Начиная со второй половины марта, в Казахстане произошли беспрецедентные паводки, которые привели к затоплению территории ряда населенных пунктов и размыву автодорог в ряде регионов страны. По состоянию на 13 апреля режим чрезвычайной ситуации местного масштаба действовал в 8 областях и 33 населенных пунктах, включая города Атырау, Кокшетау, Костанай, Петропавловск и другие. По данным МЧС РК, оставались подтопленными 3957 частных жилых дома и 942 дворовые территории. Кроме того, вследствие 107 размывов и 98 переливов автодорог 73 населенных пункта находились без транспортного сообщения.
Основными причинами стихийного бедствия и его последствий стали, во-первых, резкое потепление вследствие изменения климата, повлекшее за собой обильное таяние снегов, и, во-вторых, непринятие уполномоченными государственными органами всех уровней необходимых своевременных мер для предотвращения или хотя бы минимизации уровня наводнений и нанесенного ими ущерба.
30 марта в Астане президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым было проведено совещание, по итогам которого был образован Республиканский штаб по координации противопаводковых мероприятий и ликвидации последствий паводкового периода во главе с премьер-министром Олжасом Бектеновым. Причем совещание было проведено в оперативном порядке по возвращении главы государства из рабочей поездки в Боао (КНР). Глава государства принес свои извинения согражданам, пострадавшим от паводков, и поручил оказать им материальную помощь. Все это можно расценить как проявление персональной ответственности президента за деятельность подчиненных ему госорганов и их должностных лиц.
Объявление Токаевым строгих выговоров и предупреждений о неполном служебном соответствии группе членов правительства и областных акимов свидетельствует, в частности, об отсутствии должного взаимодействия и координации между центральными и региональными органами власти. Хотя аналогичная ситуация также наблюдается в отношениях между как отдельными министерствами, так и акимами разных уровней. Очевидно также недостаточное использование или неиспользование разными госорганами единых подходов и методов антикризисного управления.
Все это создает серьезные основания для проведения новых кадровых изменений в госаппарате. Первым шагом в этом направлении стало введение в правительстве седьмой позиции вице-премьера с назначением бывшего советника президента Каната Бозумбаева. Судя по всему, такое решение обусловлено наличием у него большого опыта руководящей работы в центре и регионах и репутации антикризисного менеджера. Показательно, что Бозумбаеву поручено заниматься вопросами региональной политики, жилищно-коммунального хозяйства, чрезвычайных ситуаций и водных ресурсов. Тем самым на него возложена максимальная ответственность за устранение последствий ЧС.
Вместе с тем президентское замечание относительно халатности и непрофессионализма соответствующих чиновников способно повлечь за собой не только возможное снятие некоторых из них с занимаемых должностей. Так, с 6 апреля органами прокуратуры проводятся досудебные расследования в Актюбинской, Алматинской и Атырауской областях. В его рамках, в частности, устанавливаются причины затопления конкретных населенных пунктов, разрушения дорог, мостов, гидротехнических и других объектов, а также изучается целевое расходование бюджетных средств, своевременность и полнота планов по предотвращению паводков.
В целом процесс осуществления противопаводковой деятельности находится под личным контролем К.-Ж. Токаева, что влияет на своевременное принятие необходимых мер. Так, с 1 по 12 апреля президент лично провел три заседания Республиканского штаба, а также выступил с обращением к казахстанцам. Среди важных решений следует выделить поручения правительству использовать государственный материальный резерв, а также оперативно выработать эффективный механизм возмещения ущерба и разъяснить его всем пострадавшим.
Особый акцент в рамках противопаводковой деятельности сделан на осуществлении круглосуточной эвакуации жителей пострадавших регионов и оказании им различной помощи. На 13 апреля с начала наступления паводков было эвакуировано 102328 человек, включая 37537 детей. В пунктах временного размещения находились 6757 человек, из них 3148 детей. В пострадавшие регионы доставлено 1,1 тыс. тонн гуманитарной помощи, значительную часть которой собрали волонтеры. Правительством из чрезвычайного резерва выделены 405 млн. тенге, предназначенных для обеспечения жильем пострадавших жителей города Аркалык Костанайской области.
В аварийно-спасательных работах задействованы более 35,5 тыс. сотрудников госорганов, включая силовые структуры. Для координации противопаводковой деятельности на местах премьер-министром Олжасом Бектеновым и его заместителями осуществляются выезды в регионы. Сам глава правительства выезжал в Западно-Казахстанскую область, а его заместители Роман Скляр, Канат Бозумбаев и Серик Жумангарин – в Северо-Казахстанскую, Атыраускую и Актюбинскую области соответственно. Акимы пострадавших регионов периодически докладывают о ситуации непосредственно президенту, а также информируют местное население.
Подобные критические ситуации в Казахстане являются также фактором, влияющим на проявление гражданской активности и солидарности в обществе. Прежде всего, к участию в противопаводковых мероприятиях подключились более 25 тыс. волонтеров со всей страны. Главным образом они участвуют в эвакуации населения и размещении граждан в соответствующих пунктах, сборе и выдачи гуманитарной помощи, организации питания сотрудников экстренных служб, укреплении дамб и плотин и т. д. Кроме того, в фонд «Қазақстан халқына» от неравнодушных граждан и юридических лиц поступило 1,85 млрд тенге. Эти средства будут направлены преимущественно на строительство домов, разрушенных наводнением.
Содействие Казахстану в критической ситуации оказывают отдельные зарубежные страны. Прежде всего, соседний Кыргызстан направил 300 тонн гуманитарной помощи в Актюбинскую, Атыраускую, Западно-Казахстанскую и Костанайскую области. Готовность оказать Казахстану любую необходимую помощь выразила также Турция. С Россией, где паводками охвачена пограничная с Казахстаном Оренбургская область, достигнута договоренность на уровне глав государств о взаимодействии профильных ведомств по проведению мониторинга и прогнозирования ситуации и выработке и реализации скоординированных мер реагирования.
Благодаря всему этому уже удалось избежать гораздо худших сценариев развития стихийного бедствия. К тому же достигнуты отдельные положительные результаты. Прежде всего, в связи со стабилизацией паводковой обстановки был снят режим ЧС в Абайской и Павлодарской областях. В других регионах на 13 апреля отведена вода из 3129 жилых домов и 2033 дворовых территорий. В свои дома вернулись 10120 человек.
Вместе с тем имеется вероятность второй волны паводков в Акмолинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях. В ЗКО, к примеру, такие ожидания связывают с движением большого объема воды по руслу реки Урал со стороны России. В свою очередь, это обстоятельство также обуславливает важность взаимодействия по линии противопаводковых мероприятий местных властей и служб ЧС двух стран.
В целом казахстанским властям сейчас приходится одновременно бороться с паводками и их последствиями и, извлекая уроки из всего случившегося, уже принимать различные меры для недопущения подобного. В частности, 12 апреля в своем выступлении на заседании Национального совета по науке и технологиям президент Казахстана призвал максимально использовать потенциал науки в прогнозировании техногенных и природных катаклизмов. В свою очередь, это создает основу для соответствующего сотрудничества уполномоченных госорганов и представителей научно-экспертного сообщества. Следует также отметить начало работы Министерства водных ресурсов и ирригации РК по строительству 20 водохранилищ в 11 областях страны.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram