Президентские выборы в Молдове, которые пройдут этой осенью, станут решающим моментом в определении будущего этой маленькой постсоветской республики, зажатой между Украиной и Румынией. В случае если нынешнему главе государства Майе Санду удастся переизбраться на второй срок, это может закончиться крахом тридцатилетней молдавской государственности.
Сегодня республика стоит сразу перед несколькими угрозами, которые могут положить конец ее существованию. Первая и наиболее вероятная, судя по тем шагам, которые предпринимает Санду и поддерживающая ее партия власти PAS, заключается во втягивании Молдовы в открытый военный конфликт с Российской Федерацией на стороне Украины и НАТО. Причем происходит это в нарушение нейтрального статуса страны, зафиксированного в Конституции.
Вторая, также уже достаточно очевидная, заключается в том, что страна может просто потерять свою государственность в результате оккупации румынской армией под предлогом защиты румынских граждан, проживающих на территории Молдовы, – соответствующий закон уже инициирован для рассмотрения в Бухаресте. А учитывая то, что на сегодняшний день все руководство Молдовы, в том числе президент, премьер, спикер парламента и депутаты парламентского большинства, являются обладателями румынских паспортов, нынешняя молдавская власть не будет противиться такому варианту развития событий.
Третья угроза происходит из самого факта пребывания во власти Санду и ее приспешников: за последние четыре года вследствие крайне некомпетентного управления страной страна оказалась ввергнута в жесточайший экономический кризис, резкий рост внешней и внутренней задолженности и поэтому продление срока пребывания во власти этой команды может окончательно добить страну.
Несмотря на все эти обстоятельства и значительное падение рейтингов как самой Санду, так и поддерживающей ее партии PAS, вероятность переизбрания этого политика на второй срок сохраняется. Согласно опросу, который был проведен социологической компанией iData, Санду заняла первое место среди возможных кандидатов на пост президента, несмотря на то что ее рейтинг – 27,9% – ныне в два раза ниже, чем при избрании на этот пост. И тем не менее Санду опережает всех возможных кандидатов.
Прежде всего, это связано с разобщенностью оппозиции, ее слабой способностью к консолидации, а также с тем, что на сегодняшний день Молдову можно охарактеризовать как государство с авторитарным режимом, в котором Санду и ее команда способны и готовы использовать любые средства для удержания власти. К этому относятся закрытие оппозиционных телеканалов и интернет-сайтов, широчайшее применение административного ресурса и принятие законодательных актов, которые призваны создать наиболее благоприятные условия для переизбрания Санду на второй срок.
Наглядным примером сказанного является принятие закона, позволяющего на предстоящих президентских выборах голосовать гражданам Молдовы, проживающим за пределами страны, по почте. При этом подобный способ голосования допускается не для всех представителей диаспоры, а только для проживающих в странах, где Санду уверена в своей поддержке – США, Канаде, Швеции, Исландии. Таким образом, огромная молдавская диаспора, проживающая в России и никогда не поддерживавшая проевропейских политиков, лишена возможности принять участие в голосовании этим способом.
Кроме того, очевидно, что проконтролировать подобный способ голосования практически невозможно. И еще – голосование в США и Канаде будет проходить тогда, когда избирательные участки в самой Молдове уже закроются и станет ясен примерный расклад голосов. Таким образом, власти – а подавляющее большинство членов ЦИК РМ представляют партию PAS – получат возможность «скорректировать» результаты выборов в необходимую сторону.
Лишний раз на это обратил внимание общественности бывший премьер республики Ион Кику, комментируя подписанный Санду закон, разрешающий молдавским избирателям за рубежом голосовать по почте, но при этом не распространяющийся на граждан республики, которые проживают в России.
«Санду готова растоптать принципы демократии в угоду дополнительных возможностей для фальсификации выборов. Но ни Янису Мажейксу (посол Евросоюза в Молдавии. – Ред.), ни Урсуле фон дер Ляйен (председатель Еврокомиссии. – Ред.) не интересно, что в Молдове нарушаются любые европейские принципы и стандарты. Им важно сохранить преступный режим у власти», – написал И. Кику.
Голосование по почте – беспроигрышный вариант для Санду и её внешних кураторов
Но по большому счету все эти соображения гарантируют для Санду всего лишь выход во второй тур президентских выборов, а вовсе не саму победу на них, тем более сразу в первом туре. В то же время, по крайней мере, на сегодняшний день невозможно назвать и кандидата, который смог бы стопроцентно победить действующего президента в этом втором туре.
В первую очередь такая ситуация обусловлена личными амбициями представителей молдавской оппозиции. Немаловажно и то, что президентские выборы многие из них рассматривают как начало предвыборной кампании к выборам парламентским, которые должны пройти через полгода после президентских. Учитывая то, что Молдова является парламентской республикой и президентский пост дает реальные полномочия только в случае поддержки парламента, подобная позиция препятствует реальной консолидации оппозиционных кандидатов.
Тем не менее переговоры о потенциальном сотрудничестве между оппозиционными партиями проходят достаточно оживленно, хотя на данный момент и не дали реального результата. Тем не менее круг основных кандидатов от оппозиции на президентских выборах очерчен уже достаточно четко.
Одним из основных кандидатов оппозиции мог бы стать экс-президент Молдовы Игорь Додон, который, без сомнения, хочет взять реванш за поражение от Майи Санду во втором туре президентских выборов 2020 года. Партия социалистов, которую возглавляет Додон, продолжает играть ведущую роль в политической жизни страны, несмотря на определенные проблемы, возникшие за последние три года. При соответствующей консолидации оппозиции Додон может без проблем пройти во второй тур выборов, но вот на этом этапе против него может сыграть достаточно сильный антирейтинг, который продолжает сохраняться после предыдущих выборов. Несмотря на то что все попытки режима Санду привлечь Додона к уголовной ответственности по совершенно надуманным и притянутым «за уши» основаниям провалились, определённые пропагандистские нарративы все еще влияют на отношение электората к экс-президенту. И по тому же рейтингу iData у И. Додона – всего лишь 13,3%.
У других потенциальных кандидатов оппозиции процент еще меньше, но отсутствие антирейтинга дает им больше возможностей для повышения популярности. К таким кандидатам, прежде всего, относится Ион Кику, занимавший пост главы правительства в последний период президентства И. Додона. Несмотря на то что Партия объединения и возрождения Молдовы, которую основал и возглавляет И. Кику после ухода с поста главы правительства, не представлена в парламенте, на прошедших в ноябре всеобщих местных выборах она сумела одержать победу в ряде крупных и важных районов страны и имеет достаточно хорошие перспективы на ближайших парламентских выборах. Что касается лично Кику, то он по праву считается одним из самых взвешенных политиков, реально оценивающих необходимость сотрудничества и построения конструктивных отношений с Россией в интересах своей страны, что он уже продемонстрировал, находясь на посту премьер-министра.
Учитывая современные тенденции в политике, нельзя обойти вниманием и то, что среди оппозиционных политических сил присутствует экс-башкан Гагаузии Ирина Влах, которая, основав политический проект «Платформа Молдова», готова попробовать себя в качестве политика на национальном уровне. Однако тут необходимо четко понимать, что значительная часть населения Молдовы пока не готова голосовать за представительницу Гагаузии, и с этим необходимо считаться при определении единого кандидата от оппозиции.
Говоря об оппозиции нельзя не упомянуть о политическом блоке «Победа», созданном политическими силами, которые связаны с одним из главных оппозиционных политиков Молдовы Иланом Шором. Среди этих политических сил сегодня нет персоналий, которые могли бы на предстоящих выборах выступить в качестве сильного кандидата от оппозиции, но это связано исключительно с возрастным цензом для кандидата в президенты Молдовы. По молдавскому законодательству участвовать в выборах могут лица не моложе 40 лет. Только это условие накладывает ограничение на участие в выборах сразу нескольких представителей этого политического блока.
Однако очевидно, что без поддержки политического блока «Победа» кандидат от оппозиции не имеет шансов на приемлемый результат на национальном уровне. Достаточно только упомянуть, что Илан Шор имеет широкую поддержку в Гагаузской автономии, одном из крупнейших районов страны – Оргеевском, а также в культурной автономии молдавских болгар – Тараклийском районе. Поэтому для реального противостояния режиму Санду необходимо тесное сотрудничество между блоком «Победа» и другими оппозиционными силами.
Всё вышеизложенное не исключает и другого варианта, при котором, например, единым кандидатом от оппозиции может быть выдвинута личность, хорошо известная в Молдове, пользующаяся уважением и политически нейтральная. Такое вариант вполне вероятен в силу того, что способен привести к консенсусу молдавских политиков, известных своим гипертрофированным честолюбием.
Если подобный кандидат будет определен, то он сможет получить полную поддержку оппозиционных сил, и тогда можно будет говорить о том, что шансы на смещение действующего президента Майи Санду в результате выборов становятся реальными.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
________________________
Рис.: А. Горбаруков