В этом году шествие «Бессмертного полка» в Киргизии 9 мая не состоится: оно отменено «из соображений безопасности». Тем не менее киргизстанцы готовятся отметить День Победы, и «Бессмертный полк» живет в их душах.
Об этом говорили на выставке «Они прикрыли жизнь собою», организованной Национальным историческим музеем Киргизской Республики, Киргизско-Российским Славянским университетом и Русским культурным центром «Гармония». В основу экспозиции организаторы положили материалы и результаты исследования неизвестных страниц подвига пограничников-киргизстанцев в битве с фашизмом, проведенного историком Леонидом Сумароковым. Выставка посвящена 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию создания Пограничной службы Киргизской Республики. В раскрытии неизвестных страниц пограничного подвига участвовали потомки пограничников-фронтовиков.
Мы победили, потому что были едины
Академик Национальной академии наук Киргизии Розалия Дженчураева – дочь легендарного пограничника Джаманкула Дженчураева. 22 июня 1941 года она вместе с отцом встретила войну на белорусско-польском участке советской границы.
«Перед рассветом весь личный состав отцовской комендатуры, несший пограничную службу недалеко от Бреста, был поднят по тревоге, – рассказала Розалия Джаманкуловна. – Косяки тяжелых немецких бомбардировщиков нескончаемым потоком проплывали над головами. Они шли на восток бомбить Минск, Смоленск».
Командованием пограничной комендатуры было принято решение отправить членов семей комсостава в тыл. Женщин и детей усадили на солому в кузове грузовой машины рядом с закрепленной у кабины бочкой с бензином. Дорога предстояла дальняя, но прощанье с родными оказалось коротким.
Большая смоленская дорога была забита беженцами: кто тянет тележку со скарбом, кто едет на лошади, кто идет пешком. Машин не так много, но они также заполнены людьми.
То и дело происходили налеты немецкой авиации. Выныривая из-за леса, самолеты пикировали, чтобы расстрелять беженцев. «Наш водитель, молодой солдат Иван Шалатуркин, – вспоминает Розалия Дженчураева, – если не успевал затормозить при налете, наоборот, прибавлял скорости, и пока самолет делал очередной заход, резко тормозил, нас быстро буквально выбрасывали за борт машины. Мы прятались либо в лесу, либо в пшенице, колосившейся на обочине».
Так повторялось изо дня в день, пока беженцы не добрались до железнодорожной станции, где пересели в товарные вагоны и двинулись на восток.
А в это время пограничная комендатура Джаманкула Дженчураева вела бой, оказывая мужественное сопротивление наступавшим фашистам. Многие пограничники погибли, здание комендатуры, дома комсостава, казармы были уничтожены. Джаманкул Дженчураев, бывший в ту пору начальником штаба комендатуры, отдал команду на выход пограничных подразделений из окружения. Прорываться пограничникам на соединение с частями РККА пришлось через плотное вражеское кольцо с боями. Боевой рейд по тылам врага был долгим и драматичным.
В декабре 1941 года в оперативных сводках сообщалось об умелых действиях пограничников 16-го пограничного полка в тылу врага под Москвой. Особенно удачной оказалась операция, проведенная под командованием капитана Дженчураева, по освобождению деревни Юшково, где размещался полк противника. Горстка пограничников, разработав дерзкий план, выбила фашистов из деревни и захватила большой арсенал оружия и техники. После этой операции Дженчураев досрочно получил воинское звание майора и был награжден орденом Красного Знамени.
Джаманкул Дженчураев
Но самой главной наградой стал предоставленный ему отпуск для свидания с семьей. Дженчураев спешно выехал в город Бугуруслан, где после продолжительных скитаний по военным дорогам обосновалась его семья.
«Свидание с отцом было коротким – всего один день, – уточнила детали встречи с отцом Розалия Джаманкуловна. – Отец убедился, что мы все живы и в безопасности, и уже на следующий день мы провожали его. Минуты радости от встречи слились с минутами печали в единое чувство тревоги. На вокзале уйма народа, на фронт отправлялись воинские части, перрон был битком забит отъезжающими и провожающими. Как помню, около выхода оркестр играл “Вставай страна огромная...”. Мама плачет. Мы, четверо детей, уже осознавшие весь трагизм войны и за долгий путь от границы научившиеся реагировать на каждый налет авиации, сбились в плотную кучку. В душе беспокойство, ведь в глазах еще стояли ужасные картины убитых, искалеченных беженцев и массовых разрушений и волнение от расставания с отцом, нашим защитником и опорой».
Война набирала обороты, приучая всех людей жить по-военному, по-новому относиться друг к другу. Вот внезапно в Бугуруслан приехали из Москвы жены сослуживцев отца по комендатуре – Мария Стрионова и Мария Пономаренко со своими детьми: оказывается, началась эвакуация из Москвы. Времени на раздумье не было – Дженчураевы всех разместили в своем жилье. Для того чтобы прокормить многочисленную семью, три хрупкие женщины брались за любую работу. Не отставали от старших и дети. Рабочий день начинался с пяти утра и длился до поздней ночи. В воскресенье – посещение раненых в госпитале.
Чтобы скрасить их досуг, взрослые брали с собой детей. Маленькая Розалия исполняла национальные танцы между кроватями, а в конце пела песню:
Встает над городом заря,
Как самый яркий флаг,
Сегодня праздник Октября,
Ровней ребята шаг...
Когда с фронта приходили письма, их читали и перечитывали вслух все вместе по многу раз. Это были скупые сообщения о военной жизни и в основном просьба писать подробнее о детях, о родителях. И опять плакали. Бывало, что письма задерживались, тогда женщины успокаивали друг друга и старались вместе отгонять тяжелые мысли. Дружба семей пограничников 3-й погранкомендатуры, которая началась еще на границе и поддерживала людей в трудную минуту, сохранилась на многие послевоенные годы.
«Я горжусь тем, – произнесла Розалия Джаманкуловна, – что в схватке с врагом моего отца Джаманкула Дженчураева, прожившего тяжелую, но яркую жизнь, окружали преданные товарищи и проверенные испытаниями друзья. Как и мой отец, я с гордостью называю имена начальника погранотряда, а затем командира дивизии генерала Поленова, командира 16-го погранполка Алексеева, начальников погранзастав Разбегаева и Стрионова, политруков Пономаренко и Казначеева, начальника штаба Петракова. С особой теплотой вспоминаю молодого солдата-водителя Ваню Шалатуркина, в июне 1941 года на своем грузовике вырвавшего нас из огненного ада. Фактически мы ему обязаны своей жизнью».
Только такие сильные, мужественные люди, объединенные единой целью и боевым братством, всегда равнявшиеся друг на друга, могли одолеть лютого врага. Они вызывают восхищение и любовь.