Приближение нового избирательного цикла в Молдове – президентских выборов осенью 2024 года и парламентских летом 2025 года – заставляет более пристально анализировать предвыборные расклады и шансы прозападной правящей партии PAS и оппозиции.
При этом, если с находящимися в данный момент у власти Майей Санду и поддерживающей ее PAS все более или менее ясно, то, говоря об оппозиции, пока сложно прогнозировать, кто из ее рядов сможет потеснить в борьбе за пост президента Санду и какая партия получит дополнительные места в парламенте.
Прежде всего, необходимо отметить, что оппозиция в РМ очень разнородна и чрезвычайно разобщена. На сегодняшний день Санду и К° противостоят не только коммунисты и социалисты, но и те партии, которые выступают за европейский путь развития Молдовы, и никакого парадокса в этом нет. Проевропейское политическое сообщество в стране представляет собой этакий «террариум единомышленников», в котором его обитатели в любой момент готовы «подсидеть» своих коллег в борьбе за право стать «любимой женой» в гареме Запада. Четыре года назад это в полной мере удалось М. Cанду и PAS, но сегодня результаты их правления просто-напросто дискредитируют идею евроинтеграции, и уже очевидно, что Запад почувствовал необходимость замены своих ставленников для спасения имиджа.
А замена такая есть в лице четырех проевропейских партий – Платформа DA, LOC, Партия перемен и CUB, уже объединившихся в политический блок и терпеливо поджидающих на берегу реки, пока мимо проплывет политический труп PAS. К этому можно добавить еще постоянную и жесткую критику Санду и PAS со стороны лидера Либерально-демократической партии, экс-премьера Филата, под началом которого стартовала политическая карьера нынешнего президента.
К сожалению, ситуация среди оппозиционных партий, которые не ориентируются на Запад, гораздо сложнее.
«На данный момент нет гарантий, что оппозиция в Молдове может договориться о выдвижении единого кандидата на пост президента», – заявил лидер Партии социалистов, экс-президент Игорь Додон, недавно переизбранный на пост председателя ПСРМ. «Оппозиционные партии должны до мая определить, будут ли они выдвигать единого кандидата на выборах президента, а также огласить его имя... Пока нет гарантий, что силы оппозиции смогут договориться. Проблема заключается еще и том, что участие в президентских выборах повышает рейтинг партий перед выборами в парламент, которые должны состояться в 2025 году», - заявил он в телеэфире частного телеканала.
При этом И. Додон готов поддержать в качестве единого кандидата от оппозиции на должность президента бывшего генпрокурора Александра Стояногло, отстраненного от должности по открытому представителями PAS уголовному делу. Однако кандидатура Стояногло вряд ли сможет получить необходимую поддержку на выборах. Несмотря на репутацию несправедливо пострадавшего от властей, он не относится к титульной нации. Тем не менее позиция Додона достаточно конструктивна хотя бы в плане отказа от собственных президентских амбиций ради недопущения Санду до второго президентского срока.
Как заявил лидер парламентской фракции Блока коммунистов и социалистов, исполнительный секретарь ПСРМ Влад Батрынча, «мы продолжаем консультации, учитываем мнение других коллег. В ПСРМ решения принимаются коллегиально, консенсусом. Мы обсудим и примем решение по кандидату – будет ли он кандидатом от ПСРМ или скомпрометированной фигурой». При этом он отказался назвать имена потенциальных кандидатов, которых обсуждают левые партии.
Отвечая на вопрос о партиях, с которыми ПСРМ ведет переговоры, депутат отметил, что речь идет о семи партиях. При этом он назвал только Партию коммунистов и Партию развития и консолидации Молдовы, которую возглавляет экс-премьер-министр Ион Кику.
Кроме того, Батрынча заявил, что социалисты не рассматривают в качестве партнеров партию "Возрождение" и другие политические формирования, которые поддерживают оппозиционного политика Илана Шора, переехавшего в Москву.
Между тем команда И. Шора может внести серьезный вклад в победу объединенной оппозиции. Представители этой команды сегодня имеют большинство в одном из самых крупных районов Молдовы – Оргеевском, а также в культурной автономии болгар на юге Молдовы – в Тараклийском районе. Ну и, конечно, наиболее сильный политический актив – это Гагаузская автономия, которую сейчас возглавляет Евгения Гуцул, победившая на выборах как кандидат партии «Шор», впоследствии запрещенной властями РМ.
Е. Гуцул убеждена, что оппозиционным силам будет дан шанс на победу на следующих президентских и парламентских выборах только в том случае, если они смогут преодолеть накопившиеся противоречия и объединить свои усилия.
Башкан Гагаузии озвучила свое намерение провести встречи с ключевыми лидерами оппозиции, и эти планы были выполнены. Евгения Гуцул провела встречи с лидерами политических партий, формирующих парламентский Блок коммунистов-социалистов – Владимиром Ворониным и Игорем Додоном. Целью этих встреч стало обсуждение планов дальнейшего сотрудничества. Также в ходе встреч было высказано убеждение, что оппозиционные силы получат шанс на победу на следующих президентских и парламентских выборах только в том случае, если они смогут преодолеть накопившиеся противоречия и объединить свои усилия.
Также у главы исполнительной власти Гагаузии запланированы встречи с руководством партии "Возрождение", представители которой высказали готовность к сотрудничеству. «Если говорить о партии «Возрождение», то у нас 100% будет кандидат, которого мы поддержим. Я очень сильно надеюсь, и мы делаем всё для того, чтобы это был общий кандидат от оппозиции, хотя бы от четырёх и более партий», – заявил один из лидеров этой политической партии Александр Нестеровский.
Поддержка команды Илана Шора достаточно велика и в других районах Молдовы, и это дает основания для уверенности в победе. «Майя Санду больше никогда не станет президентом, а PAS проиграет как президентские, так и парламентские выборы. Мы будем бороться, но не за должности и власть, а за справедливость, которая должна быть восстановлена в стране и за процветание и развитие нашей Молдовы. Президентом Республики Молдова станет кандидат, которого поддержит команда Илана Шора», – заявила вице-председатель запрещенной партии «Шор» Марина Таубер на пресс-конференции.
Такие заявления в достаточной степени подкрепляются и результатами социологических исследований. Опрос, результаты которого не понравились Майе Санду, показывает, что, если бы в ближайшее воскресенье состоялись досрочные парламентские выборы, партия PAS набрала бы 31,2%, а Блок коммунистов-социалистов (БКС) – 23,4 %. Из непредставленных в парламенте представителей оппозиции лучший результат получила бы оппозиционная партия "Шанс" – более 11%. Эта партия на прошедших в ноябре всеобщих местных выборах была отстранена за два дня до голосования, но тем не менее продолжает оставаться в топе рейтинга молдавских партий. И таким образом, PAS по результатам этого опроса теряет большинство в парламенте.
Сможет ли молдавская оппозиция объединиться ради спасения страны – прогнозировать пока невозможно. Слишком уж глубоко укоренилось в молдавском политическом классе стремление к единоличному успеху, которое очень часто превалирует над общенациональными интересами. Однако в нынешней ситуации на кону стоит уже само существование Республики Молдова как независимого государства и ни малейшего преувеличения в этом нет.
Пожалуй, лучше всех текущую ситуацию в стране обрисовал политолог Ян Лисневский: «Народ ждал от оппозиции каких-то действий, пока она воевала между собой, выясняя, кто бандит. Народ совершенно не волнует, кто из них бандит, а кто нет. Люди хотят безопасности и стабильности. Оппозиция может победить только совместными усилиями, заключив «пакт о ненападении». А иначе Санду нарисует себе второй срок президентства, и тогда война».
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram