трудовой миграции, то в отношении неё политика должна быть ориентирована на сокращение ее объемов и пристальный контроль за составом прибывающих. Если Россия в силу своих международных обязательств, а также по геополитическим и иным соображениям не может ввести с Таджикистаном визовый режим, как это 6 апреля сделала Турция, необходимо тщательно контролировать количество и состав трудовых мигрантов.

В рамках этих мер необходимо: 1) исключить "свободный" въезд трудовых мигрантов в Россию с целью самостоятельного поиска работы "на месте"; 2) для того чтобы исключить саму возможность самостоятельного поиска работы, запретить работодателям и частным лицам нанимать трудовых мигрантов на территории России по угрозой уголовного преследования; 3) возможность работать в России должны получить только те, кто у себя на родине прошел отбор и заключил контракт с работодателем, который несет ответственность за мигранта, включая обеспечение его возвращения на родину после окончания срока договора.

России это нужно? (массовые выступления на межэтнической почве в московском районе Бирюлёво Западное)

Отбор трудовых мигрантов для работы в России следует осуществлять в их родных странах российскими структурами, которые должны строго контролировать весь этот процесс и нести ответственность за его результат. Сдача экзаменов, которые сейчас необходимы для получения патента на право работы в РФ, также должна осуществляться в странах исхода и исключительно российскими организациями, отвечающими за каждого нанятого ими трудового мигранта. Контроль за сдачей экзаменов должен предусматривать возможность его проверки по видеозаписи.

Поскольку мигрант будет работать временно, основной акцент следует сделать на русском языке. Знание российского законодательства можно ограничить основными правилами поведения, а история России трудовым мигрантам, которые обязаны будут вернуться на родину, и вовсе ни к чему. Поскольку отбор мигрантов потребует их проверки на причастность к криминалу, необходимо тесное взаимодействие с местными правоохранительными органами и заключение соответствующих соглашений.

Возможно, что организованная таким образом трудовая миграция потребует введения квот, которые существуют сегодня для трудовых мигрантов из стран дальнего зарубежья. Иначе коммерческие компании, которые со временем адаптируются к новым правилам, смогут наладить законный массовый завоз трудовых мигрантов. Следствием этого может стать вытеснение местного населения с рынка труда в тех сегментах, где централизованный найм трудовых мигрантов окажется для работодателя более выгодным, чем работники из числа местного населения. Такая ситуация в ЖКХ, транспорте и некоторых других сферах местами наблюдается уже сегодня, а в будущем легализация трудовой иммиграции из южных стран СНГ может ее еще более усугубить.

Вопреки существующим стереотипам, сам по себе контроль за пересечением российско-казахстанской границы особой проблемы не представляет. Киргизия, Таджикистан и Узбекистан отделены от России огромными по протяженности казахскими степями, и при наличии соответствующих запретов их граждане просто не смогут купить билет на самолет или поезд, не говоря уже о попытке нелегально эту границу пересечь.

Важно создать такой правовой режим и систему контроля над реализацией его положений, которые позволяли бы использовать трудовую миграцию в случае реальной необходимости, не превращая ее при этом в фактор, способный поставить под вопрос безопасность и внутриполитическую стабильность России.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1877
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика