Геополитическая катастрофа, которой являлся распад СССР, привела к образованию новых независимых государств, которые немедленно стали объектами долговременной стратегии Запада по втягиванию их в свою геополитическую орбиту. Этому процессу весьма способствовало то, что к власти в большинстве из новообразованных государств пришли национальные элиты, которые для упрочения своей власти взяли курс не просто на тесное сотрудничество с западными странами, но и стали утверждать в своей политике антироссийские тенденции.
Чаще всего это происходило явно в ущерб интересам этих государств и их населения, однако, к сожалению, подобная политика в определенные периоды возобладала и уже в середине 1990-х годов привела к созданию ряда межгосударственных организаций под патронажем западных стран, в первую очередь США.
Прежде всего, в этом плане речь идет об Организации за демократию и экономическое развитие, которая более известна как ГУУАМ по аббревиатуре входивших в нее государств – Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы. Чуть позже, уже в 2002 году, Узбекистан покинул эту компанию, сократив название до ГУАМ. Даже по составу организации можно судить о том, что целью, которую преследовал Запад при ее инициировании, являлось развитие субрегионального сотрудничества в экономической и/или военно-политической сфере с участием этой группы государств в Причерноморском бассейне.
Судя по всему, создание этой организации было своеобразной «пробой пера», так как в реальности членство в ней являлось формальным и ни к чему особенному не обязывало за исключением участия в регулярных встречах, которые видимо, должны были декларировать способность бывших союзных республик создавать международные организации без участия Российской Федерации. При этом никаких особых преференций и преимуществ члены ГУАМ от участия в этой организации не получали.
В 2009 году президент Молдовы Владимир Воронин на вопрос о перспективах организации заявил, что «ГУАМ как региональная организация нежизнеспособен и бесперспективен». Воронин отметил, что эта организация «не имеет предмета для решений», а все попытки её реанимировать провалились. Два года спустя посол Молдовы в России, говоря о ГУАМ, заявил, что его страна разочарована «разницей между тем уровнем, что говорили раньше, когда мы вступали в эту организацию, какие экономические возможности были, и тем, что сегодня реально Молдова не чувствует экономической помощи от этой организации».
Судя по всему, необходимость своеобразного «апгрейда» кураторства над этими постсоветскими государствами поняли и на Западе, создавая новый проект вовлечения в свою орбиту стран, входивших в ГУАМ.
Программа, получившая название «Восточное партнерство», была запущена в 2009-м, как декларировалось «с целью укрепления и углубления политических и экономических отношений между ЕС, его государствами-членами и шестью восточноевропейскими и южно-кавказскими странами-партнерами: Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Республикой Молдова и Украиной». То есть в этой программе присутствовали хорошо знакомые по ГУАМ страны, к которым была добавлена Беларусь.
Эта программа отличалась уже гораздо большей дифференциацией подхода к каждой стране-участнику. Например, для Молдовы в этой организации был предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Произошло это именно в 2009 году (совпадение? Нет, не думаю!), когда в результате беспорядков, которые носили явный характер государственного переворота, к власти пришел альянс проевропейских партий.
В первую очередь население соблазнили возможностью предоставления права безвизового въезда в страны ЕС. Для жителей Молдовы, из которой к тому времени уже эмигрировало более 1 миллиона человек, что составляло практически четверть населения на момент распада СССР, это являлось очень привлекательным обещанием, так как такое же количество молдован готовы были последовать примеру своих родственников и знакомых и отправиться в Европу искать даже не столько достойную жизнь, сколько возможность просто заработать на нее. При этом достаточно большая часть жителей РМ питала определенные надежды, что пришедшие к власти проевропейские политики смогут улучшить ситуацию в стране за счет расширения сотрудничества с Евросоюзом.
Эта иллюзия поддерживалась достаточно долго вплоть до подписания договора об ассоциации с ЕС в 2014 году. Однако последствия этого шага оказались очень серьезными и крайне негативными для Молдовы. Она, согласно этому договору, который был подписан ее представителями практически без изучения, обнулила таможенные пошлины на импорт продукции из ЕС, полностью открыв свой рынок для европейских товаров, а взамен получила небольшое увеличение квот на экспорт своей продукции в ЕС. Этот договор с ЕС фактически лишил молдавских фермеров их основного рынка сбыта – России и стран ЕАЭС, так как они, со своей стороны, были вынуждены ввести таможенные пошлины на импорт продукции из Молдовы для защиты своих производителей.
Потеря этого рынка никак не могла быть компенсирована выделяемыми Евросоюзом квотами на молдавскую сельхозпродукцию, что в настоящее время привело к острому кризису в сельском хозяйстве – основной отрасли экономики страны. В частности, многие плодовые сады на севере сегодня находятся в запустении вследствие того, что сбыта для урожая просто нет – продажи в Россию сегодня связаны с большим трудностями, а на Западе молдавские яблоки и сливы просто не нужны.
Все это начало приводить значительную часть населения к выводу, что декларируемая «евроинтеграция» направлена не на улучшение ситуации в стране, а просто на предотвращение сотрудничества с Россией.
При все этом Молдову долгое время называли «историей успеха» «Восточного партнерства», но все закончилось после того, как в конце 2014 года под продолжающиеся разговоры о евроинтеграции и на глазах, а точнее не без участия «проевропейского» правительства из банковской системы страны украли 1 млрд евро. Резкий рост коррупции в стране, кумовство и продажность судебной системы привели к тому, что в 2015-м генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд опубликовал статью, в которой открыто назвал Молдову захваченным государством.
В июне 2018 года ЕС заморозил любую макрофинансовую помощь Кишиневу. И заявил, что не возобновит ее, пока молдавские власти не сосредоточатся на реформах, расследовании кражи миллиарда и обеспечении демократических выборов. По сути, Запад понял, что управлявший на тот момент в Молдове олигархический режим В. Плахотнюка необходимо менять, пока он полностью не дискредитировал продвигаемую идею евроинтеграции. Этот замысел был реализован в 2020 году с победой Майи Санду на президентских выборах и последующей победой в 2021 году поддерживающей ее партии PAS на досрочных парламентских выборах.
К тому времени проект «Восточное партнерство» уже находился в стадии глубокого упадка. Белоруссия, никогда не отличавшаяся активностью в этом проекте, официально покинула его. События на Украине, а также в Грузии и Армении потребовали нового формата для контроля за этими государствами со стороны Запада. Результатом этих усилий стало появление еще одного неожиданного формата, получившего название «Ассоциированное трио», которое состояло из государств, подписавших в конце июня 2021 года договор об Ассоциации с ЕС – Молдовы, Украины и Грузии.
В данном случае можно говорить о том, что эта организация объединила наиболее русофобские страны на постсоветском пространстве, если не считать государства Прибалтики, и поэтому не вызывает сомнения, что создавалась она исключительно для демонстрации противостояния с Россией.
«Я должен поприветствовать более тесную координацию между Грузией, Молдовой и Украиной, а также их запрос на усиленное сотрудничество с Евросоюзом», – отметил тогда глава европейской дипломатии Жосеп Боррель.
На сегодняшний день «Ассоциативное трио» никак не проявляет себя, встречи этого формата не проводятся. Отдельные эксперты объясняют происходящее некоторой «обидой» со стороны Грузии, которая, в отличие от Украины и Молдовы, не получила статус страны-кандидата в ЕС. В то же время очевидно, что власти Украины и Молдовы сегодня больше сосредоточены на вступлении в ЕС и НАТО, чем на сотрудничестве в рамках организации, которую они сами признают формальной.
Ну а если говорить отдельно о Молдове, то приходится констатировать, что её участие во всех вышеперечисленных международных организациях не привело к тем последствиям, которые ждало население. Очевидно прямо противоположное – Молдова катится вниз по всем показателям и практически уже не может считаться суверенным государством. Более того, определенные признаки говорят о том, что не исключена утрата ею и формальной независимости.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
________________________
Рис.: А. Горбаруков