Структуры вроде «Ассоциированного трио» ведут Молдову к утрате суверенитета - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

Структуры вроде «Ассоциированного трио» ведут Молдову к утрате суверенитета

Геополитическая катастрофа, которой являлся распад СССР, привела к образованию новых независимых государств, которые немедленно стали объектами долговременной стратегии Запада по втягиванию их в свою геополитическую орбиту. Этому процессу весьма способствовало то, что к власти в большинстве из новообразованных государств пришли национальные элиты, которые для упрочения своей власти взяли курс не просто на тесное сотрудничество с западными странами, но и стали утверждать в своей политике антироссийские тенденции.

Чаще всего это происходило явно в ущерб интересам этих государств и их населения, однако, к сожалению, подобная политика в определенные периоды возобладала и уже в середине 1990-х годов привела к созданию ряда межгосударственных организаций под патронажем западных стран, в первую очередь США.

Прежде всего, в этом плане речь идет об Организации за демократию и экономическое развитие, которая более известна как ГУУАМ по аббревиатуре входивших в нее государств – Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы. Чуть позже, уже в 2002 году, Узбекистан покинул эту компанию, сократив название до ГУАМ. Даже по составу организации можно судить о том, что целью, которую преследовал Запад при ее инициировании, являлось развитие субрегионального сотрудничества в экономической и/или военно-политической сфере с участием этой группы государств в Причерноморском бассейне.

Судя по всему, создание этой организации было своеобразной «пробой пера», так как в реальности членство в ней являлось формальным и ни к чему особенному не обязывало за исключением участия в регулярных встречах, которые видимо, должны были декларировать способность бывших союзных республик создавать международные организации без участия Российской Федерации. При этом никаких особых преференций и преимуществ члены ГУАМ от участия в этой организации не получали.

В 2009 году президент Молдовы Владимир Воронин на вопрос о перспективах организации заявил, что «ГУАМ как региональная организация нежизнеспособен и бесперспективен». Воронин отметил, что эта организация «не имеет предмета для решений», а все попытки её реанимировать провалились. Два года спустя посол Молдовы в России, говоря о ГУАМ, заявил, что его страна разочарована «разницей между тем уровнем, что говорили раньше, когда мы вступали в эту организацию, какие экономические возможности были, и тем, что сегодня реально Молдова не чувствует экономической помощи от этой организации».

Судя по всему, необходимость своеобразного «апгрейда» кураторства над этими постсоветскими государствами поняли и на Западе, создавая новый проект вовлечения в свою орбиту стран, входивших в ГУАМ.

Программа, получившая название «Восточное партнерство», была запущена в 2009-м, как декларировалось «с целью укрепления и углубления политических и экономических отношений между ЕС, его государствами-членами и шестью восточноевропейскими и южно-кавказскими странами-партнерами: Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Республикой Молдова и Украиной». То есть в этой программе присутствовали хорошо знакомые по ГУАМ страны, к которым была добавлена Беларусь.

Эта программа отличалась уже гораздо большей дифференциацией подхода к каждой стране-участнику. Например, для Молдовы в этой организации был предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Произошло это именно в 2009 году (совпадение? Нет, не думаю!), когда в результате беспорядков, которые носили явный характер государственного переворота, к власти пришел альянс проевропейских партий.

В первую очередь население соблазнили возможностью предоставления права безвизового въезда в страны ЕС. Для жителей Молдовы, из которой к тому времени уже эмигрировало более 1 миллиона человек, что составляло практически четверть населения на момент распада СССР, это являлось очень привлекательным обещанием, так как такое же количество молдован готовы были последовать примеру своих родственников и знакомых и отправиться в Европу искать даже не столько достойную жизнь, сколько возможность просто заработать на нее. При этом достаточно большая часть жителей РМ питала определенные надежды, что пришедшие к власти проевропейские политики смогут улучшить ситуацию в стране за счет расширения сотрудничества с Евросоюзом.

Эта иллюзия поддерживалась достаточно долго вплоть до подписания договора об ассоциации с ЕС в 2014 году. Однако последствия этого шага оказались очень серьезными и крайне негативными для Молдовы. Она, согласно этому договору, который был подписан ее представителями практически без изучения, обнулила таможенные пошлины на импорт продукции из ЕС, полностью открыв свой рынок для европейских товаров, а взамен получила небольшое увеличение квот на экспорт своей продукции в ЕС. Этот договор с ЕС фактически лишил молдавских фермеров их основного рынка сбыта – России и стран ЕАЭС, так как они, со своей стороны, были вынуждены ввести таможенные пошлины на импорт продукции из Молдовы для защиты своих производителей.

Потеря этого рынка никак не могла быть компенсирована выделяемыми Евросоюзом квотами на молдавскую сельхозпродукцию, что в настоящее время привело к острому кризису в сельском хозяйстве – основной отрасли экономики страны. В частности, многие плодовые сады на севере сегодня находятся в запустении вследствие того, что сбыта для урожая просто нет – продажи в Россию сегодня связаны с большим трудностями, а на Западе молдавские яблоки и сливы просто не нужны.

Все это начало приводить значительную часть населения к выводу, что декларируемая «евроинтеграция» направлена не на улучшение ситуации в стране, а просто на предотвращение сотрудничества с Россией.

При все этом Молдову долгое время называли «историей успеха» «Восточного партнерства», но все закончилось после того, как в конце 2014 года под продолжающиеся разговоры о евроинтеграции и на глазах, а точнее не без участия «проевропейского» правительства из банковской системы страны украли 1 млрд евро. Резкий рост коррупции в стране, кумовство и продажность судебной системы привели к тому, что в 2015-м генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд опубликовал статью, в которой открыто назвал Молдову захваченным государством.

В июне 2018 года ЕС заморозил любую макрофинансовую помощь Кишиневу. И заявил, что не возобновит ее, пока молдавские власти не сосредоточатся на реформах, расследовании кражи миллиарда и обеспечении демократических выборов. По сути, Запад понял, что управлявший на тот момент в Молдове олигархический режим В. Плахотнюка необходимо менять, пока он полностью не дискредитировал продвигаемую идею евроинтеграции. Этот замысел был реализован в 2020 году с победой Майи Санду на президентских выборах и последующей победой в 2021 году поддерживающей ее партии PAS на досрочных парламентских выборах. 

 К тому времени проект «Восточное партнерство» уже находился в стадии глубокого упадка. Белоруссия, никогда не отличавшаяся активностью в этом проекте, официально покинула его. События на Украине, а также в Грузии и Армении потребовали нового формата для контроля за этими государствами со стороны Запада. Результатом этих усилий стало появление еще одного неожиданного формата, получившего название «Ассоциированное трио», которое состояло из государств, подписавших в конце июня 2021 года договор об Ассоциации с ЕС – Молдовы, Украины и Грузии.  

В данном случае можно говорить о том, что эта организация объединила наиболее русофобские страны на постсоветском пространстве, если не считать государства Прибалтики, и поэтому не вызывает сомнения, что создавалась она исключительно для демонстрации противостояния с Россией.

«Я должен поприветствовать более тесную координацию между Грузией, Молдовой и Украиной, а также их запрос на усиленное сотрудничество с Евросоюзом», – отметил тогда глава европейской дипломатии Жосеп Боррель.

На сегодняшний день «Ассоциативное трио» никак не проявляет себя, встречи этого формата не проводятся. Отдельные эксперты объясняют происходящее некоторой «обидой» со стороны Грузии, которая, в отличие от Украины и Молдовы, не получила статус страны-кандидата в ЕС. В то же время очевидно, что власти Украины и Молдовы сегодня больше сосредоточены на вступлении в ЕС и НАТО, чем на сотрудничестве в рамках организации, которую они сами признают формальной.

Ну а если говорить отдельно о Молдове, то приходится констатировать, что её участие во всех вышеперечисленных международных организациях не привело к тем последствиям, которые ждало население. Очевидно прямо противоположное – Молдова катится вниз по всем показателям и практически уже не может считаться суверенным государством. Более того, определенные признаки говорят о том, что не исключена утрата ею и формальной независимости.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

________________________

Рис.: А. Горбаруков

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
606
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика