Безусловно, коллективный Запад не успокаивается в своем стремлении раскачать обстановку в самой закрытой и не особо для него понятной центральноазиатской стране – Туркменистане.
В начале мая во «Всемирном индексе свободы прессы», который ежегодно составляет международная организация «Репортеры без границ», Туркменистан занял 175-е место из возможных 180. Авторы рейтинга отмечают, что новости в Туркменистане, одной из самых закрытых стран мира, сводятся лишь «к восхвалению режима», а хуже, чем в Ашхабаде, ситуация со свободой слова только в Иране, Северной Корее, Афганистане, Сирии и Эритрее.
Конечно же, западные структуры совершенно удручает тот факт, что после избрания в марте 2022 года президентом Сердара Бердымухамедова цензура и слежка за журналистами усилились: все СМИ обязаны распространять линию правительства и представлять «позитивный образ Туркменистана». Журналисты, осмелившиеся нарушить эти правила, якобы подвергались преследованиям, тюремному заключению и пыткам.
Исходя из анализа «безгранично ограниченных» экспертов, правительство осуществляет жесткий контроль над газетами, радио, телевидением и интернетом, а крупные СМИ, включая Государственное информационное агентство Туркменистана (ТДХ), газеты «Туркменистан» и «Нейтральный Туркменистан», а также телеканал «Алтын асыр», транслируют правительственную пропаганду.
В данном контексте совсем непонятно, чем руководствуются так называемые исследователи, поскольку в любой уважающей себя стране, а в США и Великобритании в первую очередь, обязательно существует ряд изданий, в которых озвучивается или отражается государственная политика.
Кстати, в Туркменистане имеются и оппозиционные информационные каналы, которые, совершенно не стесняясь, в постоянном режиме вбрасывают фейки. Стоит напомнить, как 12 апреля пресс-служба МИД РФ обратила внимание на появление в сети ложной информации, вброшенной 4 апреля со ссылкой на «анонимные источники» «Хроникой Туркменистана» («независимым» информационным ресурсом), об «обсуждении Министерствами иностранных дел России и Туркменистана возможности приостановки выдачи виз туркменским гражданам».
5 апреля этот фейк растиражировал и новостной сайт Turkmen News – зарегистрированная в Нидерландах структура, имеющая тесные связи с признанной нежелательной в России НПО «Центр по исследованию коррупции и организованной преступности»* (в свою очередь, спонсируется Госдепом США, Форин офис, МИД Франции, запрещённым в России USAID* и другими).
Согласно заявлению МИД России, под видом информации «анонимных источников» с помощью сети «независимых СМИ» распространяются заведомо ложные тезисы в целях нанесения ущерба отношениям России с Туркменистаном.
Несмотря на официальное опровержение, вышеназванная «желтая» «Хроника Туркменистана» тут же насобирала новую дезинформацию о том, что в ряде областей страны всё-таки приостановили продажу авиабилетов гражданам, получившим приглашение на работу в Россию. А радио «Азатлык» пишет, что в стране перестали продавать билеты «Туркменских авиалиний» на рейсы в Москву и Казань, а в авиакассах Мары прямо отвечают: «Билеты распроданы до декабря, не спрашивайте больше про билеты в Россию».
К слову, чуть позже, 24 апреля, «Хроника Туркменистана» опять выпустила статью с очевидным громким русофобским названием «Ключ к свободе в Туркменистане лежит в Кремле». Дескать, некий читатель этой бульварной газетёнки прислал в редакцию фотографии антивоенных листовок, которые он расклеивает в одном из городов России. В них сравниваются режимы в РФ и в Туркменистане. При этом виртуальный расклейщик листовок отмечает знакомые туркменские тенденции и стремительное ухудшение ситуации: Россия явно движется в сторону Туркменистана. В свою очередь, российская пропаганда, дескать, имеет большое влияние в Ашхабаде, потому что по ТВ нечего смотреть, кроме каналов РФ, а другая альтернативная информация недоступна, так как все российские независимые информационные сайты и социальные сети, мол, заблокированы.
Ну и «на закуску»: «XT» подчёркивает, что «ключ к свободе в Туркменистане лежит в Кремле, российские власти поддерживают центральноазиатских диктаторов и кардинальных изменений можно будет добиться только после смены режима в России».
Удивительно, что, огульно обвиняя одновременно российские и туркменские власти, само издание занимается бездарной, дешёвой и оголтелой пропагандой, естественно, при активном участии структур США и их сателлитов.
Тем более что в качестве «эффективного» наставника для всего этого пагубного действа Сенат США на днях отрядил Элизабет Руд, назначенную чрезвычайным и полномочным послом США в Туркменистане. А опыта у этой американской дамы в части русофобской риторики не занимать: недаром она только что оттрубила в качестве заместителя главы дипмиссии американского посольства США в России, где неоднократно заявляла о том, что нынешнее руководство ведет РФ назад, сознательно направляя ее в новую эпоху изоляции, основанную на запугивании выдуманными внешними и внутренними врагами. Любит рассуждать американский дипломат и о том, как ей нравилась Россия в лихие 90-е годы, когда была новой «демократической» страной, где зарождались организации гражданского общества, а энергичные свободные средства массовой информации позволяли слышать разные мнения.
Вполне очевидно, с чего сразу начнет свою профессиональную деятельность на территории Туркменистана госпожа Руд. И в этом ей поможет не кто иной, как назначенный в прошлом году послом Великобритании в Туркменистане Стивен Конлон.
Недаром же британская НПО The John Smith Truste ежегодно проводит две стипендиальные программы для кандидатов из Туркменистана, России и других стран постсоветского пространства. Эта программа работает по классической схеме: стажировка – выпуск – внедрение. Стипендиаты, в числе которых отобранные чиновники, ученые, журналисты, общественники, бизнесмены, проходят «стажировки» в органах власти Великобритании и зачисляются в так называемый клуб выпускников Alumni. Далее наиболее «ценных» специалистов спонсоры «ведут» по жизни и по карьерной лестнице.
Российские эксперты с горечью признают, что дивиденды от такого сотрудничество неоценимы: бенефициары проекта JST, которыми в конечном итоге являются спецслужбы и правительства стран Запада, получают своих агентов влияния в органах власти, медиапространстве, бизнесе и общественных организациях суверенных государств. Затем через тех, кто поддерживает связь с Alumni, идет прокачка нужных коллективному Западу нарративов и усиление лобби по всему спектру вопросов.
Необходимо отметить, что продвижение программы в СНГ проходит донельзя динамично. В Кыргызстане, например, о наборе на курсы JST в конце прошлого года заявлял лично посол Великобритании в Бишкеке Николас Боулер. Собственно, в связи с такими явлениями кыргызский лидер и утвердил недавно новый закон о НПО, дабы избавиться от этого пагубного явления в своей стране.
Этого не скажешь про Туркменистан, у которого пока не имеется должного иммунитета. Однако, учитывая многолетнее плодотворное сотрудничество с Москвой на основе дружбы и взаимопонимания, сдается, что Ашхабад не удастся «пробить» никакими западными псевдоисследованиями, а также дешёвыми «коврижками» в виде обучения за рубежом...
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram