Кого Россия сможет выбрать в БРИКС в антисанкционные союзники? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.12.2024 |

Кого Россия сможет выбрать в БРИКС в антисанкционные союзники?

Ситуация в настоящий момент складывается так, что западные санкции против России и Белоруссии не снимут как минимум в ближайшей перспективе. Евросоюз же принимает очередной пакет санкций, в рамках которого вводятся новые ограничения как на российский импорт, так и на экспорт. Касается это в первую очередь сырья. Также будут затронуты и финансовые операции, и без того проблемные из-за прежних санкций.

Страны ЕАЭС, как известно, опасаются вторичных санкций, готовы их соблюдать, в чем не раз заверяли инспекторов из США и Евросоюза. Показательно, что против Белоруссии, всё теснее сотрудничающей с РФ, никаких дополнительных санкций с 2022 года пока не введено, что в очередной раз говорит об избирательности санкционной политики Запада вчера и сегодня. Набирающее обороты с 2022 года экономическое партнерство Белоруссии со странами Африки не приводит даже к угрозам Запада насчет вторичных санкций против этих стран. Например, без таких угроз и санкций остаётся крупнейший африканский проект белорусской стороны – совместный проект Белоруссии и Зимбабве по разработке зимбабвийских алмазов, реализация которого планируется с текущего года (хотя против Зимбабве сохраняются некоторые санкции Запада).

Что же касается дальнейшего санкционного прессинга на РФ, то речь идет в первую очередь о новых ограничениях или запретах на поставки в Россию стратегических видов промышленного сырья, на импорт в страны ЕС гелия, новые ограничения на межбанковские операции. В ЕС пошли и дальше, заподозрив Россию в финансировании ряда ультраправых европейских партий. Не исключено, что эти «подозрения» родились в тех же целях – подготовки почвы для максимального ужесточения санкций. Может, и от имени ООН – под предлогом российского финансирования терроризма (как это было осуществлено, например, ранее с Ливией, Суданом, Сирией, частично с Ираном, Южным Йеменом).

В то же время санкционное лицемерие Запада в отношении РФ сохраняется уже потому, что ЕС и почти все другие страны Запада, как известно, продолжают ввозить из РФ урановую руду, химудобрения, нефть с нефтепродуктами, ряд видов продовольствия. В том числе с использованием реэкспортных схем – через другие страны ЕАЭС, Турцию, ряд стран Южной, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, и не только.

При этом открытым остаётся и вопрос, какие страны могут позволить себе попросту «забить» на санкции, отвернувшись – хотя бы на время – от Вашингтона, Брюсселя, Лондона?

В данном контексте примечателен «настрой» в Венгрии: планируется в 2024-25 гг. повысить мощность нефтепровода «Адрия» через Хорватию к её адриатическому терминалу Омишаль и построить нефтепровод в Сербию для транзита и поставок в основном российской нефти. Правда, Будапешту ЕС угрожает санкциями, но тому препятствуют политические причины, прежде всего рост «непробрюссельских» настроений в Венгрии и в ряде других стран Восточной Европы.

Но что будет в результате? В Брюсселе поступят, скорее всего, так: введут частичные временные санкции не против самих «строптивых» стран ЕС (иначе возможен их собственный «брексит»), а против их конкретных компаний или банков. Как это вводилось, причем временно, за сотрудничество ряда бизнес-структур ЕС-региона с подсанкционными Ливией, Ираном, Сирией, Суданом (впрочем, Брюссель в свое время не вводил санкционных ограничений за экономические связи стран ЕС, например, с полпотовской Кампучией, с режимами апартеида в Южной Африке).

А как поведут себя, под угрозой реальных вторичных санкций страны БРИКС и ЕАЭС? В наиболее сложном положении, по очевидным причинам, могут оказаться страны ЕАЭС, поскольку Казахстан, Киргизстан и Армения едва ли станут впрямую «подставляться» под санкции. Впрочем, на Западе, да и в этих странах понимают, что их включение в санкционные режимы наверняка укрепит их взаимосвязи с РФ, а это не в интересах западных стратегов. Вдобавок Запад сохраняет, повторим, экономические связи с Россией. С учетом этих факторов полная «подсанкционость» стран-партнеров РФ по ЕАЭС весьма сомнительна.

       

Что же касается стран-партнеров по БРИКС, здесь – в случае дальнейшего ужесточения западных санкций против России – ситуация сложнее. Потому что давние финансово-экономические взаимосвязи этих стран с Западом во многом предопределяют все внутри- и внешнеэкономические показатели данных стран. Определенное исключение здесь составляют КНР и частично Индия, финансово-экономический и, соответственно, экспортный потенциал которых позволяет в меньшей степени зависеть от санкционной политики Запада. Поэтому именно Китай наиболее активно  в сравнении с другими участницами ведущей «пятерки» БРИКС  развивает экономическое взаимодействие с РФ (и Белоруссией). В свою очередь, Индия недавно восстановила свою заинтересованность в зоне свободной торговли с РФ-ЕАЭС.

По оценке Российского совета по международным делам, экономики всех стран-партнеров России по БРИКС «тесно интегрированы в «американоцентричные» финансовые расчеты. Разрыв таких связей для большинства стран БРИКС будет болезненным». Поэтому они не будут форсировать отказ от доллара США или полностью игнорировать антироссийские, антииранские санкции. Кроме того, «сама природа БРИКС в том, что это не блоковая структура с единой внешнеэкономической политикой, с постоянно действующими секретариатом и системой институтов».

Наиболее стабильный антисанкционный союзник РФ вне «базовой пятерки» БРИКС – это Иран, с которым у РФ-ЕАЭС уже действует зона свободной торговли. А иранский экспорт в Россию с 2022 года активно заполняется высокотехнологичными товарами. В то же время, ввиду антииранских санкций/ограничений со стороны Запада, антисанкционные возможности Ирана в сфере реэкспорта, в отличие от КНР, Индии, стран-партнеров РФ и Белоруссии по ЕАЭС, остаются ограниченными.

Тем не менее внешнеторговый транзит России (и Белоруссии) через Иран, в том числе в рамках известного проекта «Север-Юг», становится для российско-белорусского союза одним из основных, притом кратчайших выходов на международные внешнеторговые маршруты. И характерно, что Запад не вводит (во всяком случае, пока) каких-либо санкционных мер против трансиранского транзита. Проводя всё ту же политику «выборочных» санкций, предопределяемых сугубо политической конъюнктурой.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1811
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика