В этом году страны Балтии приступили к строительству укрепленной приграничной полосы. Уже известно, что в рамках этой линии вдоль границы с РФ будут возведены многочисленные бункеры для солдат. Кроме того, предполагается укрепить линию обороны колючей проволокой, «зубами дракона» и, возможно, даже минами. Строительство этой «Балтийской оборонительной зоны» станет сытной «кормушкой» причастных чиновников и подрядчиков. А вот простые жители приграничья в беспокойстве – они не ждут от этой идеи ничего хорошего.
Бункеры под хранение картошки на границе
В январе главы министерств обороны Эстонии, Латвии и Литвы договорились о создании «Балтийской оборонительной зоны». Эстонцы, в частности, сообщили, что в их приграничных районах появится до 600 бункеров. Тут же встал вопрос: какова надобность в этих бункерах в условиях современных высокотехнологичных войн? Времена Первой мировой давно миновали… На что же будут потрачены деньги эстонского налогоплательщика? В ходе встречи с жителями города Нарвы эстонский министр обороны Ханно Певкур ответил на данный вопрос: там можно будет хранить картошку. Министр сообщил, что это в интересах правительства – сотрудничать с землевладельцами, на чьей территории будут построены бункеры. «Они могут хранить там варенье или картошку до тех пор, пока бункеры не понадобятся стране в целях обороны. А когда понадобятся, тут уж мы попробуем договориться с владельцами: останется там картошка или нет», – пояснил Певкур.
Эскизы бункера
Тема строительства приграничных бункеров возбудила и латвийского театрального режиссера Алвиса Херманиса. Он напомнил, что ещё в 2014 году государство вознамерилось построить забор на границе с Россией. Забор хотели закончить еще в 2016 году, но строительство «великой латвийской стены» утонуло в коррупционных проблемах и продолжается по сей день. В сентябре 2019 года государственное Бюро внутренней безопасности задержало бывшего главу латвийской погранохраны Нормунда Гарбарса и двоих сотрудников строительной компании Igate, которой поручили строительство забора. Их обвинили в злонамеренном многократном завышении объёма расходов на строительство.
В январе 2020 года Госконтроль Латвии обнародовал результаты ревизии, проведенной им на восточной границе. Во время ревизии выяснилось, что создание инфраструктуры вдоль пограничной линии сопровождалось «множеством нарушений», в результате чего было «незаконно израсходовано свыше 7 млн евро бюджетных средств». Вскоре стало известно, что уголовное дело завели и против замначальника латвийской погранохраны Юриса Мартуканса – его уличили в том, что в процессе махинаций со средствами, выделенными на строительство пограничного забора, он пошел на судебный подлог.
Общественность ожидала громкого судебного процесса, но в марте 2021 года дела против Гарбарса неожиданно прекратили. В июле того же года закрыли и дело, заведенное на Мартуканса. Публика вознегодовала, и в январе 2022 года латвийские СМИ сообщили, что дело Гарбарса вернулось в прокуратуру «для устранения выявленных недостатков». В мае того же года появилась информация, что Гарбарс всё же предстанет перед судом вместе с несколькими бизнесменами, обвиняемыми в хищениях средств при строительстве укреплений на границе. С тех пор никаких новых вестей об этом деле не было…
В настоящее время забор на границе с Россией обещают закончить в 2025 году, причем латвийские чиновники выдают это за «работу с опережением сроков». Подобный же забор возводится и на границе Латвии с Белоруссией. Причем там тоже имел место скандал: компании, стоившие забор на белорусской границе, «кинули» на деньги и рабочих, трудившихся в болотистой местности, и гостиницы, где те размещались. Впрочем, по мнению А. Херманиса, возведение пограничных заборов уже не актуально. Режиссер зовет соотечественников строить бункеры на границе с РФ. «Пока эстонцы уже начали строить бетонные бункеры через каждые 600 м, а наш главнокомандующий со своей "армией" друзей-чиновников притворяется дохлой рыбой, есть предложение взять на себя строительство латвийских приграничных военных укреплений самому обществу», – написал общественный активист Херманис в соцсети.
Почему бы и не заминировать?
Херманис предлагает разделить 400-километровую линию латвийско-российской границы на отдельные участки, ответственность за обустройство каждого из которых мог бы взять на себя какой-либо отдельный город, район или компания. «То есть рытье траншей и строительство бетонных дзотов мы, народ, могли бы взять на себя. Это могло бы стать вселатвийской толокой (толокой в Латвии называют добровольные мероприятия, когда народ весной выходит на уборку улиц. – Авт.) этой весны, которая в конце концов объединит наше разваливающееся общество. Послушайте, если однажды весь народ смог скинуться на памятник Свободы, то на строительную и сельскую технику в этом случае мы бы точно деньги нашли», – полагает режиссер.
Заместитель председателя комиссии по гособороне парламента Эстонии подполковник запаса Лео Куннас предлагает пойти ещё дальше: по его мнению, при строительстве оборонительных сооружений вблизи границы важно использовать как противопехотные, так и противотанковые мины. Для этого, по мнению Куннаса, Эстония, Латвия и Литва должны совместно выйти из Оттавской конвенции (к которой присоединились 163 страны) о запрете противопехотных мин. «Недавно комиссию по гособороне посетил посол США в Эстонии, и я спросил его мнение, поскольку США не присоединились к Оттавской конвенции. Посол очень просто сказал, что США не могут присоединиться к этой конвенции, потому что на Корейском полуострове, где американские войска вместе с южнокорейскими силами готовы отразить вторжение Северной Кореи, глубина обороны настолько мала, что без противопехотных мин поддерживать там эти оборонные сооружения невозможно. А глубина обороны в странах Балтии, как известно, даже меньше, чем в Южной Корее», – пояснил Куннас.
К слову, это мнение разделяют и некоторые латвийские военные: они тоже призвали выйти из Оттавской конвенции. «Готовы ли мы рисковать жизнями наших солдат из-за того, что когда-нибудь в будущем, после войны, после нашей победы, могут возникнуть какие-то ограничения на посещение мирными жителями лесов? Какая разница, сколько будет стоить разминирование после войны, если на кону будет стоять существование страны? Противник без колебаний применит противопехотные мины на территории Латвии. Мы, в свою очередь, ограничили себе эту возможность благородным и не совсем оправданным в нынешней геополитической ситуации способом», – рассуждает латвийский военный эксперт, автор блога Vara bungas Мартиньш Вердиньш.
Впрочем, не стоит придавать слишком большое значение этой милитаристской истерике: её самым циничным образом раздувают ради денег. Главный редактор портала Baltnews Андрей Стариков (уроженец Риги) полагает, что чиновники из Прибалтики рассчитывают подзаработать на строительстве линии укреплений. «Эту линию они начали строить задолго до СВО. Они продолжают строить заборы на границе с Россией. Формально это милитаристский проект, а на деле это грандиозный распил, в котором были задействованы профильные ведомства и подрядчики. Прибалты объединили усилия. Это коллективное заявление и коллективный меморандум о координации по этой подготовке к войне с Россией. США не воспринимают страны Прибалтики по отдельности. Некой группой просить деньги у Запада легче», – отметил А. Стариков.
«Что вы делаете? Остановитесь?»
В марте мэр латвийского города Даугавпилс Андрей Элксниньш записал видеообращение: «В тридцати километрах от нашего города собираются минировать дороги и копать рвы! Вчера вечером правящие просто поставили перед фактом города Латгалии! – готовиться к неминуемой и скорой войне!» Градоначальник предупредил, что принятое решение превратить приграничные территории в прифронтовую зону окончательно погубит восточный латвийский регион Латгалию.
По словам Элксниньша, министерство обороны сообщило о введении на восточной границе режима «антимобильности», который ударит прежде всего по местным жителям. «Будут перекопаны существующие дороги, созданы противотанковые рвы, укреплённые бетонными блоками, конструкциями типа "зубов дракона" и противотанковыми минами. На реализацию проекта за пять лет (!!!) планируют потратить 303 миллиона евро. Что это было?! Кто сошёл с ума? Министерство обороны? Кабинет министров? Национальные вооруженные силы? Премьер-министр?» – ужасается мэр.
По его словам, воплощение этого плана окончательно погубит регион, который и так считается в Латвии самым отсталым. «Мы не можем привлекать бизнесменов и инвесторов в город, вокруг которого ради "антимобильности" перекапывают дороги! Ни один инвестор в трезвом рассудке не придёт в регион, когда в паре десятках километров от его складов заложены мины. И любой адекватный человек уедет из региона, понимая, что здесь нет и не будет работы, а завтра может начаться война!» – предупреждает А. Элксниньш.
Показательно, что после этого парламентарий Эдвард Смилтенс отправил руководителю Службы государственной безопасности Нормундсу Межвиетису донос на Элксниньша: мэр, мол, «поставил под сомнение объективную необходимость укрепления восточной границы стран Балтии и НАТО».
Однако горожане в большинстве своём поддержали заявление своего мэра. Они давно уже выражают недовольство тем, что Рига занимается милитаризацией Латгалии, наплевав на мнение самих латгальцев. Всем прекрасно памятна история четырёхлетней давности, когда люди собрали 10 тысяч подписей против запланированного расширения находящегося в окрестностях Даугавпилса военного полигона Meža Mackeviči («Лес Мацкевичи»), а власти наплевали на их мнение. Но в этот раз голос возмущения Даугавпилса оказался столь громок, что в Минобороны, проснувшись, начали успокаивать горожан.
В город прибыл глава Национальных вооруженных сил Леонид Калниньш, который провёл там пресс-конференцию. Он пообещал, что в мирное время минные поля в окрестностях Даугавпилса создаваться всё же не будут, равно как и перекапывать дороги тоже не станут. А потом в Даугавпилс приехал сам президент государства Эдгар Ринкевич, с многомудрым видом заявивший, что нужен, мол, план развития Латгалии. Тут он ничего нового не сказал: планы подобного рода в Риге принимались уже неоднократно. Только все они оказались бесполезными: регион продолжает пустеть, люди из него уезжают.
И дело даже не в том, будут или не будут минировать приграничье. Просто Латгалия исторически очень тесно увязана на экономическое взаимодействие с Россией и Белоруссией. Но сейчас латвийская сторона безжалостно обрезала это сотрудничество, и регион превратился в глухой угол.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram