День труда 1 мая правительства Азербайджана, Узбекистана и Казахстана отметили подписанием меморандума о сотрудничестве по объединению энергосистем трёх стран. Министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров выразил уверенность в том, что стороны смогут обеспечить интеграцию энергосистем и эффективное использование возобновляемых источников энергии, а также сотрудничать в производстве зелёной энергии и экспорте её через Азербайджан в Европу.
Минэнерго Казахстана указало на перспективы соединения энергосистем постсоветских республик – для этого планируется проложить высоковольтный кабель по дну Каспийского моря. Проект техзадания прокладки такого кабеля уже сформирован, заверили в Астане.
Министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев отметил, что базовые подходы по реализации проекта обсуждены и согласованы. Он также уточнил, что в рамках вышеуказанного техзадания «будет разработана предполагаемая бизнес-модель для развития международных трансмиссионных коридоров (финансирование, поток доходов и владение) и для продажи зелёной энергии в страны Европейского союза».
Таким образом, абстрактная «Европа» конкретизирована до Евросоюза, с которым ни одна из трёх участниц проекта не граничит. При этом Азербайджан состоит в проекте ЕС для шести постсоветских республик «Восточное партнёрство».
В теории экспорт продукции зелёной энергетики в Евросоюз из Азербайджана возможен. Для этого потребуется продолжить строительство дорогостоящей инфраструктуры. Однако официальные представители государств-участников проекта не спешат делиться подробностями ни по продолжению энергомаршрута, ни по сопряжению его с другими энергосистемами, ни по источникам финансирования идеи подписанного меморандума.
Столь же умозрительным представляется вовлечение в проект новых участников. Естественно видеть среди них потребителей электроэнергии. Иран, долго закупавший её у Армении в обмен на газ, сокращает свой энергодефицит. Однако именно он мог бы инвестировать в ЛЭП на своей территории, если стоимость электроэнергии будет приемлемой. Такую идею возможно реализовать в рамках энергетического коридора «Север-Юг».
В этом случае возникает противоречие с заявленной целью – экспорта именно в Евросоюз и именно зелёной электроэнергии, т. е. более дорогой, чем выработанной из других видов топлива. Северное направление экспорта в ЕС через Россию выглядит не менее сложным.
Меморандум о прокладке электрокабеля по черноморскому дну подписали 17 декабря 2022 года четыре участника – Азербайджан, Грузия, Венгрия и Болгария. Из них основным донором является Азербайджан, Грузия – больше транзитёром, а потребителями – два участника из ЕС.
Реализация проекта осложнена российской СВО на Украине. В свете последних событий нельзя исключать повторения терактов вроде тех, которые были совершены в отношении «Северных потоков».
Азербайджан участвует в обоих проектах прокладки электрокабелей – и каспийском, и черноморском. Он же видится основным выгодоприобретателем их реализации. Во всяком случае так представляет ситуацию окружение Ильхама Алиева.
Основания для таких утверждений есть. Более 90% азербайджанского экспорта составляют нефть, газ и продукты их первичной переработки. По итогам 2023 года на долю нефтяного экспорта пришлось около 48% и 51% – в 2022 году. Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные составили 91% прошлогоднего экспорта Азербайджана. Ничего необычного – так было и в предыдущие годы.
Волатильность на рынках энергетических товаров создаёт дополнительные риски, которые официальному Баку совсем не нужны. Поэтому, исходя также и из политических соображений, аналитики искали и таки нашли новое экспортное направление. Они тем интереснее для ЕС, чем больше соответствует модной зелёной повестке. Хотя за ней стоит сжигание углеводородов на азербайджанских ТЭС.
Грузия с начала года резко (более чем на порядок) нарастила объёмы экспорта электроэнергии. Только за I квартал её экспорт электроэнергии вырос в 14 раз. Причём основной объём выбрал Азербайджан и четверть – Армения, пытающаяся встроиться в общий энергетический рынок ЕАЭС.
Турция, закупающая небольшие объёмы электроэнергии в Армении, планирует к 2030 году закрыть пятую часть внутренних потребностей собственной ядерной энергетикой. «Росатом» до 2026 года введёт в эксплуатацию все четыре энергоблока АЭС «Аккую» мощностью по 1200 МВт каждый, что позволит закрыть примерно десятую часть потребностей Турции в электроэнергии. Анкара ведёт переговоры с российской госкорпорацией о строительстве ещё одной АЭС на севере страны близ города Синоп мощностью 4,8 ГВт.
Вопрос интеграции энергосистем Азербайджана, Узбекистана и Казахстана сейчас лежит скорее в плоскости ценовой политики и поддержания стабильности национальных энергосистем. Приграничные районы часто целесообразно снабжать импортной электроэнергией, нежели генерируемой на национальных мощностях. Иногда это даже вопрос не цены, а состояния инфраструктуры, требующей больших и долгосрочных инвестиций.
Поэтому заявленное 1 мая намерение экспорта в ЕС представляется отдалённой перспективой, по крайней мере на начальном этапе реализации проекта соединения энергосистем трёх постсоветских республик. Положительный эффект сразу проявится в удовлетворении дефицита на национальных рынках. Вопрос стоит даже шире – в повышении энергетической безопасности. Сейчас в этом более остальных заинтересован Казахстан.
Объединение энергетических систем Азербайджана, Узбекистана и Казахстана также может принести целый ряд иных выгод. Среди них – улучшение эффективности энергосектора. Развить успех помогут совместные программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Практически сразу при проработке идеи объединения энергосистем, и это вполне закономерно, возник вопрос развития инфраструктуры объединения. Актуализировано строительство и модернизация сетей передачи энергии и других объектов. Причём с оглядкой на Баку, Ташкент и Астану корректируют свои планы Тбилиси и Ереван.
Поэтому естественным практическим выходом станет активизация многостороннего сотрудничества с вовлечением правительств, госкомпаний и крупного частного бизнеса. Иностранные инвесторы, как это часто бывает, способны привнести новые технологии, обеспечить доступ к новейшему оборудованию и снять чувствительность ряда проблемных вопросов – от генерации до сбыта.
В целом объединение энергетических систем трёх постсоветских государств может быть выгодным стратегическим шагом даже в том случае, если выход на энергорынок ЕС не состоится. В любом случае положительный эффект будет ощутимым, способствующим устойчивому экономическому и социальному развитию стран-участниц.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram