Внимательно отслеживая современную геополитическую обстановку, власти Эстонии увидели, что она даёт им возможность исполнить их давнюю мечту – избавиться от любых остатков «русского мира» и выстроить моноэтническое государство. «Зачистка» ведётся постепенно. Сначала осуществили массовый демонтаж памятников советским воинам и ликвидацию их кладбищ. Затем государство разобралось с политиками и активистами, представлявшими интересы русской общины – более умеренных просто отстранили от власти, а более радикальных бросили в тюрьмы. Потом дошла очередь и до церкви. В феврале из Эстонии был выслан глава Эстонской православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП) митрополит Евгений, а тем священникам, кто остался, выставили ультиматум: разорвать все связи с Москвой.
«А если не согласитесь, то мы вас запретим»
25 апреля представители эстонского министерства внутренних дел нанесли визит в приход Воскресенского кафедрального собора в Нарве. «Мы посещаем приходы, объясняем угрозы, которые несет в себе нынешняя ситуация, и обсуждаем с ними возможности положить конец подчинению здешней православной церкви Московскому патриархату», – пояснил вице-канцлер МВД Райво Кюйт. По его словам, приходы «пытаются подвести к выводу о неизбежности разрыва с Московским патриархатом». Наилучшим вариантом в МВД считают слияние ЭПЦ МП с параллельно действующей в стране Эстонской апостольской православной церковью (ЭАПЦ), подчиняющейся Константинополю.
В ЭАПЦ дали понять, что возражать против насильственного «слияния» с ЭПЦ МП не станут. «Наша церковь не является участником инициированного государством процесса и не может, и не желает в этот процесс вмешиваться. Если в этом возникнет необходимость, наш патриарх может, конечно, принять какие-то ещё эстонские приходы в свое духовное окормление. Гипотетически этим приходам может быть предложена в рамках апостольской православной церкви некая автономия, которая позволила бы им сохранить все свои литургические и языковые традиции. Но говорить о каких-то конкретных формах такой автономии пока слишком рано», – сказал главный викарий ЭАПЦ Маттиас Палли.
Альтернативой может стать «латвийский вариант», по которому будет создана «независимая церковь», формально не подчиненная ни Москве, ни Константинополю. В 2022 году власти Латвии «продавили» тамошнюю православную церковь на то, чтобы она разорвала связи с Московским патриархатом и объявила себя «автокефальной». Но на всякий случай у эстонского МВД припасен и ещё один аргумент, и довольно веский. «Если в ходе переговоров мы не найдём приемлемого решения, нельзя исключить применения предусмотренного законом механизма принудительной ликвидации», – пригрозил Кюйт, однако далее примирительно добавил: «Но сейчас мне кажется, что все стороны проявят мудрость и найдут правильный выход из нынешнего положения».
В особенности чиновников в Таллине волнует дальнейшая судьба Александро-Невского собора в Таллине и Пюхтицкого монастыря (в этом монастыре, находящемся в деревне Куремяэ на востоке страны, проживают более 100 монахинь и послушниц), подчиняющихся Московскому патриархату напрямую. После вынужденного отъезда митрополита Евгения наиболее авторитетным представителем «московского» православия в Эстонии является пользующаяся всеобщим уважением матушка Филарета – настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс лично посетил этот монастырь и всячески уговаривал Филарету отступиться от РПЦ. Однако матушка Филарета в открытом письме Совету церквей Эстонии отметила, что монастырь не вправе по своей воле отказываться от канонической связи с Москвой, чего требует глава МВД.
По словам игуменьи, Пюхтицкий монастырь и его насельниц пытаются втянуть в чуждые самой сути монашеского бытия политические противоречия. «Мы глубоко убеждены, что вмешательство государства в сложившийся за более чем век уклад монастырской жизни лишено какого-либо созидательного смысла. В монастыре молились и трудились в Царской России, в Советском Союзе, в Эстонской Республике – и мы искренне надеемся, что нас и впредь не лишат возможности возносить наши молитвы к Богу… Монастырь – вне политики. Таково наше кредо», – заключает Филарета.
«Центристы» пытаются защитить церковь
В эстонском Рийгикогу (парламенте) 2 мая почти два часа обсуждали предложение о признании Московского патриархата «организацией, поддерживающей военную агрессию Российской Федерации». Сама постановка вопроса о том, что ЭПЦ МП может представлять «угрозу» для страны, вызвала у ряда политиков протест. Причём, что интересно, протестовали не только депутаты от оппозиционной Центристской партии, опирающиеся на голоса русской части населения, но и некоторые представители праворадикальной Консервативной народной партии (EKRE). «Отсутствуют факты, указывающие на то, что они (прихожане ЭПЦ МП. – Авт.) представляют угрозу эстонской безопасности и конституционному строю. Нам отвечают: "Но в будущем они могут представлять угрозу". Тогда хочется задать встречный вопрос… Если бы мы были у власти и сказали: "Сейчас у нас нет фактов, что социал-демократы (главный гонитель ЭПЦ МП Лаури Ляэнеметс состоит в рядах эстонских соцдемов. – Авт.) представляют угрозу эстонской безопасности и конституционному строю, но в будущем они могут стать угрозой – и по этой причине мы ходатайствуем в суде об их закрытии". Что на это ответили бы? На это бы ответили, что подобное в правовом государстве невозможно», – отметил депутат Рийгикогу от EKRE Варро Вооглайд.
Все же 6 мая заявление было утверждено. В тексте, который поддержали 75 депутатов (против проголосовали лишь восемь), указывается, что РПЦ и его глава «используют идеологию "русского мира" как инструмент пропаганды для уничтожения последних остатков демократии в России, милитаризации российского общества и оправдания агрессии с целью расширения РФ на все территории, где Россия исторически доминировала, включая Украину». Документ содержит требование к эстонским православным общинам разорвать все связи с РПЦ.
8 мая министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс встретился с представителями действующих на эстонской территории религиозных конфессий. Его обращение к ЭПЦ МП оказалось весьма похоже на ультиматум: она, мол, может продолжить деятельность, но обязана «и юридически, и по существу разорвать связи с Московским патриархатом». По этому поводу оппозиционный парламентарий Александр Чаплыгин (Центристская партия) отметил: «Подчинить Эстонскую православную церковь Московского патриархата Константинополю – всё равно, что подчинить Эстонскую лютеранско-евангелическую церковь Ватикану. Слишком серьёзные канонические расхождения. Но наш министр внутренних дел, очевидно, убеждённый атеист».
Давят и будут давить
Сразу разнеслись слухи, что с церковью в случае её отказа от подчинения церемониться не станут. Так, оппозиционный журналист Родион Денисов предрёк: «Ну тут легко просчитать следующие шаги – официально запретят ЭПЦ МП как "организацию, поддерживающую терроризм". Затем священникам и монахиням с российским гражданством аннулируют виды на жительство. На местных священников, которые откажутся присягать Константинополю, заведут уголовные дела по статье о поддержке терроризма. Церкви насильно передадут Константинополю. Большинство простых верующих промолчит и со временем начнёт ходить в церковь под новой юрисдикцией. Россия выразит озабоченность».
Вскоре стало известно, что администрация Таллина (где недавно отрешили от должности мэра «центриста» Михаила Кылварта и утвердили его преемником главу партии соцдемов Евгения Осиновского) решила прекратить сдачу в аренду ЭПЦ МП офисных помещений на улице Пикк, 64/1-4. Там сейчас располагается церковная канцелярия, и церковь обязали очистить помещения до 21 июля. Это был прозрачный намек – будете упираться, отберём и все остальное: ведь церкви и приходские здания МПЦ официально ей не принадлежат – церковь их арендует.
Руководство церкви, оказавшееся под мощнейшим прессингом, колеблется и пока воздерживается от каких-либо однозначных ответов. В конце мая разнёсся слух о том, что один из приходов ЭПЦ МП (существующий вокруг храма Иоанна Предтечи, действующего в таллинском районе Нымме) согласился выйти из-под юрисдикции Московского патриархата. Чуть позже это известие опроверг епископ ЭПЦ МП Даниил. На вопрос журналиста, ставило ли министерство внутренних дел какие-то сроки, в которые церковный собор должен обсудить дальнейшие отношения ЭПЦ с Московским патриархатом, Даниил ответил следующее: «Всё это требует времени, даже изменение устава... В этом случае какие-то варианты нужно согласовать с юристами, возможно ли это, и так далее... У министерства было конкретное требование, чтобы своё видение этого вопроса мы предоставили к 20 мая. И мы отправили письмо, в котором говорилось, что мы сейчас предпринимаем… Какие могут быть дальнейшие наши шаги, какие возможные решения… Мы редактируем свой устав и хотим согласовать его с Министерством внутренних дел. Возможно, общецерковный собор соберётся ближе к июлю – чтобы обсудить отредактированный устав и принять какие-то такие дальнейшие решения».
Депутат Европарламента от Эстонии, член Центристской партии Яна Тоом помогла ЭПЦ МП найти юристов, которые помогут церкви отстаивать её интересы перед лицом государства. За это министр внутренних дел обвинил её чуть ли не в государственной измене. «Речь идёт об одном из лидеров Центристской партии, которая решила пойти против эстонского государства, чтобы защитить кремлёвский режим и патриарха Московского», – возмущается Ляэнеметс. Он, впрочем, признал, что в случае грамотного юридического сопротивления насильственное отделение ЭПЦ от Московского патриархата может затянуться. Однако отказываться от этого своего намерения эстонское государство ни в коем случае не собирается.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram