
Сенат Олий Мажлиса на заседании 18 мая одобрил закон о ратификации соглашения между Министерствами обороны Узбекистана и США о мерах по защите секретной военной информации, которое было подписано в Вашингтоне 9 июня 2023 года. Его ратификация не потребует каких-либо изменений в законодательстве и выделения дополнительных средств из бюджета.
По оценке председателя комитета по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма Равшанбека Алимова, ратификация данного соглашения послужит созданию гарантий сотрудничества между двумя странами, а также безопасности и обороноспособности РУз. Кроме того, это создаст необходимые условия для взаимовыгодного обмена секретной военной информацией «по соответствующим вопросам».
По мнению Р. Алимова, военно-политическая ситуация в мире и Центрально-Азиатском регионе, существующие военные угрозы требуют развития военно-технического сотрудничества Вооруженных сил Узбекистана с развитыми странами, в том числе с США. С этой точки зрения вопрос ратификации соглашения между узбекским Минобороны и американским Минобороны о мерах защиты секретной военной информации «является логическим продолжением усилий по развитию двусторонних отношений». Председатель комитета также напоминает, что США одними из первых признали независимость Узбекистана и на протяжении последних лет являются одним из важных партнеров страны.
В свою очередь, председатель сената Танзила Нарбаева назвала документ «хорошим законом», который охватывает вопросы взаимовыгодного обмена информацией, получения безвозмездной военно-технической помощи для обеспечения национальной безопасности, проведения учебных занятий по эксплуатации военной техники со стороны подразделений Минобороны и другие.
Необходимо отметить, что ратификации вышеназванного соглашения предшествовали два визита в Узбекистан главы Центрального командования Вооружённых сил США генерала Майкла Куриллы – летом 2022 года (вскоре после назначения на пост) и осенью 2023 года.
Особенно громко освещался первый приезд М. Куриллы 15 июня 2022 года в рамках его 90-дневной ознакомительной поездки по 20 государствам, находящимся в зоне ответственности Центрального командования США.
В ходе своего турне американский генерал охарактеризовал Узбекистан как часть «слушающего тура», где он хотел бы услышать от каждой страны об угрозах, с которыми она сталкивается, и о возможностях для укрепления партнерства.
Помимо руководства Минобороны, М. Курилла встречался тогда с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и секретарем Совета безопасности Виктором Махмудовым. По словам главы Центкома, в ходе встреч и обсуждений стороны искали возможности для военных двух стран поделиться уроками, извлеченными из боевого опыта, накопленного за 20-летний период. Исходя из заявления американского генерала, «среди этих извлеченных уроков – улучшение боевого медицинского обслуживания. Во время боев за последние 20 лет наши войска многому научились с точки зрения технологий, методов и передового опыта в поддержании жизни наших войск во время боя. Теперь мы поделимся этой с трудом обретенной мудростью с нашими узбекскими партнерами. Мы также надеемся изучить узбекскую подготовку, методы и порядок действий, которые могут быть полезны для наших американских вооруженных сил».
Как отмечают ведущие центральноазиатские эксперты, логика действий Майкла Куриллы исходит из того, что американские войска имеют военные интересы в регионе. США, чьи военные операции направлены против геополитических соседей Узбекистана – их врагов, пытаются милитаризировать Центральную Азию, поскольку регион граничит с Китаем, Россией и Ираном и его можно использовать как «второй фронт» против этих государств.
Однако, как бы ни старался Вашингтон, центральноазиатские страны не усматривают со стороны Москвы каких-либо угроз своему суверенитету.
Еще одна большая проблема для Вашингтона состоит в том, что Казахстан уже несколько лет не проводит совместные с США учения под названием «Степной орёл». Ранее, начиная с 2000 года, в них обязательно участвовали бойцы миротворческих подразделений армии РК – сначала «Казбат», а позже «Казбриг», подразделения стран НАТО, а также представители ВС других государств Центральной Азии. Причем они не всегда проходили на казахстанских полигонах: «Степной орел» «долетал» и до Германии, и до США.
Согласно сделанному в феврале 2022 года послом России в Казахстане Алексеем Бородавкиным заявлению, «сейчас мы становимся свидетелями того, насколько далекую от миролюбия по отношению к России и, следовательно, ее союзникам линию проводят Вашингтон и Североатлантический альянс. Так что, насколько мне известно, "Степной орёл" в Казахстане "летать" больше не будет. А мы совместно с казахстанскими друзьями будем укреплять и совершенствовать миротворческий потенциал ОДКБ, доказавший свою состоятельность не словом, а делом.
Не поддалась Астана и на уговоры американцев разместить на казахстанской территории выводимую из Афганистана военную и разведывательную инфраструктуру ВС США, а также неких афганских «беженцев», которые сотрудничали с силами западной коалиции в ИРА».
Таким образом, претерпев неудачи с Казахстаном, американцы решили «взять в оборот» Узбекистан, используя его в качестве потенциального театра военных действий.
Несмотря на заявленное в последнее время довольно тесное сближение Узбекистана с США в военно-технической сфере, внутри страны разворачивается широкая дискуссия в части вступления в ОДКБ. Напомним: ровно 32 года назад именно в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран СНГ, и Узбекистан входил в организацию до 2012 года.
Сегодня прозападные узбекские специалисты утверждают, что не стоит возобновлять приостановленное тогда членство в ОДКБ, так как ничего «особого и экстраординарного в секторе безопасности Узбекистану сейчас делать не нужно, у него и так все хорошо». А вхождение в такие организации, как ОДКБ, дескать, никаких дополнительных возможностей для Узбекистана не формирует, но может создавать новые риски, связанные с необходимостью направлять своих военнослужащих за пределы страны для выполнения международных обязательств.
Большинство узбекистанских экспертов, наоборот, полагают, что крупнейшей по населению стране Центральной Азии стоит подумать о членстве в ОДКБ, поскольку возвращение Узбекистана в организацию значительно усилило бы его возможности в сфере безопасности, особенно в условиях роста реально существующих угроз, которые по понятным причинам коллективный Запад не декларирует, заставляя своих подопечных распространять информацию об отсутствии у Ташкента проблем в сфере безопасности, а именно международного терроризма и экстремизма, наркотрафика, незаконного оборота оружия и других.
Практически все государства – члены ОДКБ в настоящее время являются стратегическими партнёрами и союзниками Узбекистана, и это позволяет надеяться, что расширение масштабов евразийской интеграции в рамках таких организаций, как СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС поможет Узбекистану вернуть статус полноценного члена Организации Договора о коллективной безопасности.
Пока же Узбекистан выбирает стратегию многоуровневого сотрудничества с внешними партнерами, отдавая приоритет взаимодействию с западными странами. Но есть ещё время хорошенько подумать...
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram