Процессы, происходящие последние три года вокруг Республики Молдова, все больше начинают приобретать характер, сходный с тем, что происходит вокруг соседнего государства Украины, с той только разницей, что на сегодняшний день на территории Молдовы не идут военные действия. Практически во всех остальных аспектах, таких как полное подчинение органов власти и высших государственных лиц западным кураторам, открытая антироссийская внешняя и русофобская внутренняя политика, трансформация государственных структур в авторитарные режимы с преследованием оппозиции и ограничением свободы слова и деятельности оппозиционных СМИ, режимы, действующие сегодня в Кишинёве и Киеве, очень близки по духу и предпринимаемым действиям.
Поэтому, конечно, не случайно, что подобная синхронизированная политика получила своего рода поощрение в виде синхронного же предоставления Украине и Молдове статуса стран – кандидатов на вступление в ЕС. Однако хорошо известно, что ситуация в обеих странах настолько далека от выполнения тех критериев, которые необходимы для вступления в ЕС, что для ускорения этого процесса существует только один путь – через «постель» НАТО. По сути, Украина первой решилась на этот путь, что привело к хорошо известным последствиям в виде Специальной военной операции российских вооруженных сил.
Наиболее странным и даже диким в этой ситуации является то, что подобное развитие событий никак не отразилось на позиции руководства Молдовы, которое, несмотря на нейтральный статус этой страны, зафиксированный в Конституции РМ, уверенно идет той же дорогой, что и киевский режим.
Сближение Молдовы с НАТО происходило давно, начиная еще с 1994 года, но ограничивалось исключительно мирными программами: так, при финансировании и содействии НАТО были ликвидированы огромные склады пестицидов, остававшиеся с советского времени. Впоследствии между Молдовой и НАТО было заключено соглашение, получившее название «Партнерство ради мира», в рамках которого военнослужащие Национальной армии начали принимать участие в миротворческих миссиях НАТО. Это «плавно перетекло» в отдельные случаи участия молдавских военных в различных военных учениях со странами НАТО.
Ну а с приходом к власти Майи Cанду и прозападной партии PAS начал открыто подниматься вопрос об отказе от конституционного нейтралитета, который, по мнению Санду и К°, не в состоянии обеспечить безопасность страны. Начало СВО на Украине стало поводом для нынешнего молдавского руководства открыто заявить о необходимости вступления в НАТО, однако у правящей партии все-таки не хватает мандатов для изменения Конституции и исключения из нее статьи о нейтралитете.
Впрочем, это абсолютно не мешает нынешней власти накачивать Молдову западным оружием, отвечающим стандартам НАТО, и проводить на своей территории военные учения. Такие учения – Regex 2024 – проходят в Молдове буквально в эти дни. В них участвуют десятки боевых машин и тысячи военнослужащих НАТО. Речь идет о военных Румынии, Польши, Великобритании, Франции и США. В Бельцах, на севере страны, военные Молдовы «тренируются» вместе с военнослужащими 82-й воздушно-десантной дивизии США.
Подобная насыщенность страны западными военными может оказать содействие официальному Кишиневу, например, в «зачистке» Гагаузской автономии, с которой у президента и правительства особенно обостренные отношения, а именно во введении там особого правового режима. Далее власть Молдовы со своими западными кураторами может пойти и дальше – например, на ряд провокаций против миротворцев России в Приднестровье.
Предусматривать реальность подобного сценария особенно актуально в свете информации о том, что Киев хочет пролонгации и эскалации украинского конфликта за счет дестабилизации в Приднестровье и Гагаузии. «НАТО по большому счету не возражает, если это произойдет. Это очень тревожная комбинация, которая, в общем-то, должна всех насторожить», – отметил политолог доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. Эксперт обратил внимание на то, что в данной ситуации у России ограничен ресурс, так как отсутствует непосредственная граница с Республикой Молдова.
В то же время в условиях невозможности отмены нейтралитета страны и инициирования процесса вступления Молдовы в НАТО очевидна активность кишиневского режима по заключению двусторонних договоров в военной области. Так, например, в марте этого года министры обороны Франции и Молдавии Себастьян Лекорню и Анатолий Носатый подписали в Париже соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности. Это произошло в ходе двухдневного визита молдавской делегации во главе с президентом М. Санду во Францию. Церемонию подписания после выступлений глав государств в соцсети X (Twitter) транслировал Елисейский дворец. Также президент Франции Э. Макрон заявил о намерении в ближайшие месяцы открыть в Кишиневе постоянную миссию французского министерства обороны, задачей которой будет обучение молдавских военнослужащих «в целях повышения совместимости вооруженных сил» двух стран.
Кстати, аналогичное соглашение незадолго до этого было подписано между Парижем и Киевом, что лишний раз подтверждает, что Молдова и Украина синхронно идут одним и тем же гибельным курсом.
Аналогичный договор Молдова заключила с еще одной страной НАТО Румынией. Согласно этому документу, Румыния и Молдова будут оказывать друг другу взаимную поддержку во время военных операций под эгидой ЕС, НАТО, ООН и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Положение об этом будет включено в межправительственное соглашение между двумя странами о сотрудничестве в области обороны. Также Бухарест и Кишинев будут сотрудничать в области материально-технического обеспечения, транспорта, телефонной и интернет-связи, финансовой и медицинской поддержки и эвакуации в чрезвычайных ситуациях. И опять же нельзя не отметить, что военные операции под эгидой многих таких организаций могут начать против Гагаузии или Приднестровья.
И наконец, на этой неделе, как сообщил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель, ЕС и Молдова подписали соглашение о партнерстве в области обороны и безопасности. Здесь Молдова даже опередила Украину: как заявил Боррель, «Молдова стала первой страной, заключившей партнерское соглашение по безопасности и обороне с Европейским союзом. Такое партнерство повысит устойчивость этой страны. Это позволит вместе решать общие проблемы в области безопасности, сделать наше взаимодействие более эффективным, изучить новые области сотрудничества».
В соответствии с предложением ЕС, Молдова увеличит обмен с НАТО разведданными, будет проводить совместные военные учения и будет включена в совместные закупки оружия альянса. Таким образом, уровень взаимодействия «нейтрального» государства с военным блоком выходит на беспрецедентный уровень. При этом нельзя не отметить, что обмен разведданными может происходить только, если Молдова – часть Евросоюза, но пока что подобное развитие событий Молдове только обещают и то не раньше 2030 года.
Партнерство между Молдовой и Европейским союзом в области безопасности и обороны, вытекающее из подписанного документа, представляет собой политическое соглашение о расширении сотрудничества в этих областях, разъяснил МИД Молдовы. Но разведданные – это уже достаточно далеко от политики. На основе этого партнерства Молдова и ЕС будут проводить «ежегодный диалог в сфере безопасности и обороны, смогут установить тематические диалоги по некоторым направлениям, представляющим взаимный интерес». Все ведет к тому, что Молдову лишают суверенитета уже и в вопросе государственной безопасности. Соглашение, как говорят, политическое, но параллельно с ним ведутся вовсе не политические, а военные учения НАТО.
И еще один момент. Хорошо известно, что Евросоюз – политическая структура, не имеющая своих вооруженных сил и, соответственно, неспособная обеспечить даже свою безопасность, не говоря уже о чьей-то еще. Существовавший когда-то как придаток НАТО военный Западно-европейский союз (ЗЕС) уже давно и тихо скончался, и сегодня безопасность ЕС обеспечивается исключительно за счет существования НАТО. Таким образом, в подписанном Молдовой документе Евросоюз является всего лишь ширмой, плохо скрывающей торчащие уши НАТО. А сам документ, соответственно, может стать для Молдовы роковым, учитывая, чем закончилось стремление Украины вступить в Североатлантический альянс.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram